25 Апреля, 2024 Четверг

В Беларуси отмечается значительный рост числа хулиганств

  • 14 апреля 2016 Общество Русский 0

    В прошлом году по фактам хулиганств возбуждено 3955 уголовных дел. На 1075 больше, чем годом ранее. Помимо банальных инцидентов, немало и таких, которые поражают абсурдом и дикостью. В проблеме на примере Гомельской области разбирался корреспондент «Р».

     Количество хулиганств в 2015-м увеличилось во всех регионах, а в лидерах оказался Минск – 1165 фактов. На Гомельщине прирост был небольшим, однако и здесь проблема остается актуальной. С незавидной регулярностью в сводках гремит почему-то Мозырь. За три месяца здесь возбуждено более 30 уголовных дел по хулиганствам – 20% от общего количества по области. При том, что уровень преступности в целом сократился на треть. Конфликты, переходящие в драки, возникают на пустом месте. Недавний пример: молодой мозырянин вселялся в общежитие, с переездом помогали друзья. По завершении отмечали новоселье. Вышли покурить на балкон. Общаясь, громко смеялись, чем привлекли внимание компании, стоявшей у подъезда. Выпившим парням показалось, будто смеются над ними. Определив квартиру, они пришли и, ничего не объясняя, избили новосела и его друзей. Одному из них сломали челюсть.

    Ранее незабываемый вечер жильцам дома по ул. Гагарина устроила другая троица. Сперва хулиганы учинили дебош в подъезде. После замечания жильцов стали избивать недовольных и колотить стекла в дверях. В разгар побоища один из зачинщиков начал стрелять из пневматического пистолета. К счастью, ни в кого не попал. Когда приехала милиция, они оказали активное сопротивление и продолжали буянить уже в отделении. Теперь им грозят серьезные сроки. Но, как показывает практика, горячих парней такие «мелочи» не останавливают. К слову, несколько лет назад в схожей ситуации мозырским патрульным пришлось открыть огонь на поражение. Три буйных молодца оказались в больнице с простреленными ногами.

    В одну из зимних ночей конфликт разгорелся возле магазина «Белые Росы». Приехавшие сюда двое ребят поссорились с другой компанией. После словесной перебранки оппоненты бросили бутылку в их автомобиль и сбежали. Разъяренные парни набросились на оказавшегося поблизости человека, почему-то решив, что он  знакомый их противников. Избитого ни за что мужчину увезла «скорая помощь». Нападавших забрала милиция.

    По понятным причинам увеселительные заведения являются зонами повышенного криминогенного риска. В Мозыре эта аксиома подтверждается регулярно. 17 января в ночном клубе Number One захмелевший посетитель стал раздеваться прямо на танцполе. А когда охранники вывели его в холл, устроил драку. Для «стриптизера» она обернулась уголовным делом. В ресторане «Кабачок» мозырянин приревновал свою даму и вызвал соперника разобраться. Во время поединка пустил в ход зубы, едва не откусив противнику нос.

    В один из гомельских гипермаркетов пришли двое выпивших товарищей. Одному из них не понравился незнакомый покупатель. Не утруждаясь поисками причин, хулиган ударил его в лицо. А затем минут десять гонялся по торговому залу, нанося удары и попутно сбрасывая товары со стеллажей. В придачу неадекватный посетитель на бегу скидывал с себя одежду. Ее, как верный денщик, собирал товарищ, бегавший следом, пытаясь остановить ополоумевшего друга. Когда это наконец-то удалось сделать, молодые люди уехали. Через час милиция задержала хулигана. Картину пришлось восстанавливать по записям видеокамер. Обвиняемый ничего не помнил.

    В центре Гомеля к ресторану «Фасоль» подъехал «Сеат», из которого выскочили двое молодчиков. Ни слова не говоря, они избили парней, стоявших у заведения. И так же неожиданно умчались. Через пятнадцать минут «экипаж машины боевой» остановили бойцы ОМОНа. Из троих парней трезвым был только водитель. Два его друга объяснить причину своей выходки не смогли...

    Мотивы некоторых выходок иначе как идиотскими не назовешь. На одной из станций в Добрушском районе 43-летний «колясочник» камнем разбил стекло в кабине поезда. Позже инвалид, к слову наркоман со стажем, объяснил причину. Состав, мол, стоял у него на пути. Даже в суде, который назначил обвиняемому год лишения свободы, тот сожалел только об одном. О том, что не попал в голову машинисту. В Рогачевском районе 38-летняя женщина под новогодний бой курантов устроила бой стекольный. Вооружившись бревном, пьяная фурия выносила окна в домах односельчан. Не поддается здравому смыслу и поступок гомельского подростка, который из пневматического пистолета выстрелил в висок ровеснице. К счастью, не убил, хотя медпомощь ей понадобилась. А вот объяснение действительно шокирует. Оказывается, ему нравилась эта девушка и таким способом он хотел привлечь ее внимание…

    Оперативные сводки пополняются новыми фактами каждые сутки.

    – Стоит учесть строжайший подход к регистрации фактов хулиганств, – говорит заместитель начальника милиции общественной безопасности УВД Гомельского облисполкома Анатолий Васильев. – Мы нисколько не заинтересованы в сокрытии даже тех правонарушений, которые, на первый взгляд, не представляют большой опасности. Задача не просто наказать хулигана, главное – остановить его до того, как может произойти новое преступление. Ведь сегодня кто-то бьет окна, завтра – вырывает сумки, послезавтра – идет на вооруженный разбой.

    Собеседник отмечает: более половины зарегистрированных хулиганств – это причинения телесных повреждений. Еще 42% – повреждения имущества. Причем рост происходит именно по этому виду. А главным объектом посягательств становится личный транспорт. Разбитые стекла и фары, поцарапанные кузова и отломанные зеркала – нередко к этому причастны соседи, которых достала парковка под окнами или ночной вой сигнализации. Кто-то решает, что проколоть колесо или провести гвоздем по краске эффективнее и проще, чем вызвать ГАИ. О том, какими неприятностями может обернуться такая месть, люди не думают.

    Впрочем, для многих хулиганов не думать — обычное состояние. Особенно для тех, кого в просторечье называют отморозками, – вспыльчивых, агрессивных, провоцирующих конфликты и не знающих границ. В Гомеле двое таких за замечание по поводу матов избили чету пенсионеров. Мужчине наносили удары по голове тротуарной плиткой и палкой, выбили несколько зубов. Наказание в 3,5 и 4 года колонии не кажется суровым. Особенно с учетом двух предыдущих судимостей одного из обвиняемых.

    Недавно к 7 годам неволи был приговорен гомельчанин, который в маршрутке порезал ножом лицо женщине. За то, что ее ребенок не уступил ему место. В суде негодяй объяснялся просто: был пьян – ничего не помню.

    Юридическая квалификация хулиганства определяется статьей 339 УК. Однако сама проблема гораздо шире. Опасность представляют хулиганские мотивы как таковые. Грань между мелким хулиганством и тяжким преступлением тонка, как лезвие бритвы. Подтверждение – прошлогоднее ЧП в Лельчицком районе. В автофургоне ехала бригада рабочих, которые «как следует» отмечали чей-то день рождения. В процессе один из них уснул. Коллеги пошутили – накрасили ему лаком ногти. Проснувшийся товарищ ни юмор, ни маникюр не оценил. Не долго думая, он вылил бензин из канистры и поджег. Фургон охватило пламя. Трое пострадавших скончались от ожогов. Обидчивый мститель получил 23 года колонии. В начале этого года пьяный житель Светлогорска в поисках родственницы ломился в чужую квартиру. Ее хозяин пытался объяснить незнакомцу, что тот ошибся адресом. В ходе потасовки незваный гость выхватил нож и нанес удар. Ранение оказалось смертельным.

    18 февраля 53-летний гомельчанин сделал замечание компании у магазина. Услышав нехорошие слова в ответ, он вдруг достал револьвер и выстрелил в грудь одному из оппонентов.

    Попытки составить типичный портрет хулигана, как и применять научно-исследовательский подход к самому явлению, бесперспективны. Слишком много индивидуальных факторов, которые оцениваются в конкретных случаях и не вписываются в рамки стандартных шаблонов. Хотя отдельные характерные моменты, безусловно, есть.

    – В абсолютном большинстве случаев катализатор хулиганств – алкоголь, – говорит заместитель начальника управления судеб­но-психиатрических экспертиз УГКСЭ по Гомельской области Андрей Гарельский. – Опьянение растормаживает, снимает волевой контроль — и человек способен на поступки, которые никогда бы не совершил в трезвом состоянии. Последующее объяснение «Я ничего не помню» может быть как установочно-защитным поведением, так и соответствовать действительности. Высокая доза алкоголя способна влиять на функции памяти, которая перестает фиксировать события. Возможен эффект «порванной пленки» – когда они воспроизводятся частично, но целостной картинки нет. При этом в момент происходящего человек сохраняет целенаправленность восприятия окружающего, действует исходя из побуждений и мотивов в этой ситуации. То есть  полностью понимает, что делает, зачем делает и какие могут быть последствия. Соответственно, несет за них ответственность.

    По мнению эксперта, считать современного человека более агрессивным и склонным к насилию  неверно. По своей внутренней структуре люди не меняются. Могут меняться социальные нормы, уклад и требуемые рамки поведения. А хулиганства как были хулиганствами, так ими и остались.

    Эта извечная социальная проблема имеет свою историю. В послереволюционной России хулиганство не только процветало, но и формировалось как субкультура. Со своим дресс-кодом, нормами поведения и прочими законами жанра. Дошло даже до создания… кружков хулиганов. «Общество «долой невинность», «Центральный комитет шпаны», «Интернационал дураков» – названия уголовных «профсоюзов» говорят сами за себя. Кстати, в некоторых даже избиралось бюро и платились членские взносы. Вскоре советская власть развернула кампанию по борьбе с хулиганством. Разумеется, искоренить его полностью не удалось. Но прежнего размаха движение лишилось. Отголоски, впрочем, доносились долго. Многие из тех, кому сейчас за 40, помнят «войны районов», молодежные группировки, массовые драки на основе территориальной принадлежности и даже музыкальных предпочтений, когда металлисты сражались против волнистов.

    К 90-м все это ушло в небытие. Впрочем, кто-то нашел применение своим бойцовским навыкам в новых реалиях, пополнив ряды ОПГ. Одним из видов досуга «братков» были как раз таки драки в ночных клубах да стрельба в потолки ресторанов.

    Затем и эта эпоха канула в Лету. Хулиганства наших дней – «забава» обычно индивидуальная, спонтанная. Потому и в вопросах профилактики сложно придумать что-то новое. Полковник Васильев считает, что изобретать велосипед ни к чему – корни проблемы давно известны:

    – Если преступление совершено, значит, недоработали все. И милиция, и образование, и прежде всего семья. Ведь что бы мы ни рассказывали в школах, что бы ни писали газеты, главное то, что ребенок видит и получает дома. При нормальном воспитании вырастает человек, который задумывается о своих поступках и не склонен причинять вред окружающим.

     

    proleskovskiy77@mail.ru

    Автор: Руслан ПролесковскийРэспубліка

Комментарии (0)