09 Мая, 2024 Четверг

Загадки из 1940-х

  • 24 марта 2016 Общество Русский 0

    Старые здания – немые свидетели истории. Но иногда они начинают «говорить» При ремонте кровли культурно-спортивного центра железнодорожников открылись старые раны здания – заложенная  кирпичом пробоина в стене от бомбы или снаряда, а над ней  сделана карандашом надпись «Мы погибли за Родину».

    По историческим меркам здание культурно-спортивного центра назвать старым можно с большой оговоркой, так как его начали строить в 1940 году как клуб  для железнодорожников имени  И.В.Сталина. До этого времени учреждение находилось в одноэтажном деревянном здании, которое располагалось рядом с вокзалом станции Могилев (сейчас на этом месте автостоянка).

    По воспоминаниям Надежды Марковны Осиповой, заведующей технической библиотекой Могилевского железнодорожного узла с 1936 по 1972 годы, в деревянном железнодорожном клубе в то время находились: парткабинет, кинозал со сценой, фойе, радиоузел, комната для занятий кружков художественной самодеятельности, а одну комнату занимали профсоюзная и техническая библиотеки. В клубе работали драматический и хоровой кружки, два взрослых танцевальных – белорусского танца и народов СССР, – детский танцевальный, духовой оркестр и шахматно-шашечный кружок. Работники клуба организовывали вечера отдыха для железнодорожников, лекции, беседы, вечера танцев, в клубе проводились торжественные узловые собрания, на которых участники художественной самодеятельности выступали с концертами,

    Рост объема перевозок на железнодорожном транспорте вызвал увеличение количества работников всех служб узла, и клуб  уже стал тесноват. Поэтому в 1940 году началось строительство нового кирпичного трехэтажного здания для клуба по улице Первомайской, 117, возле трека, как называли  в 30-е годы стадион.

    Когда началась Великая     Отечественная война, здание клуба практически было построено, не успели закончить только внутреннюю отделку. Даже  завезли и установили  перед фасадом здания бронзовые памятники в полный рост В.И.Ленину и И.В.Сталину.

    Война  прервала  мирную жизнь  и работу  Могилевского железнодорожного узла.

    Из воспоминаний полковника Василия Александровича Катюшина о последних днях  Могилевской обороны на северных окраинах города:

    – На северном участке гитлеровцам удалось захватить деревню Пашково и поселок Гаи. Дальше они готовились ударить по железнодорожному узлу. На ликвидацию этого прорыва генерал Михаил Трофимович Романов бросил сводный полк. Задачу он поставил прямо на местности. «Видите ту высоту? – показал он на полого горбившийся участок будущей обороны полка. – Держите ее. Пока она в наших руках, железнодорожный узел останется нашим».

    Оборону на той господствующей высоте занял капитан Константин Владимиров. Его батальон целиком состоял из сотрудников милиции. Не успели они обжить новый участок, как начались бомбежки и артиллерийские обстрелы. Шесть суток прикрывал батальон северные подступы к железнодорожному узлу.

    Думаю, что именно в эти дни, при обороне северных окраин Могилева, новое  здание клуба  железнодорожников и получило первые раны.

    Подтверждают это следующие события. В период временной оккупации Могилева  немцы  собирали  со  всего  города  металлические  скульптуры, памятники, разбивали их и выво­зили в Германию на переплавку. А для погрузки металлолома, естественно, сгоняли местное население. И вот здесь ярко проявились патриотизм наших людей,  их вера  в своих вождей. При погрузке частей памятников возле клуба железнодорожников неизвестные патриоты запрятали голову скульптуры В.И.Ленина в нишу стены здания клуба. Ниша в стене – это не что иное, как пробоина, полученная зданием в дни героической обороны города, а пересылкой металлолома в Германию немцы занялись сразу после оккупации Могилева – в начале осени 1941 года.

    Найдена голова от скульптуры В.И.Ленина была рабочими при завершении строительства здания клуба после войны и хранилась в Могилевской дистанции гражданских сооружений, а потом была передана в открывшийся музей железнодорожников.

    Что касается пробоины в стене, где обнаружена надпись, то она могла появиться и в последующие годы           вой­ны, поскольку расположена с южной стороны здания. Но если в этом здании держал оборону сводный полк ополчения Михаила Романова, то надпись «Мы погибли за Родину»  неизвестный автор мог сделать уже тогда – в июле 1941-го.

    Когда Могилев освободили, новое кирпичное здание клуба было сильно повреждено (это хорошо видно на снимке, датированном 1944 годом), а деревянное здание возле вокзала и вовсе  сгорело.

    По воспоминаниям Екатерины Федоровны Максимович,  трудившейся в те годы рабочей дорожного строительного участка на станции Могилев:

    – В кирпичном здании клуба были произведены небольшие восстановительные работы, и уже в ноябре 1944 года начали проходить первые репетиции коллективов художественной самодеятельности. Условия работы были тяжелыми – занимались в полуразваленном помещении, в котором было холодно и неуютно, зимой стены покрывались инеем. Отделка зрительного зала не была закончена, поэтому в фойе оборудовали сцену и поставили скамьи для зрителей. Здесь же, на первом этаже, были кабинет директора клуба, кабинет технической информации, профсоюзная и техническая библиотеки,  райпрофсож  и комнаты для репетиций. Второй и третий этаж отвели под общежитие, ведь в городе после освобождения была большая проблема с жильем. Люди возвращались домой из эвакуации, а домов не было…                  

    Екатерина Федоровна с дочерью Лидией по приезде в Могилев вскоре после освобождения жила именно на третьем этаже клуба имени Сталина.

    Возможно, дети войны, обнаружив следы сражений в полуразрушенном здании клуба, сделали надпись уже после освобождения города. Вряд ли теперь кто-то может знать это наверняка… Остались вопросы, неразгаданные тайны и неустановленные имена героев. Вечная им память.

    Автор: Татьяна ЗемлянскаяМогилевская правда
    Теги: 

Комментарии (0)