Как организована работа новой службы безопасности метро и насколько она эффективна, рассказывает заместитель директора Минского метрополитена по безопасности Вадим Плис
— В обеспечении безопасности в той или иной степени задействованы практически все 5 тысяч сотрудников метро, — говорит Вадим Викторович. — Напрямую работают с пассажирами и профессионально занимаются вопросами общественной охраны на транспорте 487 человек. Основная задача службы, созданной 20 июня 2012 года, — проведение досмотра, предупреждение нарушений и проноса запрещенных предметов. В ее обязанности также входят оказание содействия органам правопорядка, недопущение к проезду нетрезвых людей, помощь в пресечении хулиганских действий на перронах, в вестибюлях и переходах, а также охрана объектов, сооружений и имущества метрополитена. В решении этих задач служба безопасности тесно взаимодействует со всеми подразделениями, в том числе с УВД метрополитена.
— Что можете сказать о техническом оснащении подземки с точки зрения безопасности?
— Все 29 станций двух линий оборудованы досмотровыми зонами в местах наибольшего пассажиропотока. Дежурный инспектор, прошедший специальное обучение, имеет право провести выборочный досмотр любого пассажира, его документов и ручной клади. Досмотровые зоны оснащены рентгенографическими сканерами и арочными многозонными металлодетекторами. У каждого инспектора в наличии ручной металлодетектор, при помощи которого обследуются подозрительные бесхозные предметы. На ряде станций имеются газоанализаторы паров взрывчатых веществ, применяемые для исследования элементов одежды или багажа пассажиров. В метро функционирует лаборатория, которая ежедневно отслеживает уровень концентрации химических веществ в воздухе. Все станции оборудованы современными системами видеонаблюдения, видеокамеры установлены и в подвижном составе. С помощью устройств экстренной связи SOS-INFO на перронах пассажиры могут вызвать дежурных инспектора или контролера, а в поезде — связаться с машинистом при необходимости.
— Что если человек отказывается от прохождения личного досмотра?
— Если не удается убедить такого пассажира, ему вежливо предлагают воспользоваться наземным транспортом. Но происходит это крайне редко, большинство пассажиров с пониманием относятся к досмотру. Сложнее обстоит дело с людьми в состоянии алкогольного опьянения. В случае невыполнения требований инспектора безопасности приглашается сотрудник УВД метрополитена. В 2015 году к проезду не допущен 141.141 человек, подозреваемый в алкогольном опьянении, выдворены с поездов и территорий станций 1.348. На 125 лиц составлены протоколы об
административном нарушении.
— Какие подозрительные предметы чаще всего выявляли у пассажиров в минувшем году и сколько обнаружено бесхозных вещей?
— Подозрительные — те, которые по своим очертаниям или свойствам внешне схожи с взрывоопасными, колющими, оружием… В 2015-м выявили 2.228 предметов, запрещенных к перевозке в метро. В органы правопорядка передан 861, из них 555 единиц боеприпасов, 9 — газового оружия, 400 — пиротехники, а также 103 ножа, 27 кастетов, 81 газовый баллончик. Мы не эксперты, но если предмет вызывает подозрение, передаем его в органы внутренних дел, где и принимают решение об изъятии либо возврате его владельцу. В прошлом году на территории подземки обнаружено 108 бесхозных предметов. Инспектор, который постоянно находится на маршруте, в случае выявления подобной находки проводит ее предварительное обследование и вызывает саперную группу, если в предмете, сумке или коробке присутствует металл. До прибытия саперов находка накрывается локализатором взрыва типа «Фонтан». Если она обнаружена в людном месте, пассажиров оперативно эвакуируют.
— Встречаются ли среди хозяев подозрительных предметов злоумышленники?
— После личного досмотра служба безопасности задерживала и неоднократно людей, находившихся в розыске, наркозависимых и распространителей наркотиков. В 2015 году
инспекторы 171 раз участвовали в задержании лиц, нарушавших
общественный порядок на подконтрольных им станциях, в вестибюлях и переходах. Об эффективной и разносторонней деятельности службы безопасности лучше всего говорит статистика. В 2013-м в подземке случились 464 происшествия, в 2014-м — 187, в 2015-м — 177.
— У некоторых пассажиров есть предубеждение против рентгенографического сканера.
— Их опасения абсолютно беспочвенны. Работа этого оборудования постоянно контролируется Госкомнадзором. Каждый инспектор имеет в своем арсенале дозиметр, а также сам ежемесячно проходит проверку. Тестирование приборов с ионизирующим излучением проводит и центр радиационной медицины. Как правило, доза облучения багажа не превышает 0,1 миллигрей. Поэтому вещи и одежда после сканирования не становятся радиоактивными.
— Пассажиры падают на рельсы: по неосторожности, состоянию здоровья или умышленно. Много ли таких случаев, как их предотвратить?
— Количество таких ЧП снижается. В 2013 году их было зафиксировано 20, в том числе 2 случая суицида, завершившиеся смертельным исходом, в 2014-м — 14 и 1 соответственно, в прошлом году — 7 и ни одного самоубийства. Приведу лишь один пример работы службы безопасности. В конце минувшего года на станции «Площадь Ленина» инспектор обратил внимание на женщину с двумя малолетними детьми, один из которых был у нее на руках. Пассажирка вела себя нервно, чем и вызвала подозрение. Нашим сотрудникам удалось препроводить ее в комнату милиции, где выяснилось, что у женщины были суицидальные настроения. По сути, мы предотвратили гибель, и, возможно, не одного человека.
— Как вести себя людям, которые нечаянно оказались на путях?
— Прежде всего нужно определиться с местоположением. Если вы слышите шум приближающегося поезда, быстро лечь в углубление между рельсами. Оно способно вместить человека любой комплекции. Надо также подобрать одежду и накрыть голову руками. После прибытия поезда зовите громко на помощь. Но ни в коем случае не пытайтесь выбраться самостоятельно, так как нижняя часть состава находится под высоким напряжением. Если поезд далеко, бегите в сторону зеркала и цифрового табло, где вам помогут выйти с путей инспектор или дежурная по станции. Но не пытайтесь выбраться на перрон самостоятельно либо с помощью пассажиров: на контактном рельсе также высокое напряжение.
В 2015 году были выявлены 2.228 предметов, запрещенных к перевозке в метро. Из них 861 передан в органы правопорядка: 555 единиц боеприпасов, 9 — газового оружия, 400 — пиротехники, 103 ножа, 27 кастетов, 81 газовый баллончик.
Комментарии (0)