29 Марта, 2024 Пятница

Как не ошибиться с выбором мастера по ремонту и при этом не разориться

  • 15 марта 2016 Общество Русский 0

    Как давно вы делали ремонт? Психологи советуют заниматься обновлением жилища не реже чем раз в пять лет. Правда, на практике наблюдаются две крайности: или перемены интерьера превращаются в вялотекущий процесс, или же приходится ждать гораздо дольше, чем пятилетка. Отчасти все объяснимо: на подобный серьезный шаг требуется немало средств и сил. Чтобы сохранить последние, граждане прибегают к помощи разного рода мастеров. Как не ошибиться с выбором и при этом не разориться, узнавала журналист «Р».

    По информации управления бытового обслуживания населения Минторга, в стране ремонтными работами занимаются 1054 организации. Начальник управления Валентина Левковская поясняет: в основном эти фирмы выполняют отделку. «Даже если кто-то специализируется на замене окон или дверей, они, как правило, оказывают и другие услуги», — обращает внимание Левковская. Оно и понятно: потребитель не хочет искать, кто будет выравнивать откосы, а кто переклеивать стены — он за услугу в комплексе. Поэтому в последние годы появилось довольно много фирм, предлагающих сделать ремонт под ключ. Особенно востребована эта услуга среди жильцов новостроек – в голых стенах жить точно не будешь. Правда, сейчас люди стараются сэкономить: часть работ делают своими силами, подключают друзей и знакомых, за остальными услугами обращаются к специалистам. Практически все строительные фирмы представлены в интернете. Здесь есть и примеры готовых работ, и расценки, причем разбежку в стоимости порой в 1,5 раза никто толком объяснить не может. 

    — Цена формируется исходя из запросов клиента. Мы выставляем ориентировочную смету на квартиры разной площади, но детально утверждаем ее лишь тогда, когда получаем заказ. Если просчитывать все досконально, уйдет день. А примерно половина обратившихся в категорию клиентов так и не переходит. К тому же во время самого ремонта всегда что-то меняется, и конечная цена может отличаться от первоначальной. Но на уступки мы идем – можем сбросить 5—10 процентов, — рассказывает Алексей, работник одной из минских фирм. 

    Он обращает внимание: в квартирах с маленьким метражом цены будут чуть выше средних. Мол, развернуться негде, когда в одной комнате и рабочие, и материалы с инструментами. Но дело, наверное, в ином – чего скрывать, чем больше площадь, тем выше заработок. Так что охотнее специалисты берутся за «двушки»-«трешки». Обещают уложиться в 1,5—2 месяца. Если, конечно, жилище не требует перепланировки и дальнейшего дизайнерского решения. Работы под ключ, куда входят электрика, сантехника, выравнивание всех поверхностей, покраска и оклейка, облицовка плиткой и вывоз мусора, в стандартной «двушке» потянут от 5 тысяч долларов и до более солидных сумм. Только за установку полотенцесушителя придется отдать 50 долларов, за оклейку обоев – 3 условные единицы за квадратный метр, за стяжку – 7 долларов, облицовку стен плиткой – 10—12. О дедолларизации частники не слышали. 

    Реальны ли эти цены? Другой предприниматель, Сергей К., говорит, что в большинстве случаев стоимость работ занижается намеренно – этакий способ привлечь внимание. На месте суммы автоматически увеличиваются. Сейчас, по словам специалиста, ремонт под ключ в Минске и ближних пригородах обходится в среднем в 100 долларов за квадратный метр. Если речь идет о простом косметическом ремонте, можно найти предложения за 50 условных единиц, а вот евроремонт обойдется уже в 160—180. Еще полтора года назад цены были минимум в два раза выше. Но сегодня люди считают каждый рубль, также сказывается конкуренция с нелегалами – белорусами, вернувшимися с российских заработков, и мастерами на все руки из Украины. Последние готовы работать за небольшие, по нашим меркам, деньги. 

    — В половине случаев работу, которую делали нелегалы, приходится подправлять, — делится наблюдениями Сергей и советует обращаться к официальным фирмам и мастерам. — Да и коллегам из «тени» следует быть внимательными: появились граждане, которые не прочь «кинуть» строителей, которые работают неофициально. Исходя из своего опыта и опыта знакомых таких хитрецов процентов 20 из общего числа заказчиков. Предоплату они не дают, за всем следят, на завершающей стадии начинают придираться, стремятся урезать сумму, провоцируют людей на конфликт, а затем и вовсе грозят, что вызовут милицию или пожалуются в налоговую. Работягам приходится ретироваться. Особенно обидно, когда они все делали под ключ. У меня тоже было несколько случаев, когда пытались сократить оплату, хотя я работаю легально. Теперь заключаю договоры на отдельные виды работ, выполняю их поэтапно. Есть расчет – тружусь дальше. Нет – ухожу.

    Не факт, конечно, что на другой объект: за клиентов сейчас приходится бороться. В 20—30 процентах случаев срабатывает сарафанное радио. Остальные приходят за счет рекламы. Так что не удивляйтесь листовкам в почтовых ящиках. 

    — Новичкам сейчас сложно. Многие закрывают ИП и уходят в государственную структуру: пусть там они получают меньшие деньги, зато постоянно. Если не успел наработать базу, можно сидеть без дела неделями. А за что семью кормить? – задается вопросом Сергей.

    Кстати, клиенты все чаще стремятся сэкономить не только на оплате труда мастера, но и на материалах. Если раньше закупку могли доверить строителю, то сейчас бдительные граждане просят предварительно указать цены и сравнивают с теми, что есть в интернете. Шутка ли, в прежние годы предприимчивые работники зарабатывали и на этом. Все наслышаны о схемах на стройрынках, когда в чеке выбивали большую сумму, а разницу делили между продавцом и отделочником. Чтобы не попасть впросак, заказчики не ленятся и сами отправляются по магазинам. А строителям приходится работать с теми материалами, что купили.

    — В основном люди едут в строительные гипермаркеты, обращаются к консультантам, те им предлагают исходя из своего опыта. А какой он может быть у вчерашних студентов? В итоге часто материалы не подходят для работы, их может не хватить или, наоборот, быть с излишком. Крутись как хочешь, — разводит руками Сергей.

    Кстати, конкуренцию ему могли бы составить, например, работники ЖЭСов. Несколько лет назад, когда предложений было меньше и интернет был в диковинку, так и было, вспоминает Ольга, мастер одного из ЖЭСов Московского района Минска. Говорит, не успевали закончить один объект, как шли на другой. Квартир тогда строилось немерено, столько же было и денег. Потому в моду вошли евроремонты, появились желающие сделать все под ключ. И о ЖЭСах забыли. В прошлом году на участок Ольги обратились только два человека. Причем многие коллеги так и не смогли вспомнить, когда их просили помочь хоть по мелочи – поклеить обои или выровнять стены. Между тем расценки у ЖЭСов установлены в рублях, и они гораздо ниже, чем у частников. Изучим прейскурант ГО «Минское городское жилищное хозяйство». Так, оклейка обоями стен – 27—65 тысяч рублей за квадратный метр, потолков – 44—55 тысяч за «квадрат». Выравнивание стяжки обойдется в 33 тысячи за «квадрат», положить линолеум со сваркой швов – 21 тысяча, штукатурка стен – 57 тысяч, грунтовка – 3,1 тысячи, покраска стен водоэмульсионной краской – 7,8 тысячи.

    Сейчас в списке платных услуг населению значится почти 2 тысячи позиций. Понятное дело, что каждый ЖЭС выбирает те, которые могут выполнить его мастера. Или, например, если видит, что на натяжные потолки есть спрос, может отправить сотрудника на обучение. Заместитель генерального директора по эксплуатации жилфонда и производственным вопросам ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Юрий Кукашук обращает внимание: «Мы привыкли, что ЖЭС оказывает эти услуги, но это не его прямая обязанность, а желание, которое формируют возможности. Так что не стоит удивляться, если вам отказали в поклейке обоев или в починке кранов». Кстати, в основном востребованы у населения сантехнические работы, а вот об услуге по ремонту и внутренней отделке помещений спрашивают гораздо реже. Потому, чтобы не распылять силы, список платных услуг ждет реформация. Из него вычленят 32 социально важные, которые должен оперативно выполнять каждый ЖЭС. Например, отключать стояки водоснабжения и отопления, стеклить окна. Логика следующая: пройдет время, пока приедет частник, да и сумму он может закатить такую, что пенсионер не вытянет. Цены на эти услуги будут одинаковы по всей стране, устанавливать их будет Минстройархитектуры. Остальные услуги ЖЭСы по-прежнему могут добавлять по своему усмотрению. Как-никак, это дополнительные доходы. Был бы спрос.

     

    КСТАТИ

    Отдельной статистики по субъектам, оказывающим услуги по ремонту и отделке квартир и домов, в Министерстве по налогам и сборам нет. Есть общая категория «Строительство». Данные по ней озвучил пресс-секретарь МНС Сергей Шкут. В прошлом году сотрудники налоговой провели свыше 1,6 тысячи проверок фирм, занимающихся строительством, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом и благоустройством. В результате к уплате предъявлено 536 млрд рублей (в сопоставимых ценах это на 60% больше, чем в 2014-м). При этом в бюджет поступило более 191 млрд рублей (рост на 52,6%). Всего в 2015 году в этой сфере работали более 35 тысяч субъектов хозяйствования, в том числе свыше 11 тысяч организаций и более 23 тысяч ИП, которые перечислили в доход государства 12,4 трлн рублей, из них 176,7 млрд —  индивидуальные предприниматели.

    druk@sb.by

     

    Учиться стены помогают

    Стать докой-отделочником непросто. Сегодня без специальных знаний в строительстве и ремонте никак не обойтись. Не заменят их ни советы соседей, ни видеоуроки, выложенные на Youtube. Корреспондент «Р» отправилась в один из строительных лицеев Минска, где узнала, как готовят настоящих специалистов-отделочников.

    В Минском государственном профессиональном лицее строительства №12, что на улице Широкой, обучают востребованным на стройках профессиям как выпускников 9-х и 11-х классов, так и взрослых. Они приходят в лицей получить новую профессию или же повысить квалификацию. Соответственно, отличаются и сроки учебы. Так, штукатура после школы-девятилетки готовят 2 года и 10 месяцев. Правда, кроме этой профессии, ученик получит специальности «маляр» и «облицовщик-плиточник». Неплохо? И таких смежных профессий здесь уйма. А вот после 11-го класса срок обучения в лицее — всего 10 месяцев. Получить можно две специализации: «штукатур, изолировщик на термоизоляции» и «штукатур, маляр». 

    — Ребята получают сразу несколько профессий, чтобы нанимателю было удобно: взяв на работу плотника-бетонщика, он сразу же получает и укладчика напольных покрытий. Выгода, как говорится, очевидна: работник сможет сделать в квартире все то, что вам необходимо. И не придется искать дополнительно специалистов, — начинает экскурсию по лицею его директор Степан Шелег. 

    Мы с ним заходим на занятие группы выпускников 9-го класса. В аудитории, где идет урок по укладке плитки, 13 человек, в том числе две девочки. По 6 часов в день учащиеся в теории и на практике познают все тонкости мастерства. На учебных щитах они сами готовят поверхность к будущим работам на ней, делают растворы, изучают виды плиток и способы их укладок. За всем внимательно наблюдает мастер производственного обучения Людмила Дубатов-ка, неоднократно приводит 

    в качестве примера и наглядного пособия стенд победи-теля городского конкурса WORLDSKILLS по компетенции «Облицовочные работы», где ребята лицея уже второй год занимают призовые места. 

    По словам Лизы Рейзниек, в эту профессию она влюбилась еще в 6-м классе, когда с папой укладывала плитку в ванной:

    — Мне понравилось. Отец мне тогда сразу сказал: «У тебя хорошо получается».

    Папа Лизы — отделочник-самоучка. Методом проб и ошибок отремонтировал свою квартиру, причем не без помощи дочки. Лиза поделилась планами: после окончания лицея — сразу на стройку, чтобы на деле применять знания, полученные в лицее. Заметьте: не в фотомодели и не в актрисы стремятся пойти современные девочки…

    По отцовским стопам пошел в строители и 15-летний Артем Синицын, который работает над одним из макетов:

    — Мой папа — строитель, и я решил попробовать себя в этой сфере. А почему облицовщик? Чтобы, если что, самому ремонт дома сделать, — приводит аргумент мальчик. Его друг Саша Ильюшонок смотрит на свою профессию более прагматично:

    — После окончания лицея сразу же пойду работать. С нашей специальностью можно неплохо денег «поднять». 

    О финансовой выгоде профессии рассуждают и одиннадцатиклассники Федор Кравченко, Максим Попов и Кирилл Дробов:

    — Все наши знакомые осваивают рабочие специальности, потому что в наше время они более высокооплачиваемые. А бухгалтеры и юристы пусть дальше пополняют рынки труда. Вот, например, во время производственной практики на строительных объектах можно получить зарплату до 10 миллионов. Все, конечно, зависит от объема выполненных работ, — отмечает Максим. — В любом случае, с куском хлеба мы будем — дома ведь строятся, ремонтируются. 

    Сегодня бывшие школьники учатся укладывать линолеум, ламинат и паркетную доску. Умеют они делать и наливные полы с 3D-рисунком. Самое важное, говорят преподаватели лицея, что при обучении большое внимание уделяется практике. Если на первом курсе на такие занятия отведено 108 часов, то на 2-м — 180. При этом практику проходят в строительных организациях Минска, где трудятся вместе со штатными рабочими. 

    Спрашиваю: зачем тратить время на учебу в лицее, если можно посмотреть в гаджетах ролики с демонстрациями работ и пойти халтурить к соседу?

    У ребят есть все возможности оттачивать знания в стенах колледжа, где созданы комнаты — имитации настоящих квартир. Там каждый день они учатся шпаклевать, клеить обои, класть плитку. Все материалы, кстати, предоставляют белорусские и иностранные компании безвозмездно. Такие взаимовыгодные отношения всем на руку: для компаний — реклама, для детей — новое современное оборудование и технологии, без которых на строительном рынке труда нынче никак. 

    После завершения обучения ребята сдают госэкзамены, им присваивается разряд. Каким ему быть, во многом определяет характеристика с предприятия, где отрабатывали навыки на преддипломной практике. 

    — Есть вундеркинды, которые сразу после окончания лицея получают 4-й или 5-й разряд, — приводит примеры директор лицея Степан Васильевич. — Чтобы вы понимали, самый низкий разряд, например, у штукатуров — 3-й, а самый высокий — 6-й. 

    Правда, не все после выпуска идут трудиться на стройки, многие поступают в колледжи и вузы — все зависит от амбиций. Например, поступила в лицей девочка после 11-го класса с аттестатом 9,4 балла и сразу после окончания пошла на стройку. Есть и обратный пример — девушка с аттестатом 4,2 отправилась учиться дальше в вуз...

    — Сейчас взрослому, чтобы получить специальность «маляр», достаточно поучиться 1,5 месяца, — продолжает Степан Шелег. — На «маляра-штукатура» — достаточно 4 месяца. А какие возможности после! 

    Кстати, куда распределяют выпускников? Ведь каждый год из лицея выходят 180—190 профессионалов. Основная масса идет работать на госпредприятия и в строительные тресты. Говорят, что в строительстве спад, но выпускники на заработки в Россию, как раньше, не уезжают: зарплаты белорусских строителей сравнялись с российскими. 

    — Наниматели сегодня очень внимательно смотрят, кого берут на работу. И удерживают хороших специалистов. Поэтому толковые ребята, работоспособные всегда имеют работу, — уверяет Степан Васильевич.

    В лицее, безусловно, ратуют за то, чтобы заказчики и работодатели чаще обращали внимание на выпускников лицея, а не на частные компании, предоставляющие услуги под ключ. 

    — Ищут все, где дешевле, а потом говорят, что отделочники не выдерживают сроки, не выполняют технологии. Так берите на работу тех, кто имеет хорошую подготовку. Мы, например, за свою отвечаем, — уверенно заявляет Степан Шелег. — К тому же в одном «пакете» ребята получают несколько специальностей. А это хорошая возможность сэкономить на ремонте, не нанимая разные бригады. 

     

    Кстати, лицей работает и со сторонними заказами — в детском саду отшлифовать полы, в школе стены заштукатурить. Граждане также могут обратиться. Расценки щадящие. Для примера: оштукатурить стены обойдется в 87,8 тыс. за кв. метр, покрасить потолок — 89,2 тыс., выровнять стены — 40 тыс. за «квадрат», потолки — 49 тыс.

    alinakasel@gmail.com

    Автор: Алина КАСЕЛЬ, ДРУК Мария Рэспубліка
    Теги: 

Комментарии (0)