19 Апреля, 2024 Пятница

Спокойно, когда рядом Заяц. Один день из жизни инспектора ГАИ

  • 04 мая 2016 Общество Русский 0

    Минск, Октябрьский район. Старший инспектор ДПС Павел Заяц присел на скамейку: «Что ж вы, бабушка, под колеса бросаетесь? Переход в 30 метрах. Если бы водитель вас вовремя не заметил...» — офицер посмотрел в сторону еще раскаленного от гнева автомобилиста. Пенсионерка, наверное,  хотела было возразить, мол, ноги болят, машины не видела, но не стала. Совестно, говорит — «извините».

     Капитан мог бы оштрафовать неосторожную бабушку, но вынес предупреждение. За свою службу он научился отличать злостных от тех, кому достаточно и слова. «Если ошибаюсь и снова застану ее за тем же, разговор будет другим, — скажет он мне уже в патрульной машине. — Когда человек по нашей базе чист, то почему в пограничной ситуации его не предупредить? Мы ведь работаем не по шаблону. Вон, видите, водитель заметил нас и пристегивается — тоже профилактика».

    Павел — человек толковый, видно даже со стороны. Среди автомобилистов, пешеходов и прочих вроде и свой, но чувствуется: офицер серьезный и принципиальный. Потом я узнала, что второе высшее образование получает просто потому, чтобы больше знать. В профессии, говорит, пригодится. С ним интересно поговорить, даже поспорить, пошутить.

    Единственный минус — поесть с ним некогда.

    Часов в пять вечера мы заскочили в кабинет начальника отдела ГАИ (нужно было подписать бумаги), и старший нарядов П.Заяц поехал проверять посты. «Здесь (на улице Казинца. — Г.Л.) в прошлом году произошел случай, когда для задержания угонщика мне впервые пришлось применить оружие. Он увидел служебную машину и рванул на красный через двойную сплошную на улицу Кижеватова. Мы — за ним».

    В частном секторе загнали водителя в тупик, машину блокировали. Но когда напарник Павла стал подходить к нарушителю, тот резко сдал назад, и милиционер — в кювет кубарем.

    — Цел? — крикнул Заяц.

    — Цел! Звоню нашим! Давай за ним!

    Капитан «дал» за ним по газонам, затем по дворам, по трассе. «Пару раз он едва не сбил пешеходов. Шел отчаянно, было ясно: не остановится. А впереди оживленное место». Медлить было нельзя. Инспектор одной рукой вел свой «Опель», второй стрелял по колесам беглеца. Четыре выстрела из пяти попали в цель, машина остановилась. Подоспел второй наряд, и парня, пытавшегося дать деру на своих двоих, задержали. Оказалось, что авто он угнал, а в салоне лежали пустые свертки из–под курительной смеси.

    Павел Вадимович говорит, что ни за что не нажал бы на курок, не будь уверен в себе или если была бы хоть малейшая угроза для окружающих. Преследовать лихих, в большинстве случаев нетрезвых, автомобилистов госавтоинспектору приходилось не раз. «Как и бесправников. Особенно опасны подростки. Не так давно гонялись за 17–летним мальцом. Он приехал из Бобруйска мириться с девушкой... Если поведение взрослого еще можно предугадать, то подростки абсолютно непредсказуемы. То ли фильмов насмотрелись и полагают, что им ничего не будет, то ли просто не думают о последствиях. Тут ведь еще ловить таких нужно так, чтобы они, оболтусы, сами в столб какой не въехали».

    Мы у железнодорожного вокзала, где ГАИ дежурит круглосуточно. Основная беда здесь — нарушение правил остановки и стоянки. «Нарушают и таксисты, и маршрутчики, и обычные водители. Хотя рядом парковка торгового центра, еще одна по улице Кирова, на Привокзальной площади, на станции «Дружная».

    — Убираем транспорт, здесь нет парковки, — потребовал инспектор на улице Кирова. Но водителям такси пришлось повторить дважды, лишь тогда они, кивнув, отчалили. Маршрутчики дружно отвернулись, делая вид, что не слышат. А один, стоявший аккурат под запрещающим знаком, шустро включил аварийку.

    — Избитый трюк. Миллион пятьдесят — штраф за стоянку на первый раз, второй — 2 млн 100. Плюс протокол за неправильное использование внешних световых приборов. Присаживайтесь (водителю. — Г.Л).

    — А разве здесь нельзя стоять?

    — По той стороне, где знак, естественно, нельзя.

    — А я не знал...

    — У вас открыты три категории, стаж вождения с 2002 года. И вы не знали?

    «...Эвакуатор свободен?» — вклинился в разговор голос из дежурной части. — «Свободен». — «Уделите внимание улице Бобруйской».

    В общем, этого водителя оштрафовали на 5 базовых. Кстати, данные о таких нарушителях также подаются в компании–перевозчики для контроля.

    Рядом с ТЦ «Галилео» выписали протокол автомобилисту. Николай торопился, нарушая правила. «И прав у вас с собой тоже нет», — констатировал капитан. Николай признался, что забыл их дома. За это ограничились предупреждением, поскольку водительское удостоверение все же имелось.

    — Внимание нарядам, — снова затрещала радиостанция. — Совершен наезд на пешехода по улице Водолажского. Необходимо задержать водителя автомашины синего цвета, марка устанавливается. Номер... Есть информация от 103: Ташкентский проезд, возле «Чижовка–Арены» ДТП с двумя автомобилями...

    Вот они будни вечернего Минска...

    — Кстати, часто ли водители прибегают к европротоколу? — спрашиваю.

    — С каждым годом все чаще, сейчас в 20 — 25 процентах случаев. По большому счету, люди просто не знают, как он заполняется, где кто и что должен писать. Никто ведь этого не объясняет. Плюс боятся продешевить. Хотя если в ДТП (без жертв) участвовали два транспорта, есть оба водителя, страховка и размер ущерба каждому не превышает 400 евро, автомобилисты могут сами уладить вопрос. В итоге все разъезжаются быстро и дорога свободна. Если же госавтоинспектор будет все замерять, оформлять, опрашивать, на это уйдет немало времени.

    Улица Брилевская. На участке с максимально разрешенной скоростью 40 километров в час инспектора останавливали лихачей. Видеозаписывающий измеритель скорости «Визирь» при нас поймал Кирилла на 64 км/час. Поскольку превышение было повторным, теперь Кирилл У., скорее всего, будет год ходить пешком.

    — Дураков на дороге хватает, — рассуждал о нарушителях водитель мопеда Леонид К., пока проверяли его документы. — Потому эти ребята (сотрудники ГАИ. — Г.Л.) имеют право и должны останавливать и проверять. Мало ли кто за рулем.

    А мотоциклист Леша Д., к моему удивлению, предложил: «Почему ввели обязательную переподготовку лишь на категорию А? На А1 (легкие мотоциклы) тоже надо. Причем я бы не ограничивался 18 часами площадки, нужна практика и в городе. А то выполнят пару упражнений, и они уже на дороге. Я, к примеру, на мотоцикле лет пять, большой стаж вождения машины, то есть дорожную стратегию знаю. Сам изучал вопросы безопасности езды на байке. Европейский опыт показывает, что так и нужно делать. Сам вижу, как между полос ездят, а это запрещено».

    Павел признался, что гонщики перестали быть головной болью района с тех пор, как положили искусственные неровности: «А если в целом проанализировать причины аварий, то большинство из них происходит из–за спешки и невнимательности за рулем, из–за неуважения на дороге и низкой культуры вождения».

    Лихие, кстати, есть и среди водителей общественного транспорта. «Их тоже наказываем, — капитан как раз выруливал за автобусом. — А как же? Любят они по телефону за рулем поговорить, не из той полосы повернуть, на красный проехать... И это с полным салоном пассажиров. Прямо на дороге, конечно, не останавливаем, ведем до конечной».

    Из дежурки снова передали, что там–то движется предположительно нетрезвый водитель — женщина, тут не работают светофоры, а этот совершил ДТП и скрылся в таком–то направлении...

    Часам к 23 я уговорила Павла заскочить на заправку за кофе. Он остался в машине, я взяла два. Так оба и выпила: Зайцу было некогда.

    — Вот многие думают, что гаишники пухленькие потому, что мало двигаются.

    Не успела я возразить по поводу подвижности сотрудников, которую наблюдаю постоянно, как собеседник добавил: «Просто режим питания нарушен. Допустим, сегодня я поем уже дома не раньше двух часов ночи».

    ...На улице Стебенева Саша Б. получил свой протокол из–за пленочной тонировки задних боковых стекол. Замечание по этому поводу, судя по отметкам в талоне, далеко не первое. «В понедельник подойдите в ГАИ, вот повестка, — объяснил инспектор. — Талон я изыму, выдам временное разрешение». «Хорошо... А как вы относитесь к тем, кто провоцирует гаишников и видео в интернет выкладывает?» — неожиданно спросил Саша. А я в ответ: «А вы?»  «Некрасиво с их стороны. Да и зачем в позу становиться, если документы в порядке. Вот у меня — пленка, я знаю и не отрицаю. В конце концов, на каждого такого провокатора найдутся сотни адекватных водителей».

    Я уставшая, Павел бодрячком (видно, привык) сворачивали к отделу. «Сдам оружие, машину, проверю своих — и домой... Что ни говори, а служба стала легче: штат укомплектован, техника есть. Раньше, к примеру, 3 — 4 аварии за полчаса на одного инспектора было обычным делом. Да и теперь в выходные работаем, в праздники и по ночам — как смена попадет. А еще усиление, сопровождение, рейды с другими службами. Зато ты понимаешь, что помогаешь людям, что твоя работа видна. Мне вообще кажется, что в ГАИ самый сплоченный коллектив: как говорится, вместе и в радости, и в горе. Что вы смеетесь? Мы, можно сказать, как некая каста...»

    Кстати, несколькими днями ранее капитан милиции Заяц остановил машину, которая шла с превышением скорости. За рулем — мужик с большими глазами, за ним — жена за живот держится: «Рожаю!» Инспектор с маячками вел их до самого роддома, передал медикам. Успели. И снова на дежурство. Малыша тоже Павлом назвали. «Может, совпадение, — говорит сотрудник, — но душу греет».

     

    Советская Белоруссия № 83 (24965). Среда, 4 мая 2016

    Автор: Людмила ГЛАДКАЯСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)