20 Апреля, 2024 Суббота

Велосипед изобретен, ему нужны дороги!

  • 28 апреля 2016 Общество Русский 0

    Девушка на велосипеде лихо выезжает на проезжую часть, заставляя нервно сигналить водителей авто. Женщины солидного возраста, повесив на руль множество сумок и пакетов, мирно ведут своих двухколесных коней по тротуару к рынку.

    25

    Где, как не в райцентрах, развивать велосипедное движение. Об этом еще осенью говорил губернатор области на встрече с жителями Жодино. Расстояния небольшие: вполне можно преодолеть путь из дома на работу, воспользовавшись дешевым и экологичным транспортом. Руководителем области поставлена задача обустроить велодорожки в каждом райцентре столичного региона. 

    Велосезон в Несвиже. Испытано на себе

    4

    Велосипедным транспортом в Несвиже пользуются очень активно. Когда едут на работу и с работы, даже возникает «час пик». А вот с велостоянками туго даже в популярных у горожан местах

    В Несвиже велодорожек целых две. Но обе практически за городом. Может, поэтому жители райцентра о них не знают. Убедилась лично, опросив добрый десяток человек.

    59

    На велотропу меня согласился вывести учитель Несвижской гимназии Владимир Катченко. В день он накручивает порядка 10 км: на работу и обратно. Теперь попробую взять напрокат велосипед. Объявление в местном Доме быта выглядит многообещающе. А вот велосипед даже увидеть не удалось. «Директор сейчас в отпуске, но разговор об обновлении прокатного велопарка был», – пытаются смягчить мое недовольство сотрудники. Только какие модели планируется приобрести и когда, не уточнили. И сообщили, что прокат велосипедов не востребован, поскольку у многих горожан есть собственные. И опять мне на выручку пришел Владимир Катченко, любезно предложив свой велосипед. Отравляемся в путь!

    Велодорожке, проложенной по направлению к Столбцам, около трех десятков лет. Корни деревьев взрыли покрытие, земля с обеих сторон заросла травой. Заметно, что ее очистка уже началась. Возможно, к сезону дорожная служба приведет трассу в надлежащий вид, а пока ехать по ней просто опасно.

    43

    45

    Велодорожка на Городею выглядит гораздо привлекательнее. Главные ее достоинства – хорошее покрытие и живописные пейзажи по всему маршруту. А вот безопасность относительная: так и жди, что проезжающий автомобиль вытеснит на обочину.

    50

    Интересно, хоть где-нибудь в Несвиже можно безопасно и с комфортом покататься на велосипеде? «Поехали в парк», – предлагает Владимир.

    Действительно, в местном парке, у замка, асфальт отличный и пейзажи замечательные. Машины не ездят. Правда, разметки для велосипедов нет, но это не так и страшно, если знаешь правила и уважаешь пешеходов. В «велопокатушках», как говорит молодежь, тоже важна культура. 

    Зеленый маршрут

    Тем, кто предпочитает асфальту лесную тропу, покататься в Минской области действительно есть где. Прекрасный зеленый маршрут протяженностью 150 км проложен через Воложинский район. Вдоль него – интересные музеи, красивые виды, уютные гостиницы, где можно отдохнуть, подкрепиться, принять душ, подзарядить мобильный телефон и переночевать. Заблудиться невозможно: везде стоят указатели, поэтому и любую местную достопримечательность легко найти. Хозяева агроусадеб привлекают гостей комфортом, отличным обслуживанием и стараются удивить своей изобретательностью. 

    Велоинициатива

    В Европе многие проблемы велосипедистов решаются в тесном сотрудничестве с администрацией городов. Сеть велодорожек связывают между собой часто посещаемые места. Власти и горожане вместе обсуждают проблемные темы и варианты оптимальных решений.

    Можно ли адаптировать эту практику к условиям нашей страны? Города и поселки будут расширяться, а значит, местным властям стоит заблаговременно подумать об организации движения велотранспорта по улицам, реконструкция которых запланирована на ближайшие годы. Может быть, есть смысл поговорить с активистами-велосипедистами, ознакомиться с их наработками и предложить стать волонтерами? Например, пусть наносят разметку, сами глубже вкопают бордюры. 

    Задача для проектировщиков

    Делюсь своими впечатлениями от велопрогулки с заместителем начальника отдела образования, спорта и туризма Несвижского райисполкома Александром Царем (тоже любителем велоспорта). И на все вопросы получаю компетентные ответы.

    – Что касается велодорожек в городе, то это дело не одного дня. Нужно разработать проект, подыскать места, выделить немалые средства. Дороги в Несвиже неширокие, да и тротуары тоже. Велосипедисту иногда приходится останавливаться, если по тротуару идут два человека. Так что в центре оборудовать велодорожки практически невозможно. Это скорее задача для проектировщиков на будущее.

    – А как насчет проката?

    – Работал когда-то, но модели поизносились, многие вышли из строя. Теперь почти у каждого свой велосипед. Но летом работает частная фирма.

    – Если бизнесмены нашли здесь свой интерес, наверняка и местный Дом быта мог бы организовать выездной велопрокат в парке или у начала и в конце велодорожек…

    – Может, и так. Но частному бизнесу проще адаптироваться. Когда есть личный интерес, будут и новшества. Помимо велосипедов предприниматели предлагают и другое оборудование, например сегвей и, кажется, ролики. (Увы, но с владельцем проката поговорить не удалось – не сезон пока. – Авт.)

    – А что еще нужно сделать для того, чтобы велосипед заменил горожанам автомобиль?

    – Думаю, дело не только в дорогах. Нужно, чтобы и велосипедисты были готовы принять новые правила. Например, за рубежом я видел «велосипедные города» и там никто не катался без шлема и защиты. А у нас даже мотоциклисты не всегда думают о своей безопасности, а велосипедисты и подавно.

    Эти слова подтверждает статистика. Только в апреле в Слуцком районе, например, произошло два дорожных происшествия с участием велосипедистов, одно из них со смертельным исходом. Кто виноват, разбирается следствие. Но то, что проблема культуры веловождения существует, очевидно.

    Мой экскурсовод по несвижским велотрассам Владимир считает, что трагедий на дороге станет меньше, когда велосипедистам отведут отдельную территорию для поездок и прогулок.

    Постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь (05.09.2014 №58) установлено: 

    «… Для велосипедной дорожки с асфальтовым покрытием – длина не менее 5 000 метров, ширина не менее 2 метров» – 

    На Минщине всего 9 дорожек, которые отвечают этим требованиям, – отметил заместитель начальника управления спорта и туризма Минского областного исполнительного комитета Вячеслав Шипарев, ссылаясь на данные, предоставленные районами. – Одна дорожка в Крупском районе, четыре в Любанском, по одной в Минском и Молодеченском районах, две – в Несвижском (Их состояние мы видели. – Авт.). Также в области 42 нестандартные велосипедные дорожки общей протяженностью 65 км.

    Первая в Минской области и самая длинная велодорожка соединяет столицу с Раубичами. Ее проложили накануне московской Олимпиады 1980 года. Протяженность велодорожки – 15 км.

    Автор: Татьяна СкакунМінская праўда

Комментарии (0)