26 Апреля, 2024 Пятница

За что водителям приходят "письма счастья"

  • 26 февраля 2016 Общество Русский 0

    Центр фиксации правонарушений СЗАО «Безопасные дороги Беларуси» — это проект австрийской компании, МВД и Министерства транспорта и коммуникаций. Именно сюда попадают снимки с камер контроля скорости. Сейчас по всей стране функционируют 249 стационарных и 21 мобильный датчик. Сегодня у нас появилась возможность побывать в центре, где корреспондент «Р» узнала, за что водителям приходят «письма счастья». 

    — После того как датчик контроля скорости зафиксировал нарушителя, фото автоматически передаются на сервер обработки центра, — проводит экскурсию по залу, где операторы обрабатывают фото с камер, заместитель директора по развитию Эдвард Карваш. — На нем происходит первая автоматическая обработка снимков: в базе данных сверяется место расположения датчика, определяются место правонарушения, дата и время, компьютер распознает номерной знак авто. 

    После этого на мониторе оператора появляется информация о нарушителе и снимки его авто. Сейчас у нас на экране машина с российскими номерами. Водитель ехал 76 км/ч при разрешенной скорости 60. В ручном режиме специалист проверяет, корректно ли автоматическая система распознала номер транспортного средства. После оператор кликом мышки отправляет полную информацию старшему оператору, а тот подтверждает ее корректность и направляет данные в базу МВД. В случае если номера у авто не белорусские, информация отправляется в базу нерезидентов страны — водители других государств не получают «письма счастья», они платят штраф при выезде из Беларуси в пунктах контроля и оплаты (ПКО). 

    — Мы установили специальные камеры за несколько километров до приближения к ПКО, которые вычисляют автомобиль, допустивший превышение скоростного режима, — объясняет Эдвард Карваш. — Как только система обнаружила нарушителя, сотрудники ГАИ готовятся остановить транспортное средство и вынести постановление в отношении водителя-нерезидента, которое они оплачивают на месте. Кстати, чаще у нас нарушают скоростной режим гости из России. 

    Не отстают от них и водители Минска и Минской области. Средняя скорость превышения нашими гражданами — 20—25 км/ч. Зафиксирован центром и рекорд: на трассе М-1 при разрешенных 120 км/ч машина с российскими номерами ехала 264 км/ч. 

    Как только информация о нарушении попадает в базу МВД, его специалисты дают нарушениям правовую оценку, в автоматическом режиме выносят постановление и отправляют в печать. Уже здесь, в специальной комнате, где стоят только принтеры, печатаются те самые «письма счастья». Кстати, центр платит десятки миллиардов рублей в год за услуги почты, которая доставляет эти письма. 

    — На одном принтере мы печатаем постановления в отношении физических лиц, на другом — запрос к юрлицам, чтобы последние указали, кто из их подчиненных виновен в превышении скорости, — рассказывает Эдвард Карваш. — После того как вынесен вердикт в отношении нарушителя, тот должен в течение 30 дней оплатить штраф. Иначе система автоматически формирует постановление о принудительном взыскании. 

    Правда, бывает, некоторые письма так и не доходят до адресатов — они не проживают по месту регистрации. Нередко нарушители узнают о штрафе, когда хотят выехать за границу, но сталкиваются с барьером — неоплаченным штрафом по постановлению, которое в глаза не видели.

    — Чтобы такого не происходило, в Китае, например, у всех автовладельцев есть обязанность раз в месяц проверять на специальном сайте данные о наличии своих нарушений, — продолжает заместитель директора по развитию. — Мы, например, ввели удобный сервис СМС-оповещения о нарушении, особенно для тех, кто проживает не по месту своей регистрации. 

    Для того чтобы узнать более подробную информацию о деятельности центра, граждане при желании могут получить справку по телефону. Специалист 1-й категории Наталья Гузняк каждый день отвечает на сотни звонков: 

    — Вот, к примеру, с января повысилась базовая величина. Звонит водитель и говорит, что нарушил правила в декабре, а штраф пришел в январе, и возмущается: «Деньги хотите содрать?» Я же объясняю, что штраф является денежным взысканием, размер которого определяется на день вынесения постановления, а не фотофиксации нарушения. Вообще народ у нас своеобразный. Знаете, мы всегда готовимся к полнолунию, — без шуток говорит Наталья. — Когда луна в этой фазе, некоторых «носит» из стороны в сторону — мы давно это заметили. Такое в трубку кричат, что бывает за них стыдно. 

    Редко, но все же в центр поступают коллективные письма из населенных пунктов от жителей с благодарностью за установку фиксатора скоростного режима. Бывают и случаи вандализма. Вот в прошлом году в Могилевской области подвыпившие молодые люди вырвали с проводами камеру, сожгли ее в лесу, а затем остатки утопили в реке. За эти дорогостоящие немецкие приборы с GPS-системой суд приговорил злоумышленников к 4 годам строгого режима с конфискацией имущества. Что касается камер, то срок их эксплуатации не ограничен (до фактического износа) при условии прохождения поверки. Подобные системы фотофиксации, кстати, работают во всем мире.

    — Первыми применили датчики скорости немцы в 1960-х годах. Они были до безобразия простыми — на них даже не было радара, — рассказывает Эдвард Карваш. — Это была фотокамера, которую устанавливали в полицейской машине за спиной водителя. Устроена она была таким образом, чтобы на фотографии был виден спидометр полицейской машины и впереди едущее авто. Полицейский догонял нарушителя, нажимал на кнопку специального пульта, после чего получался снимок с фотофактом — нарушение.

    Фиксация скоростных режимов — это не предел возможностей центра, а один из этапов. Здесь, говорит Эдвард Карваш, непрерывно изучают современные технологии и подходы в области обеспечения безопасности: «Пока мы видим, что за годы функционирования системы фотофиксации снизилось количество скоростных нарушений. А это и есть одна из основных задач данного проекта: ниже скорость — меньше ДТП и, соответственно, меньше смертность на дорогах». 

    Чтобы не получить «письмо счастья», некоторые водители прибегают к ухищрениям: пытаются замазать свои номера, наклеить стикеры на них, подрисовать цифры. Некоторые вовсе снимают номер. Был и довольно забавный случай: водитель попытался прикрыть свой автономер компакт-диском в надежде, что тот будет бликовать и засветит цифры. Вот только не учел, что диск при движении машины мог двигаться по рамке. «Письмо счастья» к нему все равно пришло — каждая фотография, на которой видно умышленное изменение номерного знака, подвергается дополнительным проверкам. 

     

    alinakasel@gmail.com

    Фото автора

    Автор: Алина КАСЕЛЬРэспубліка

Комментарии (0)