27 Апреля, 2024 Суббота

Селедка "с земли"

  • 21 апреля 2016 Общество Русский 0

    С приходом весны на улицах у могилевских рынков, торговых центров, магазинов в микрорайонах активизировались стихийные торговцы. Что только не продают прямо на тротуаре: семена, искусственные цветы, одежду, тапочки и обувные стельки. А вкупе с ними молочные продукты, куриные яйца, домашние «закатки» (ими вроде как и  на рынках запрещено торговать). В пестрые ряды продавцов затесываются и торговцы рыбой, колбасными изделиями, консервами  – не домашнего, понятно,  изготовления. Ну, а многие из горожан такие развалы обычно оправдывают: мол, и цены ниже, и поторговаться можно, и покупать удобно – от дома рукой подать. Хотя и претензий – предостаточно!

    – На перекрестке Пушкинского проспекта и улицы Островского торгуют селедкой, копченой скумбрией в картонной таре, сыром, – позвонила в редакцию жительница Заднепровья. – Товар лежит на каком-то сломанном столике, рыбу продавцы, не взвешивая, «выуживают» из ящиков и продают поштучно по одной и той же цене. Говорят, что привозят продукцию  из Смоленска… Но, насколько я знаю, рыбой можно торговать только в  специально предназначенных местах. А тут – грязь, антисанитария, выхлопные газы! Таким же товаром торгуют и в районе торгового центра «Карусель». К кому обращаться по поводу этого безобразия? Кто это все контролирует?     

    Городские власти создают в жилых кварталах мини-рынки, оборудуют  навесами и столами площадки, на том же Центральном рынке Могилева гражданам, желающим реализовать излишки сельхозпродукции со своих подворий, предоставляют места за символическую плату, а пенсионерам и вовсе бесплатно. Но уличные торговцы все равно разбивают лагеря там, где им заблагорассудится.

    – А почему свой товар на рынке не продаете? – завожу разговор  с женщиной почтенных лет, торгующей  возле одного из магазинов рассадой и семенами.

    – Так на рынке все смотрят только на прилавки с продуктами, – сказала она. – А здесь мимо меня не пройдут, глядишь, кто и заинтересуется рассадой…  

    Наверное, можно понять желание таких бабулек продать что-то из собственноручно выращенного и сделанного, пополнить семейный бюджет. Но ведь на стихийных базарчиках могут реализовывать и опасную для здоровья продукцию. Работники администрации Центрального рынка рассказывали: сельчанин принес на экспертизу картошку, анализ показал превышение нитратов – продавать не разрешили. Но назавтра этот человек торговал бульбой в одном из микрорайонов. И кто-то – купил, накормил отравой семью.    

    –  Могут быть вредные вещества? Выглядит  картошка вроде нормально, – пожала плечами женщина, купившая 5 кило на «пятачке» у торгового центра. – А в магазинах что – качество лучше? И потом эти продавцы ведь и для себя картошку выращивают…    

    А вот парень понес с рынка пивную «полторашку» с молоком. И ничего, что молочные изделия – скоропортящиеся, могут содержать вирусы болезней, опасных для человека. Торговать такими продуктами (как и рыбными) разрешено только в специально отведенных местах, где установлены холодильники.

    Может, на официальных рынках мест не хватает, плата слишком высокая?

    – Чтобы продавать излишки продукции, требуется только справка из районной администрации, сельсовета (или от председателя рыночного кооператива) о наличии приусадебного  участка и справка о результатах лабораторной экспертизы продукции, – рассказывали в администрации  Центрального рынка, – но те, кто стоит на тротуаре, считают, что заморачиваться этим не стоит.  На рынке  – конкуренция, а тут-де постою на тротуаре, быстренько продам и до свидания. Конечно, среди сельчан, пенсионеров и дачников есть и те, кто работает на перекупщиков. Схема – отработанная: с сезоном овощей и фруктов перекупщик наймет несколько бабуль, которым даст в руки по ящику с дарами садов и огородов, и, попивая кофе в микроавтобусе за углом, будет контролировать «процесс». Налоги, понятно, такие дельцы не платят, создают конкуренцию тем, кто добросовестно, по всем правилам торгует на нашем рынке, а управы на нелегалов, получается, нет. Мы можем отвечать только за то, что происходит на нашей территории, а «разговоры разговаривать» с теми, кто торгует «за забором», бесполезное дело. Перед гостями города стыдно: рынок – в самом центре Могилева, а идти к нему от главной Первомайской  улицы приходится сквозь коридор из торгующих разномастным товаром прямо на тротуаре…

    В городском и областном центрах гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья сообщили, что санслужба ведет большую работу среди населения по разъяснению вреда от несанкционированной торговли. Информирует, что продукты, купленные на стихийных рынках, могут содержать нитраты, пестициды, соли тяжелых металлов в концентрациях, превышающих максимально допустимые, быть загрязнены гельминтами и микроорганизмами. Что если у продавца грязные руки, ножи и весы, то  покупатель может запросто подхватить кишечную инфекцию и ботулизм. Но проверять санврачи могут только магазины и «точки» общепита – торговля на тротуаре вне их контроля. Он и не нужен, потому как  нелегальный продавец вообще не имеет права торговать, а потому разговор с ним должен быть коротким:  нарушил порядок –отвечай по закону.  

    Как выяснилось, составлять административные  протоколы за незаконную уличную торговлю вправе налоговая инспекция, исполкомы и  городские администрации районов, Министерство торговли. Раньше привлекать к ответственности за такие деяния могли и работники милиции, но эту обязанность с некоторых пор с них сняли. Хотя без участия милиции в проверках и рейдах не обходится – только ее сотрудники имеют право и возможность задержать «нелегала» для установления личности. Какова эффективность этих мер?

    По словам начальника гор­управления торговли Татьяны Будкевич, в прошлом году работники горисполкома, районных администрацией совместно с сотрудниками налоговых инспекций составили за  продажу товаров в не установленных для этого местах 113 протоколов. Когда объясняешь правила торговли, рассказывали специалисты, уличные продавцы кивают головой, соглашаясь, что продавать «с земли» и «у забора» продукты негигиенично, неэстетично и незаконно, обещают, что такого больше не повторится, и…  Все, в общем, возвращается «на круги своя».

    –  Мы также вместе с милицией регулярно проводим рейды по пресечению незаконной торговли, – говорит начальник торговой инспекции Могилевской области Татьяна Соловьева. – Картина обычно такая: как только приходим, начинаем разбираться с одними торговцами, остальных словно ветром сдувает с места. Уходим – они вновь появляются со своими  сумками, корзинами и ящиками. На первый раз нелегального торговца предупреждаем, если вновь  попадется – оформляем протокол. Наказание за продажу товаров с рук в не установленных для торговли местах – до 3 базовых величин. Потом дела о нарушителях рассматривает либо суд, либо административная комиссия. А там смотрят по обстоятельствам. Могут, например, наказать незаконного торговца всего на 1 базовую величину. Такой штраф для него, что слону дробина. Вот был случай, когда мы оформили протокол на гражданку, незаконно торговавшую кукурузой в подземном переходе. На таком «бизнесе» можно неплохо заработать, однако нарушительница была освобождена судом от  ответственности по причине незначительности правонарушения.  Наверное, в борьбе с нелегальной торговлей многое зависит и от нас, покупателей – не надо приобретать продукты на стихийных рынках. Не будет спроса, не будет и предложения…            

    Да только вот психология у людей устроена так, что многие из них думают: «Раз человек здесь торгует – значит, разрешили».

    Так как же покончить с несанкционированной торговлей?  Повысить размеры штрафов, чтоб неповадно было? Что ж, с 4 апреля текущего года изменены  прописанные в законодательстве санкции за реализацию гражданами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей, товаров вне установленных для этого мест. В частности, появилась норма, согласно которой продажа товара, которым запрещено торговать даже на рынке, карается штрафом в размере от 5 до 50 базовых величин. Поскольку ту же скумбрию или кофе трудно отнести к продукции, выращенной на собственном подворье, то, может, перспектива штрафа в 10,5 миллиона рубликов умерит незаконный бизнес уличных торговцев-перекупщиков?     

    – Выявляли мы в ходе рейдов  и тех, кто торговал в неположенных местах  селедкой, копченой рыбой и другой (как правило, российской) продукцией, – сообщила начальник отдела экономики администрации Октябрьского района Могилева Анастасия Прокудина. – До апреля  самый большой штраф за такую торговлю (с налоговыми нарушениями) был наложен в размере 6 миллионов рублей. Будем  надеяться, что более жесткие санкции заставят тех, кто собирается заняться нелегальным бизнесом, хорошенько подумать, стоит ли этим заниматься.   

    А вот для тех, кто торгует в неположенных местах плодами своих садов и огородов, штрафное наказание осталось прежним – до 3 базовых величин. И  рецепта, как поставить такую торговлю в цивилизованные  рамки, никто из городских чиновников так и не подсказал. «Есть мнение», что надо бы вернуть милиции функцию контроля за торговлей на тротуарах с правом штрафовать (как, к примеру, у ГАИ) нарушителей прямо на месте. Или есть другие варианты?

    Автор: Геннадий АЛЕКСАНДРОВМогилевская правда
    Теги: 

Комментарии (0)