07 Мая, 2024 Вторник

Каждому – по труду

  • 12 апреля 2016 Общество Русский 0

    Куда пойдут работать новоиспеченные педагоги и каких учительских кадров не хватит столице

    В Белорусском государственном педагогическом университете имени М. Танка не по-весеннему жаркий апрель. Начиная с 5-го числа и вплоть до конца месяца здесь проходит традиционное распределение выпускников. Более 700 юношей и девушек, обучавшихся на бюджетной основе, в нынешнем году получат обязательные путевки в трудовую жизнь. Потребности рынка в учительских кадрах превосходят возможности вуза. Так, к новому учебному году стране требуются почти 900 педагогов. Корреспондент стала свидетелем того, как разворачивается борьба за выпускника.

    Тревога есть, мало ли…

    Перед дверями аудитории, где решается судьба выпускников, шумно, непринужденные беседы. Обращаюсь к будущим учителям географии: готовы ли морально к результатам распределения?

    Не задумываясь девушки утвердительно кивают головами и расплываются в улыбке:

    — Есть именные запросы из школ. В течение учебы не расслаб­лялись, искали вакансии в Интернете, ездили на собеседования.

    Выпускница Яна с факультета естествознания будет работать в минской 32-й школе географом. На собеседовании директор пообещал зарплату в 4.300.000 руб­лей и хороший соцпакет.

    Ее сокурсница Ольга, чтобы получить заветный именной запрос, проработала в 78-й минской школе два года, и теперь девушку там очень ждут:

    — Учреждение небольшое, уютное. Замечательные дети — знаю всех с 6-го по 11-й класс! Буду вести у них географию и работать педагогом-организатором, — делится планами молодой учитель. — Рада, что получаю наконец дип­лом и распределяюсь, но все равно немножко страшно. Ведь впереди уже не такая беззаботная жизнь. В нашей группе почти все с именными запросами, есть «целевики». Уже знают, куда распределят! Хотя тревога есть…

    — О, Господи Иисусе! — неожиданно прозвучало в толпе. Разговоры прерываются, в аудиторию к членам распределительной комиссии по очереди начинают заходить без пяти минут молодые специалисты.

    Прописная истина

    Перед дверью в томительном ожидании оказались парни — химики и биологи.

    — Выбирал профессию, ориентируясь на проходной балл и возможность заселения в общежитие. Лично мне комфортнее преподавать в студенческой среде, поэтому планирую поступать в магистратуру, — делится планами Арсений Сидоренко.

    Его товарищ Дмитрий Яцинович не уверен, останется ли в профессии после обязательной отработки:

    — Приходишь домой — все равно мысленно в школе, да и зарплата небольшая. А для мужчины она немаловажный аспект. На собеседовании меня оценивали по внешнему виду, манере разговора, готовности к труду, — рассказывает Дмитрий и машинально поправляет пиджак.

    Спустя пару минут парень оказывается уже в аудитории перед комиссией. У него именной запрос от Белорусской медицинской академии последипломного образования.

    — Где жить будете? — интересуются представители комиссии, ведь парень без минской прописки.

    — Выделяют место в общежитии. И мне, и жене, — отвечает молодой семьянин.

    Комиссия дает согласие на распределение, Дмитрий оставляет подпись напротив своей фамилии и адрес будущего места работы.

    У следующей выпускницы, Алеси, запрос из учреждения образования Кореличского района. Члены комиссии недоумевают: ведь у молодого учителя минская прописка!? Поэтому предлагают работу в родном городе, правда, воспитателем. Девушку не привлекает перспектива работы с малышами, она отправится в район.

    Квартирный ход

    В очереди на распределение — 56 филологов. Многие разойдутся по плановым местам и целевым направлениям. За оставшимися кандидатами пристально наблюдают приехавшие из области работодатели: нуждаются в учителях русского и белорусского языков, а шансов заполучить молодежь остается все меньше.

    Молодой педагог Анна из Брас­лавского района просит распределить ее по месту жительства, оттуда привезла запрос.

    Директор учреждения образования «Зеленогорский УПК детский сад — средняя школа» тут же предлагает выгодные условия сотрудничества:

    — Приезжайте к нам! Работа в Минском районе, предоставлю квартиру! Молодые специалисты остаются у нас жить, создают семьи.

    Но выясняется — выпускница уже замужем. Директор не сдается:

    — Так и мужа берем! Квартира-то двухкомнатная.

    Девушка согласия не дает. Тогда выгодное предложение тут же адресуется будущему учителю Елизавете из Молодечно. Она отнекивается: мол, от родителей далековато. Уговаривать строптивую выпускницу берутся члены комиссии:

    — Вам как молодому специалисту уже и жилье предлагают. Директор с вами говорит, значит, завязываются конструктивные взаимоотношения. Место шикарное, красота кругом. В этом учреж­дении молодой коллектив, замечательная атмосфера.

    — Я вам доверюсь… — сдается наконец девушка и ставит подпись напротив зеленогорского адреса, а довольный директор покидает вуз.

    Через пару месяцев выпускница уже в качестве молодого специалиста приедет трудоустраи­ваться, будет распаковывать чемоданы в отдельной двухкомнатной квартире. Одновременно с ней к своим трудовым обязанностям приступят еще более 700 выпускников педагогического. Но с жильем, конечно, не всем так повезло…

    В вузе отмечают: 80 процентов выпускников после обязательной отработки остаются верны своей профессии.

    _______________________________

    Три актуальных «почему?» в системе образования

    Почему столице не хватит учителей начальных классов и воспитателей?

    В нынешнем году в Минске не будут заполнены все вакансии в системе образования. По словам начальника отдела кадров БГПУ Валерия Оловянникова, столичный наниматель вправе трудоустроить к себе специалиста вне зависимости от наличия минской прописки. Но если работодатель решил взять иногороднего, он обязан его зарегистрировать и, соответственно, предоставить жилье.

    У большинства работодателей Минска такой возможности нет, поэтому ребята, которые во время учебы могли трудиться в столичных учреждениях образования, после получения диплома уезжают на постоянное место работы на малую родину.

    — Потребности Минска значительно выше возможностей вуза. Например, в данный момент город нуждается в 153 учителях начальных классов, а направить на работу мы смогли лишь 31 выпускника, — рассказывает Валерий Петрович. — То есть удовлетворили лишь каждую пятую заявку.

    Почему у только что устроившихся педагогов зарплаты могут различаться?

    После процедуры обязательного распределения выпускник при трудоустройстве получает статус молодого специалиста. Согласно законодательству, в течение двух лет такому новоиспеченному кадру полагаются доплаты — ежемесячно одна тарифная ставка первого разряда.

    Ребята, окончившие платное отделение, при самостоятельном трудоустройстве не имеют такого статуса и, соответственно, доплат.

    Начальник отдела кадров БГПУ Валерий Оловянников советует «платникам» брать именные запросы у работодателя, а затем обращаться в вуз для распределения по указанному адресу.

    В прошлом году университет направил на работу 30 ребят, обучавшихся за свой счет.

    Почему становиться учителем выгодно?

    — У педагога 56 дней отпуска, всегда прекрасное рабочее место, ведь школы сейчас с современным оснащением. Кроме того, общение с детьми. Напитываешься их энергетикой. От компьютера или станка никогда не получишь столько ответного тепла, сколько от учеников, — считает первый проректор БГПУ, заместитель председателя комиссии по распределению Светлана Коптева.

    Сейчас для вуза благоприятные времена: педагоги очень востребованы. Большинство ребят уже с 3-го курса находят работу в Минске. Если студент успешно учится, у него появляется возможность из перечня плановых мест выбрать лучший для себя район или тот, что ближе к Минску. Ведь важно, чтобы выпускник начал трудовую деятельность с хорошим настроением. 

    Автор: Юлия БУРДОМинский курьер

Комментарии (0)