07 Мая, 2024 Вторник

Особое задание

  • 01 апреля 2016 Общество Русский 0

    Директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов раскрыл секреты подготовки тестовых заданий и объяснил, почему ответы на них невозможно купить в Интернете

    — Внедрение в Беларуси централизованного тестирования сопровождалось бурными дискуссиями. Спустя более чем 10 лет можно ли с уверенностью сказать, что к этой форме вступительных экзаменов привыкли и школьники, и их родители?

    — Сегодня все понимают, что централизованное тестирование — наиболее объективный способ отбора абитуриентов. Причем за 10 лет мы существенно усовершенствовали систему ЦТ. До мельчайших деталей отработана технология проведения испытаний. Почти все процессы, которые характеризуются однотипностью, автоматизированы. Это, с одной стороны, повышает информационную безопасность, с другой — ускоряет процесс подготовки и обработки тестовых материалов. Кроме того, идет постоянная работа над качеством самих заданий. Они по структуре, компоновке, содержанию ничем не уступают тестам тех стран, которые проводят испытания в аналогичном формате.

    — Сколько требуется времени на разработку одного теста?

    — Полный цикл подготовки заданий, от заключения соответствующего трудового соглашения между институтом и авторским коллективом до перемещения в базу, составляет 1,5-2 года. При этом все права на пользование тестовыми заданиями принадлежат Республиканскому институту контроля знаний. Авторы заданий не имеют права передавать их третьим лицам или публиковать в течение 10 лет.

    — Есть мнение, что тестовые задания не позволяют раскрыть творческие способности ребят.

    — Я с этой точкой зрения не согласен. Ведь творчество — это в первую очередь умение применять знания в жизни. Поэтому абитуриентам предлагаются разные задачи, к примеру, рассчитать не только площадь прямоугольника, но и определить, какое количество ламината уйдет на пол зала или сколько трубок обоев понадобится для стен кухни.

    К сожалению, практика показывает, что некоторые молодые люди не готовы решать практические задачи. Так, простое задание на определение площади прямоугольника выполняют 85 процентов от числа всех участников испытаний. Задание на вычисление площади пола кухни — только 72 процента. И лишь 44 процента оказываются в состоянии вычислить площадь прямоугольного куска стального листа, который отрезали от рулона металла.

    В последнее время в мире наб­людается повышенный интерес к проблемам качества образования. Начиная с 2000 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОECD) проводит международные исследования образовательных достижений 15-летних подростков по программе PISA.

    В основе этих исследований — тесты с заданиями, построенными на ситуациях из реальной жизни. Такие задания, как правило, направлены не столько на выявление конкретных знаний, сколько на умение учащихся сопоставлять факты, делать выводы, работать с информацией. Сегодня в производстве востребованы специалисты, которые обладают комп­лексными знаниями и умеют применять их на практике. Обучение не должно быть оторвано от действительности.

    — Какие страны по результатам этого мониторинга показывают лучшие результаты?

    — В международном исследовании по программе PISA в 2018 году изъявили желание участвовать 82 страны, в том числе впервые и Беларусь. Что касается предыдущих мониторингов, то стоит отметить: в число лучших неизменно входили страны Восточной и Юго-Восточной Азии (Сингапур, Тайвань, Корея, Япония и другие). Абсолютный лидер — Китай. Подростки из Поднебесной в одинаковой степени хорошо владеют математическими, естественнонаучными знаниями, а также читательской грамотностью. В школах этих стран хорошо развито профильное образование.

    Положительную динамику демонстрирует Польша, относительно неплохие показатели у Швейцарии и Лихтенштейна. Стабильно хорошие результаты у канадских школьников. Неожиданным для многих европейских аналитиков оказался успех Финляндии. В основу образовательного процесса в этой стране положен индивидуальный подход к ученикам. Причем учитель несет ответственность за хорошее усвое­ние учебного материала каждым школьником. Непонимание темы урока не считается виной учащегося. По мнению финнов, это свидетельствует о том, что учителя (в классе их два) на занятиях не нашли эффективных дидактических приемов и методов преподавания.

    Что касается наших соседей, то Россия, которая приняла участие в исследовании в 2015 году, оказалась далека от лидирующих позиций. Российская школа отличается чрезмерным академизмом, прак­тическим занятиям с учениками по-прежнему не уделяют должного внимания. К сожалению, похожие недостатки и у белорусской системы образования.

    — Психологи утверждают: нынешняя молодежь видит картинку в целом и воспринимает информацию по принципу клипа. Заметили ли вы такую тенденцию? Сказывается ли это на тестировании?

    — Современные дети не готовы воспринимать значительные объемы информации. Мы обратили внимание, что у участников ЦТ вызывают затруднения задания с большим текстом. Как только он выходит за рамки одного-двух предложений, абитуриентам сложно уловить суть, понять, что от них требуется. К примеру, если в условии написано: «Чем больше сопротивление, тем меньше сила тока», то с задачей справляется гораздо большее количество абитуриентов. Если же в тексте употребить фразу «обратно пропорционально», процент выполнения будет на 10-12 пунктов меньше. Именно поэтому мы стараемся писать тестовые задания на доступном для детей языке, делаем их максимально понятными и короткими.

    — Получается, мы многое теряем?

    — У подобного явления есть как плюсы, так и минусы. Люди с клиповым мышлением не могут делать глубокий логический анализ и решать достаточно сложные задачи. В то же время такой человек быстрее реагирует на ситуацию.

    — Ссылаясь на результаты ЦТ, многие специалисты утверж­дают, что в последние годы резко упал уровень подготовки белорусских школьников. Так ли это?

    — Определенное снижение качества знаний, в частности математической подготовки и письменной грамотности, действительно есть. Но это, к сожалению, общемировая тенденция. Голландский институт СИТО, который проводит аналогичное тестирование у себя, решил проверить уровень знаний по математике студентов первого и второго курсов педуниверситетов. Многие из них не смогли решить задачи 6-7-х классов. Ошибки типичные, такие же допускают и белорусские школьники.

    Представление о резком падении уровня знаний современных школьников, на мой взгляд, несколько утрировано. Благодаря тестированию мы увидели реальную картину, которая существовала всегда. Лет 30 назад в вузы шли так называемые сливки общества. Документы в приемные комиссии подавали 15-20 процентов от общего числа выпускников школ, а студентами становились и того меньше. Об общем уровне подготовки судили по хорошо успевающим ученикам, тихих троечников просто-напросто не было видно. Сейчас наблюдается иная ситуация. Поступить в вузы пытаются 80-90 процентов 11-классников.

    Классическими абитуриентами являются выпускники лицеев и гимназий. Они, как правило, демонстрируют хорошие результаты. Так, средний балл по русскому и белорусскому языкам у выпускников лицеев и гимназий 2015 года составил более 60, по математике — почти 52 балла, по физике у лицеистов — 52 балла, гимназистов — 45.

    Среди участников тестирования лишь около 50 процентов — молодые люди, только окончившие школу. Остальные абитуриенты — это либо учащиеся профтехучреждений и ссузов, либо выпускники предыдущих лет. К сожалению, за год учебный материал забывается очень быстро.

    — Сопоставляете результаты ЦТ с теми отметками, которые студенты получают на первых вузовских экзаменах?

    — Безусловно. Мы всегда интересуемся результатами первой экзаменационной сессии первокурсников. Студенты, которые получили высокие баллы на ЦТ, успешно сдают и вузовские экзамены. Тем же, кто с трудом преодолел конкурсный отбор, приходится туго в университетских стенах.

    — Как вы относитесь к идее гармонизации систем тестирования стран Таможенного союза?

    — Не вижу в этом необходимости. В каждой стране свои учебные планы и программы, национальные традиции. Чтобы интегрировать системы тестирования, придется многое ломать. Это потребует как финансовых затрат, так и дополнительных человеческих ресурсов, что абсолютно не оправданно.

    — Когда-то количество выпускников, которые сдавали русский и белорусский на тестировании, было практически одинаковым. В 2014 году заявок на белорусский язык было уже в 3 раза меньше, чем на русский.

    — Действительно, выпускников, которые выбирают в качестве экзаменационного испытания белорусский язык, с каждым годом становится меньше. Сокращается и число абитуриентов, которые изъявляют желание сдавать математику, биологию или другой предмет на белорусском языке. Престиж родного языка нужно поднимать. Недавно Министерство образования предложило уравнять в школьной программе количество часов белорусского и русского языков. Это действительно хороший ход. Можно пойти еще дальше — сделать обязательными для тестирования два государственных языка.

    — Не собираются ли в Беларуси повысить статус сертификата централизованного тестирования — сделать его действительным в течение двух лет?

    — Скажу так: это обсуждается.

    — Из года в год на тестировании пытались подзаработать предприимчивые люди, в частности, предлагали купить ответы на экзаменационные задания через Интернет…

    — Меня всегда поражала наивность людей, которые верят в «добрых» помощников. Какие задания попадут в окончательный вариант тестов, в Республиканском институте контроля знаний не знает никто, даже директор. Наш банк тестовых заданий вводится в ноут­бук, который хранится в отдельном сейфе. Извлекают компьютер только накануне проведения тестирования. Компьютерная программа методом слепого выбора формирует 10 вариантов для ЦТ. При этом ответы на задания находятся в сейфе до момента обработки бланков в институте.

    Участники тестирования рассаживаются в аудитории в соответствии с жеребьевкой. Члены организационной комиссии, которые присутствуют в аудиториях и наблюдают за процессом ЦТ, также не знают, в какой

    аудитории им придется работать. Опять-таки все решает жеребьевка. Есть еще одна дополнительная страховка: на тестировании по языку в аудитории не могут находиться филологи, а по физике — математики. Таким образом вероятность утечки информации сводится к нулю.

    — Не планируете в ближайшее время отказаться от бумажного централизованного тестирования и перейти к компьютерному?

    — Нет. Централизованное тес­тирование, которое проводится на бланках, — самое защищенное от вмешательства извне. Если проводить вступительные экзамены в онлайн-формате, придется не только существенно увеличивать количество вариантов, но и постоянно опасаться хакерских атак. Это в свою очередь потребует привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

    — В России при тестировании используется третья ступень — область С.

    — Действительно, в отдельных странах есть задания с развернутым ответом — эссе, краткое сочинение, так называемая область С. Опыт России и Украины показывает, что к их выполнению приступают только 25-30 процентов от общего числа участников тес­тирования. Именно поэтому мы пока не видим необходимости внедрять область С у себя. Нужно все хорошо продумать, ведь есть несколько нюансов. Во-первых, потребуется определенная корректировка в системе информационной безопасности централизованного тестирования. Во-вторых, бланки ответов таких заданий проверяют только вручную — соответственно, должен быть целый штат специально подготовленных педагогов. И, наконец, главное — так называемая ручная проверка не лишена субъективного подхода к оценке работ.

    — В Беларуси набирает популярность профильное обучение — необходимо ли дифференцировать с учетом этого тестовые задания?

    — То, что мы возвращаемся к профильному обучению, — большой плюс. Предложения разработать тесты отдельно для будущих физиков и программистов и отдельно для гуманитариев звучат время от времени. Но в настоящий момент в этом нет необходимости. Не секрет, что будущие филологи в качестве профильного предмета не выбирают физику или математику. Следовательно, сложность тестовых заданий никак не влияет на окончательное место того или иного абитуриента в общем рейтинге. Дифференциация тестов оправдана в том случае, когда существует разделение учебных заведений на классические университеты и технические институты.

    — Многие родители сетуют, что в Беларуси нет единого экзамена, который одновременно является и итоговым за школу, и вступительным в вузы…

    — Проблема в том, что не только родители, но даже некоторые педагоги не видят принципиальной разницы между централизованным тестированием и итоговой аттестацией. Задача ЦТ — составить рейтинговый список абитуриентов, определить в общем списке место каждого претендента на студенческий билет. У выпускных экзаменов иная цель — оценить, насколько хорошо молодые люди усвоили школьную программу. Следовательно, методики подготовки тестовых материалов, система планирования результатов испытаний здесь разные.

    Автор: Светлана ЛОЦМАНОВАМинский курьер

Комментарии (0)