08 Мая, 2024 Среда

К 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС. В Хойниках открыли Памятный знак, посвященный энергетикам Беларуси и Советского Союза, принявшим удар Чернобыльской стихии в 1986-1987 гг.

  • 26 апреля 2016 Общество Русский 0

    Чернобыль… Это слово известно во всем мире. Для кого-то это географическое понятие, связанное с аварией на атомной электростанции, для нас же, белорусов, это величайшая техногенная катастрофа, последствия которой будут ощущаться многими и многими поколениями. Беда случилась в 1 час 23 минуты и 40 секунд в ночь с пятницы на субботу – с 25 на 26 апреля 1986 г.

    О Чернобыле сказано и написано много. Мне же, коль приходится говорить на тему Чернобыля, помогает двухтомник «ЧЕРНОБЫЛЬ. Долг и мужество». Данное издание, являясь научно-публицистической монографией, вышло в 2001 г. (г. Москва, 4-й филиал Воениздата). У меня оно – подарок семьи прославленного земляка, генерала, ученого Анатолия Демьяновича Кунцевича, которому пришлось пройти и Чернобыль.

    Авторы двухтомника – крупнейшие российские ученые и военные, непосредственные участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

    В подавляющем большинстве материалов издания нет научной или идеологической напыщенности, желания исказить действительность.

    Так, директор Всероссийского НИИ сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии Российской академии сельскохозяйственных наук, академик РАСХН, доктор биологических наук, профессор Р.М. Алексахин и главный специалист КНИИСХРАЭ, доктор биологических наук, профессор А.Н. Сироткин уверены: негативные последствия случившегося на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС с реактором РБМК-1000 «не удалось установить до настоящего времени».

    Полковник в отставке, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник научного Центра ФПС России, ликвидатор, член Союза писателей России А.А. Дьяченко отмечает: «В Белоруссии катастрофа легла тяжелым бременем на плечи простых тружеников. Так, только экологические потери Белоруссии в 1986–2015 гг. составят более 235 млрд долларов США».

    Во многих материалах издания отмечается: случайных аварий не бывает, поэтому и то, что произошло в Чернобыле, – результат множества ошибок. Начиная с проектирования. Хотя никто из проектировщиков на скамью подсудимых не сел. Дело ограничилось наказанием эксплуатационного персонала.

    А персонал эксплуатации? Его действия буквально шаг за шагом зафиксированы в книге Г.У. Медведева «Ядерный взрыв» (Москва, издательство «Книжная палата», 1990 г.).

    Некоторые работники АЭС, в том числе и занимающие руководящие должности, с оборудованием были знакомы… поверхностно. Те же, которые мнили себя знатоками, во время техэксперимента, ставшего причиной взрыва, вели себя излишне самонадеянно, и в мыслях не представляя, что может случиться большая беда.

    И вот взрыв. А у персонала… никаких средств защиты, даже респираторов-лепестков. Не оказалось простейших таблеток йодной профилактики. Ни одного рабочего дозиметра…

    И это на лучшей тогдашней АЭС СССР.

    На протяжении долгого времени в Москву шли сообщения: на станции случилось нечто необычное, однако реактор надежно заглушен. Из столицы летели указания: подавайте воду для охлаждения. Хотя реактора уже просто не было…

    Наконец-то установлено: реактор разрушен. Принято решение о засыпке его песком. В Чернобыль уже 27 апреля 1986 г. перебрасываются военные вертолеты. Авиаторы готовы к выполнению задания, зная: предстоит страшное облучение. Но нет кому насыпать в мешки песок (!). И на первоначальном этапе этим вынуждены были заниматься… два заместителя министров Союзного правительства Мешков и Шашарин, а также генерал ВВС Н.Т. Антошкин – настоящий профессионал своего дела, умница, переживавший за каждого авиатора, как за собственного сына…

    Со щемящей болью воспринимаются строки о мучительных страданиях умирающих пожарных и эксплуатационников. Далеко не всем следует читать ЭТО. Ведь даже для чтения таких строк требуется крепкая нервная система.

    …Помнится один из дней первой декады мая 1986 года. Скоро конец рабочего дня. Однако и в редакцию «Дняпроўца» поступило распоряжение: всем оставаться на рабочих местах до особого указания. Часа через два такое «указание» поступило.

    Что же стояло за отмеченным выше. «Расшифровка» дана профессором, академиком международной инженерной академии, заслуженным строителем Республики Беларусь, почетным энергетиком СССР Михаилом Павловичем Кондратьевым: «Когда случилась катастрофа на станции, выделение радиоактивных веществ решили заглушить. Для этого с вертолетов на четвертый реактор сбросили 12 тысяч тонн мятой глины.

    Но это не помогло – радиация была в прежних пределах. Решили дополнительно загрузить туда 4 тысячи тонн свинцовой дроби.

    Реактор начал садиться. Все понимали ужас происходящего – если он сядет еще ниже, может последовать ядерный взрыв – до этого ядерного взрыва не было, только тепловой. Началась паника. Циркулярная дуга определила масштабы предстоящего бедствия – от Чернобыля до Санкт-Петербурга и от атомной станции до половины Европы».

    Ясно, ЧТО осталось бы в этом случае от Речицы…

    Худшего не случилось. Благодаря тому, что удалось под атомный реактор подвести железобетонные плиты, которые и остановили его дальнейшее оседание.

    А что же в Чернобыле сегодня? И можем ли чувствовать себя в безопасности? На этот счет суждения многих научных светил, в том числе и белорусских. Обратимся к научно-популярному изданию «Чернобыль: шанс выжить» (Минск, издательство «Полымя», 1996 г.) под авторством А.М. Люцко, И.В. Ролевича и В.И. Тернова (рецензент В.Б. Нестерено, член-корреспондент Академии наук Республики Беларусь, профессор, доктор технических наук): «…Экспериментальные наблюдения свидетельствуют, что в целом «укрытие» выполняет защитную функцию. Вместе с тем состояние разрушенного реактора продолжает вызывать тревогу. Поднятая взрывом 1000-тонная стальная крышка находится в почти вертикальном неустойчивом положении. При ее обрушении массы скопившейся радиоактивной пыли неизбежно приведут к новому выбросу. Пока остается также неизвестным поведение затвердевшего расплава урана, конструкционных материалов реактора, бетона и массы сброшенных в обвал активной зоны материалов, взаимодействие тяжелой проседающей конструкции с подземными водами. Есть опасения неконтролируемой цепной реакции оставшегося урана, которая может привести к взрыву».

    После издания книги «Чернобыль: шанс выжить» прошло 20 лет. Слава Богу, худшего не случилось. Остается надеяться на лучшее. Понимая: нам здесь жить. Благодаря мать-природу за то, что она во многом работает на улучшение экологической ситуации, связывая радио-активные материалы. Это факт, хотя, согласно номеру газеты «Аргументы и факты», № 16 (433) от 19 апреля 2016 г., еще велик процент проб грибов, лесных ягод, рыбы местного улова, имеющих значительное превышение уровня содержания цезия-137 и стронция-90. Есть и «негодное» молоко. К сожалению, наши продукты загрязнены не только цезием и стронцием.

    Вдумаемся в цифры. Только по линии Министерства обороны СССР Чернобыль «гасили» свыше 600 тысяч военнослужащих. Участниками ликвидации последствий Чернобыля были сотни тысяч мирных граждан. В их числе – труженики филиала «Речицкие электрические сети» РУП «Гомельэнерго».

    Энергетик были в числе первых, вставших на ликвидацию большой беды. Это от них зависело подведение электролиний к сотням объектам обслуживания и военными, и специалистами народнохозяйственного комплекса. Энергетики справились. Хотя многие и многие поплатились здоровьем и жизнями.

    В отделе кадров Речицкого предприятия электрических сетей я получил список тех, которые свое участие в ликвидации последствий аварии подтвердили в 1986–1987 гг. (статьи 19 и 20). Сегодня из них работают 64 человека. Пенсионерами являются 94, умерших – 68. Вечная им память!

    Днями, 20 апреля, в Хойниках состоялось открытие Памятного знака, посвященного энергетикам Белоруссии и Советского Союза, принявшим удар Чернобыльской стихии в 1986–1987 гг.

    В числе выступивших во время мероприятия – заместитель генерального директора ГПО «Белэнерго»

    Н.М. Короткевич, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, бывший директор Гомельских тепловых сетей М.И. Починок, генеральный директор РУП «Гомельэнерго»

    С.О. Бобович. О нелегкой работе по ликвидации последствий Чернобыля говорили бывшие директора

    Речицких электросетей С.М. Цыцура и А.А. Петух (в недавнем генеральный директор РУП «Гомельэнерго»). Кстати, Александру Аркадьевичу вместе с бывшим главным инженером Геннадием Анатольевичем Шумихиным предстоит поездка в Москву для участия в мероприятиях, связанных с 30-летием Чернобыля.

    От директора филиала «Речицкие электрические сети» РУП «Гомельэнерго» Дмитрия Роальдовича Граховского узнал следующие цифры: ликвидаторами-чернобыльцами являются свыше 1500 энергетиков Республики Беларусь, из которых 900 – труженики РУП «Гомельэнерго».

    Автор: Петр РЕБЕНОКДняпровец
    Теги: 

Комментарии (0)