26 Апреля, 2024 Пятница

Скандал на канализационном месте

  • 05 апреля 2016 Общество Русский 0

    Коллектор дождевой канализации разделил жителей деревни Боровляны и агрогородка Лесное на два лагеря. Первые ждут ливневки как избавления от заболоченности поселка. Вторые решительно настроены не допустить соседства с очистными сооружениями в близлежащем лесном массиве. Строительство дождевой канализации застопорилось. «МП» постаралась разобраться в проблеме. 

    Очевидное — невероятное?

    IMG 5620

    IMG 5621

    IMG 5630

    — Это наше боровлянское «полесье». Здесь каждую весну и после дождя люди живут на болоте, — проводит мини-экскурсию по деревне Дмитрий Дрозд. — А это постоянно подтопляемый  магазин «Доброном». Если бы не следили за ним, стоял бы в камышах. Здесь наш центр: сельсовет, областная больница, рынок, а посреди — непересыхающая лужа. Грязь, мусор и утки — на самом деле это специальный перехватывающий водоем. Чуть дальше выкопан еще один, но когда сильный дождь, они не справляются. Потоки попадают в городскую канализацию, и она «захлебывается». О подключении к ней новых объектов и речи быть не может. А у нас строятся детский сад, школа, больница и общежитие. Не потянет. По улицам может хлынуть отнюдь не дождевая водичка. Едем дальше. Это торгово-развлекательный центр. Когда начиналось его строительство — люди протестовали. Боялись перебоев с водой из-за бассейна. Открылся — все довольны. Почему-то новое многие воспринимают в штыки. И с очистными так: пока не заработают — будут недовольные, — уверен директор ГП «Водоканал Минского района».

    647A5067

    Станция биологической очистки хозяйственно-фекальных стоков — конечный пункт нашей экскурсии. Именно сюда понять принципы работы современных очистных сооружений Дмитрий Дрозд пригласил инициативную группу противников строительства коллектора в лесном массиве Боровлян.

    647A5047

     647A5061

     647A5059

    647A5085

    Посмотреть, вспомнить, как пахнет  дождевая вода и — пардон — фекалии, а уж потом говорить о неизбежном зловонии от запроектированных прудов-накопителей. Принюхиваться мы с фотокором стали уже на подъезде к станции, но уловить сомнительный «аромат» пристрастным носам удалось лишь на этапе очистки стоков от бытовых отходов. В унитаз некоторые умудряются спускать даже детские памперсы. Тысячи кубометров органических отходов человеческой жизнедеятельности стекаются сюда из Острошицкого Городка, Раубичей и деревни Селище. Дома деревни находятся в поле зрения, а биатлонная трасса спорткомплекса и вовсе проходит метрах в ста от прудов-испарителей. Туда поступает вода, над которой уже поработали аэробные бактерии. Этот процесс, к слову, происходит в открытых резервуарах. Когда для насыщения кислородом и перемешивания содержимого в них начали нагнетать воздух, буро-коричневая масса буквально вскипела. Подумалось: «Теперь мы видели все». А неприятный запах так и не появился. Парадоксально, но факт.

    Кто виноват?

    Когда-то Боровлянам, как и любой другой деревне, ливневая канализация не требовалась. Талая и дождевая вода свободно распределялась по полям, свободным земельным участкам и постепенно впитывалась. Но за последние 20 лет сюда и в агрогородок Лесное переехали жить более 25.000 человек. Люди быстро оценили преимущества загородной жизни вблизи от столицы. Даже когда стоимость квадратного метра здесь практически сравнялась с минской, строительный бум удалось остановить лишь волевым решением районных властей. Уже тогда инженерные сети работали на пределе возможностей. Социальная инфраструктура безнадежно отстала: не хватало детских садов, школ, центров бытовых услуг.  Да и для новостроек больше не осталось свободных участков. Столичные переселенцы копили раздражение в утренних и вечерних пробках на узкой дороге поселка, а коренных жителей все глубже засасывало болото. Загнанная рамками асфальтированных дворов, тротуарной плитки пешеходных дорожек и бордюров проезжей части дождевая вода бурными потоками заполняла все низины. 

    Мнение: Анна АНИСЬКОВИЧ, живет в Боровлянах более 20 лет

    IMG 5674

    — Когда идут дожди, тает снег  -- ни проехать, ни пройти. Из нашей части поселка даже в резиновых сапогах невозможно за ребенком в детский сад или школу добраться. Мы просто тонем. При этом живем и возле котельной, и возле онкологической больницы. Не очень приятное, конечно, соседство. Но ведь и эти объекты нужны людям. 

    Что происходит?

    В 2015 году губернатор Семен Шапиро утвердил Программу развития и благоустройства малых городов Минской области. И первым пунктом --  разрешение боровлянских проблем. За два года поселок должен преобразиться, на эти цели будет направлено  более 600 миллиардов рублей. Процесс пошел.

    IMG 5779

    Сегодня столицу и поселок связывает четырехполосная трасса, практически на каждом перекрестке установлен светофор, проложены велосипедные дорожки, реконструирован участок дороги по направлению к деревне Лесковка.

    IMG 5794

    IMG 5790

    IMG 5768

    Отремонтировано и благоустроено более 100 объектов различных форм собственности. Уже возводят второй этаж детского сада, на подходе завершение строительства школы, проложено более семи километров коллектора дождевой канализации. Планировали, что вода с почти 200 гектаров поселка уже этим летом по подземным железобетонным трубам разного диаметра будет самотеком поступать на очистные сооружения. Для их строительства, после инженерной проработки и многослойного сита скрупулезных экспертиз, выбрали участок в лесном массиве. Около полугода понадобилось только на согласование проекта на всех уровнях. 

    Почему НЕдиалог?

    По мнению специалистов, завершение строительства дождевой канализации (ее ждет весь поселок!) застопорилось из-за нехватки информации у группы людей, которым придется соседствовать с очистными сооружениями. Многие даже слабо понимают разницу между ливневыми и бытовыми стоками.  На повторное общественное обсуждение проекта пришло около 100 человек. В абсолютном большинстве — жители нескольких многоэтажек, расположенных  вокруг леса. Пришли со своими выводами, формулярами для подписей «против» и ультиматумом: живым щитом остановим технику. 12 специалистов-экспертов почти три часа пытались аргументированно отвечать на вопросы, но вряд ли были услышаны. В жизни нет места для сослагательного наклонения, но на страницах газеты мы можем себе это позволить. Исключив эмоции и обращаясь только к фактам, смоделируем диалог, который МОГ БЫ состояться, в вопросах и ответах.

    — Почему не было общественного обсуждения проекта?

    — Было. В августе 2015 года соответствующее объявление напечатала районная газета «Пристоличье», также информация была размещена на официальном сайте райисполкома. За 25 дней ни у кого не возникло желания получить компетентную консультацию по предстоящему строительству очистных. Обсуждение было открыто на этапе прокладки коллектора.

    — Знали ли люди, одобрившие проект, что очистные будут рядом с жилыми домами?

    — Знали. По санитарным нормам, расстояние до этого объекта — не менее 100 метров. Вас будет разделять 118 метров. На этом участке предусмотрено также сохранение лесополосы.

    — Сколько сосен будет вырублено и как это скажется на экологии?

    — Предстоит вырубка порядка 500 деревьев. Этот ущерб будет троекратно компенсирован. То есть, за каждое срубленное — три дерева. Суммарно получится около 80 гектаров нового леса. Посадка предусмотрена по территории всего сельсовета. К слову, чтобы расчистить участки под строительство ваших ЖСК, было вырублено около 2 000 сосен.

    Мнение: Анаталий РУСАКОВ, живет в Боровлянах около 5 лет

    IMG 5736

    — Посмотрите, какой лес вокруг! Вот этой сосне надо 150 лет расти, чтобы такой стать. А ее — росчерком пера. Только потому, что где-то кто-то что-то недоработал. Я против строительства, считаю, что есть возможность сохранить этот участок зелени. Пусть переделывают проект с учетом наших пожеланий. 

             IMG 5723

    — Очистные сооружения будут соседствовать с водозабором. Как это  скажется на качестве питьевой воды?

    — Она станет лучше. До сих пор талая и дождевая вода уходит в землю без всякой очистки. В том числе и с территории гаражного кооператива, который находится в непосредственной близости к водозабору. 

    Очистные сооружения предусматривают три степени очистки. Первая: на герметичных резервуарах-накопителях установлены нефтебоны, которые собирают химические примеси с поверхности. Вторая: через кассетные фильтры вода будет поступать на природную фильтрацию в подземный резервуар. Заменой фильтров и контролем технического состояния очистных сооружений будет заниматься ГП «Водоканал Минского района». А забором проб для анализа качества очистки и постоянным экологическим мониторингом — соответствующие службы.       

    — Кто будет отвечать за безопасность открытых накопительных прудов? В лесу гуляют дети, недалеко — школа и детский сад.      

    — Очистные сооружения — режимный объект. Пруды будут обнесены забором высотой 2,6 метра. Доступ к ним получат только специалисты.

    Что касается безопасности, то любой открытый водоем можно рассматривать как потенциальную опасность. Объяснить это детям — задача взрослых. И прежде всего — родителей. Перехватывающие пруды в силу открытого доступа и большого количества наносного ила представляют гораздо более серьезную угрозу, чем защищенные от несанкционированного вторжения накопительные резервуары очистных сооружений. Конструкция же подземного очистного резервуара позволяет разумное использование надземной территории. Над ним допустимо обустройство стадиона, теннисных кортов или просто площадки для отдыха.  

    — Стоячая вода в прудах станет рассадником для насекомых. Как спасаться от комаров и гнуса?

    — Никакого нашествия насекомых не будет. Вода в открытых прудах-накопителях при максимальной их наполненности будет уходить на подземную доочистку за 12--24 часа. Этого времени достаточно, чтобы открытые резервуары фактически опустели. Допустимый остаток на дне не будет превышать40 сантиметров. Предусмотрена регулярная чистка дна от наносного песка и ила.

    — Почему нельзя перенести строительство очистных сооружений на другую, более отдаленную от жилых домов территорию?

    — Под строительство определена оптимальная во всех отношениях площадка. Над ее выбором работали и топографы, и геодезисты, и гидрологи, и экономисты. Проектировщикам удалось «ужать» территорию, отведенную под очистные сооружения, с 2,1 гектара до 1,2 — почти в два раза. Строительство намечено на объективно самом низинном участке.  Поэтому ливневая канализация — самотечная с минимальным заглублением труб коллектора. Площадка в лесном массиве фактически безальтернативная.

     IMG 5700

     IMG 5703

    IMG 5725

    IMG 5634

    IMG 5638

    Фото Анатолия Басова и Светланы Курейчик

    Автор: Елена КОРЕНЕВСКАЯМінская праўда

Комментарии (0)