27 Апреля, 2024 Суббота

Что позволено сотрудникам магазинов и как вести себя покупателю?

  • 16 марта 2016 Общество Русский 0

    Поход в магазин не всегда может закончиться приятными приобретениями. Порой настроение омрачит запищавший противокражный турникет, некорректный охранник и досмотр. Что позволено сотрудникам магазинов и как вести себя покупателю, чтобы неиспорченными остались и настроение, и репутация?

    Магазины спасаются от шоплифтеров

    Среди редакционной почты встречаются письма, в которых наши читатели рассказывают, как они попадают в ситуации, когда противокражный турникет в магазине почему-то срабатывает и приходится доказывать свою невиновность или покупателя обвиняют в причинении вреда магазину и заставляют оплатить поврежденный товар. Таких обращений не много, но они самые эмоциональные. Большинство людей тяжело переносит посягательства на их честь и достоинство, особенно когда это происходит при всеобщем обозрении.

    Вот выдержка из письма нашей читательницы Алеси. «Не нужно объяснять, что сперва покупки делает ребенок, а уже потом родители. Моя трехлетняя дочка (мы это обсудили дома) по кивку моей головы «можно» взяла две коробочки с цукатами «Лисичкины сказки». Сделав основные покупки, мы не могли пройти мимо отдела игрушек, там моя дочь решила, что набор пластмассовых игрушек-зверюшек ей более симпатичен. Я согласилась! Но поставить на своё место уже ненужные нам коробочки с цукатами мы поленились!

    У кассы нас не очень приветливо встретил охранник магазина, обвиняя в краже, затем в повреждении упаковки этих злополучных коробок с цукатами! И вы не поверите! Нашу репутацию спасло то, что мы не донесли их до нужной полки! Вернувшись за ними, взяв в руки, я попросила найти следы вскрытия и стала требовать видеозапись, на которой якобы хорошо видны все наши чёрные дела и то, как моя дочь разрывает упаковку. Охранник долго общался с каким-то очень грозным и важным Михалычем, который якобы всё знает и видит и располагает видеозаписью с нашим участием! Одним словом, хотели быстренько заглянуть в магазин, а стали поводом для обсуждения и разговоров! Мы пропускали покупателей, нас даже жалели, предлагали помощь, советовали довести все до конца. Охранник громко заявил:

    – Будем вызывать милицию!

    – Будем! – ещё более грубым тоном согласилась я!

    Дело до милиции не дошло, появился тот самый Михалыч, который тоже нам не смог показать видеозапись наших злодеяний. Осмотрев коробочки с цукатами, в отличие от своего коллеги,

    охранника Юрия, он забрал товар, предварительно оглядев его, и, пожелав нам с малышкой удачного вечера, удалился!»

    Быть бдительными охранников магазинов, контролеров торговых залов заставляют участившиеся кражи.

    В прошлом году в Барановичах совершена 41 кража из магазинов, в этом – четыре. Воруют в основном дорогостоящую продукцию, небольшую по объему, – икру, сыры, колбасные изделия, спиртное.

    Для тех, кто ворует в магазинах, даже название специальное придумали – шоплифтеры.

    Чтобы предупредить кражи из магазинов, устанавливают противокражные системы, камеры видеонаблюдения. Товары маркируются противокражными элементами, причем разместить их вправе как объекты торговли, так и производители. На одежде противокражный элемент может выглядеть как небольшая этикетка, на которой изображены ножницы.

    Если после приобретения товара такую этикетку не отрезать, на неё могут срабатывать турникеты в других магазинах. Именно поэтому сотрудники охраны обращают внимание и на покупателей, которые входят в торговый зал: если турникет запищал при входе, то и на выходе молчать не будет.

    Готовы к досмотру?

    Один из сотрудников охраны крупной торговой сети в нашем городе рассказал случай, когда к нему обратилась женщина с просьбой о помощи. В какой бы магазин она ни пришла, всюду ее встречал звуковой сигнал противокражного турникета. С помощью ручного детектора сотрудникам охраны удалось обнаружить противокражный элемент на её жилетке. Приходилось встречать его даже под стельками обуви.

    Охранники многих магазинов города рассказали, что в своей работе стараются быть максимально корректными, но встречаются покупатели, которые воспринимают в штыки элементарные действия, бурно реагируют на просьбы осмотреть пакет с покупками. А ведь сотрудники охраны наделены правом проводить досмотр ручной клади покупателя в соответствии с правилами проведения личного досмотра, досмотра вещей и документов, транспортных средств. Эти правила утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 № 601. «…К вещам, подлежащим досмотру, относятся папки, портфели, сумки, чемоданы, полиэтиленовые пакеты, инвалидные коляски, детские коляски, чехлы, тележки, контейнеры и другие вещи, вручную переносимые (перевозимые) физическими лицами».

    А вот личный досмотр работники магазинов осуществить не могут. Такой досмотр проводится в отдельном помещении сотрудником милиции того же пола, что и досматриваемый, в присутствии понятых, с составлением протокола. Для такого досмотра сотрудников милиции могут вызвать в магазин.

    Не спешите платить

    Что делать, если покупатель попал в ситуацию, подобную той, что случилась с нашей читательницей Алесей?

    – Сотрудники магазинов тоже живые люди, – комментирует ситуацию заведующая того самого торгового объекта, в котором произошел описанный Алесей инцидент. – Бывает, устают. Работа с людьми всегда считалась самой сложной. Бывает, и поведут себя не совсем корректно. Страдает репутация всего магазина. Очень жаль, что так вышло.

    Случается, покупатели действительно наносят урон магазину, вскрывая упаковку, повреждая товар.

    Если тому есть подтверждение, то они обязаны возместить причиненный ущерб. Об этом гласит статья 14 Гражданского кодекса Республики Беларусь: «Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное».

    Не всегда посетители торговых объектов умышленно роняют на пол стеклянную баночку с повидлом, но и этот аргумент от ответственности не спасает.

    Однако, когда с вами случится то же, что и с нашей читательницей Людмилой, оплачивать поврежденный товар не стоит.

    «Перед 8 Марта в магазине было не пробиться, везде люди, а в проходе поставили поддон с подсолнечным маслом! Совершенно случайно я задела своей груженой корзиной бутылки с маслом, конечно, они упали. Работница магазина накинулась на меня, а в чем я виновата? Разве это нормально, проходы заставлять?» – читаем строки из письма Людмилы.

    В объектах торговли пищевой продукцией проходы не должны быть загромождены тарой, лотками, это регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями. По словам ведущего специалиста Барановичской городской организации защиты прав потребителей Александра Савчука, в случаях, когда эти требования нарушаются, у покупателя есть шанс доказать свою невиновность.

    Заместитель начальника отдела торговли и услуг Барановичского горисполкома Татьяна

    Артюшкевич привела и такой пример из своей практики. Продавец сувенирной продукции рядом с киоском поместила стеклянную статуэтку. Мальчик по неосторожности разбил это изделие, а бабушка отказалась возмещать ущерб, причиненный ее внуком. И оказалась права: товар был выставлен за пределы торгового объекта.

    Удачных вам походов в магазин!

    Автор: Татьяна КАРПИКНаш край

Комментарии (0)