19 Апреля, 2024 Пятница

Где зарыта опасность

  • 24 марта 2016 Общество Русский 0

    Сколько ни говори ребенку «В карьер — ни ногой!», он когда–нибудь там окажется. Обязательно. Деревенские карьеры — большие песочницы — тянут детей как магнит. Недавно на прием к председателю Брестского облисполкома Анатолию Лису пришел пенсионер Николай Кондратюк и рассказал о «карьерных страданиях» деревень Болота и Гирск Кобринского района. Мол, хозяйство карьеры выработало и бросило. В глубокие ямы проваливаются коровы. Песок таит опасность для школьников. А ведь через пару месяцев летние каникулы...

    К карьеру в деревню Гирск отправились вместе с фермером Василием Новиком и председателем Киселевецкого сельсовета Иваном Бутько. Признаться, на фотографиях карьеры выглядели как настоящие озера, заполненные водой, а не участки для выемки песка. Но на местности мы оценили старания фотографа. Пейзаж намного скромнее. 

    До ближайших домов несколько сотен метров. Вода мутная, зато берега — золотистый желтый песочек, который летом любого взрослого соблазнит поваляться под солнышком. 

    Глава фермерского хозяйства «Виллия–Агро» Василий Новик говорит, что купаться в карьере невозможно: 

    — Он мелкий. Вода появилась после дождя.

    Карьер выделен фермеру решением райисполкома. Ранее на этом месте брало песок местное сельхозпредприятие.

    Иван Бутько уверен, что опасность карьера преувеличена:

    — В деревне 17 коров. Они здесь никак не могли утонуть, потому что пастбище от карьера далеко. И дети сюда не бегают. 

    А вот карьер за деревней Болота в отличие от гирского бесхозный. Он был в разработке дорожников. Песок тут уже не копают, и карьер сегодня напоминает настоящее озеро. С песчаным берегом. 

    Иван Бутько говорит, что местные жители любят здесь купаться:

    — Деревня хоть и называется Болота, а ни реки, ни озера здесь нет. Люди как узнали, что в райисполком поступила жалоба от жителя Кобрина на карьеры, встали за свой горой. Сказали, что не дадут его засыпать.

    В Брестском областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды говорят, что засыпать карьер никто не требует.

    Заместитель председателя комитета Сергей Шилинчук допускает, что условием для рекультивации карьера после завершения разработки была организация здесь водоема:

    — Райисполком должен определять, что будет на месте карьера — лес, поле или водоем.

    Но не свалка.

    В компьютере Сергея Шилинчука десятки фотографий из Пинского района, от вида которых становится грустно:

    — Да, хозяйствам для подсыпки ферм, хозяйственных дворов, дорог нужен песок. Для этого райисполкомы разрешают по упрощенной схеме организовать карьер до глубины 5 метров с обязательной рекультивацией. В Брестской области около 300 таких карьеров. Закон требует обозначать их информационными табличками и столбиками по периметру. Однако не все соблюдают эти требования. Случается, выработают и бросят, забывая навести после себя порядок, потом выгружают туда мусор. Иногда хозяйства берут песок где угодно. За подобное налагается штраф. Но самое страшное, когда несанкционированные карьеры становятся смертельной угрозой, и там гибнут люди.

    К счастью, в Брестской области обходилось без трагедий.

    И экологи сегодня выступают за то, чтобы у разработчиков был проект, в котором надо прописать организацию добычи песка и все детали безопасности, как в ситуации с промышленными карьерами. Но пока нет нормативного документа, который регулировал бы четкое содержание деревенских карьеров. Значит, можно резюмировать, что опасения пенсионера Николая Кондратюка имеют все основания быть принятыми во внимание. По крайней мере, в Брестской области с внутрихозяйственными карьерами в ближайшее время наведут порядок.


    В ТЕМУ

    В Брестской области в Каменецком районе девятилетнего мальчишку в 2011 году засыпало в карьере внезапно обвалившимся грунтом. Его спасли. А вот в Витебской области с 2012 года в карьерах погибли пятеро детей. Два школьника 9 и 13 лет в Калинковичском районе попали под глыбу грунта. В Глубокском районе под завалом песка погибли школьники 9 и 12 лет. Игра в «большой песочнице» также стоила жизни 10–летнему мальчику из поселка Ольгово под Витебском.

    Фото автора. 

    Советская Белоруссия № 54 (24936). Четверг, 24 марта 2016

     

     

    Автор: Валентина КОЗЛОВИЧСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)