02 Мая, 2024 Четверг

Почему ДТП с общественным транспортом стали происходить чаще

  • 19 мая 2016 Общество Русский 0

    Недавно в центре Гомеля произошла серьезная авария. На перекрестке улиц Советской — Ланге — Коммунаров столкнулись «Тойота» и «Пежо» — маршрутка, перевозившая пассажиров. Микроавтобус вылетел на тротуар и едва не врезался в старый универмаг. Отброшенная ударом «Тойота» воткнулась в столб на противоположной стороне дороги...

    Обломки пластика, «вывихнутые» колеса, покореженный металл, следы шин после экстренного торможения — картина последствий выглядела жутковато. Женщину — водителя «Тойоты» с переломом грудных позвонков увезла «скорая помощь». У одного из пассажиров маршрутки был сломан нос и диагностирована закрытая черепно-мозговая травма. От госпитализации он отказался.

    То, что в момент аварии на тротуаре не оказалось пешеходов, впору считать чудом. Обычно здесь многолюдно, и пострадавших могло быть гораздо больше. Как, собственно, в любом ДТП с участием общественного транспорта. Настораживает то, что в последние годы их количество в Гомельской области растет. Если в 2014-м таких аварий было 7, в 2015-м — 8, то за четыре месяца текущего года зафиксировано уже 5 фактов. Пять человек получили ранения. Не обошлось и без смертельного случая. В полночь 6 марта водитель автопарка № 1, управляя автобусом «Радимич», совершил наезд на 35-летнюю женщину. Она переходила дорогу по нерегулируемому переходу на улице  Барыкина.

    Через пять дней, не приходя в сознание, гомельчанка умерла.

    В чем причины увеличения количества ДТП с участием общественного транспорта?

    — В основном рост происходит как раз из-за маршрутных такси, — отвечает на мой вопрос заместитель начальника УГАИ УВД Гомельского облисполкома Сергей Кобрусев. — Водители, особенно в часы пик, спешат перевезти как можно больше пассажиров и превышают скорость, проезжают на запрещающий сигнал светофора, не пропускают пешеходов. Все это приводит к возникновению аварийных ситуаций.

    С маршрутным такси был связан и другой дорожный инцидент, случившийся неделей раньше. Из микроавтобуса «Мерседес» на ходу выпала пассажирка.

    Это произошло во время поворота. Как выяснилось, пожилая женщина ехала стоя и не держалась за поручень. Что, к слову, является главной причиной еще одной категории ДТП. Они не так заметны, поскольку происходят не на дороге, а в салонах общественного транспорта. Февральским днем троллейбус, ехавший по проспекту Ленина, сбросил скорость перед светофором. Сидевший на краю сиденья 82-летний пенсионер оказался на полу и получил травму.

    И такие происшествия не единичны. А рост их количества выглядит странным, поскольку не имеет логического объяснения. Неужели людям стало труднее, чем раньше, сохранять равновесие?

    Исследования на эту тему, конечно, не проводились, но парочка неофициальных версий имеется. Во-первых, о природе самих происшествий. В некогда популярных желтых «Икарусах» стояли механические коробки передач. Из-за чего автобусы постоянно совершали рывки. Привычные к ним люди держались за поручни цепко. В современных автобусах — коробки-автоматы, обеспечивающие плавный ход. Граждане пассажиры привыкли и расслабились. К тому же их внимание и руки всецело заняли телефоны…

    Во-вторых, есть мнение, что пострадавшие просто стали чаще заявлять о травмах. Даже незначительных. Многие поняли, что легкий ушиб, полученный в автобусе, — это повод заявить претензии и получить страховую компенсацию. В ГАИ обращаются для того, чтобы зафиксировать травму.

    В категории «падение пассажиров» наибольшую опасность также представляют маршрутки. Причина — стремление водителей перевезти как можно больше пассажиров, помноженное на их согласие ехать с риском для безопасности.

    Важные компоненты обеспечения безопасности — уровень подготовки и дисциплина водителей. И то, и другое нередко оставляет желать лучшего. Проблему усугубляет текучесть кадров — работающие у частных перевозчиков водители меняются довольно часто. Что затрудняет профилактику по линии ГАИ. К слову, за каждым маршрутом закреплены 1—2 инспектора, которые обязаны контролировать ситуацию. Они проводят инструктажи, проверяют соблюдение режима труда и отдыха, попутно выявляя многочисленные нарушения. Чаще всего это несоблюдение скоростного режима, проезд на запрещающий сигнал, разговоры по телефону. Бывают случаи выхода на маршрут без предрейсового осмотра и с просроченным техосмотром.

    В то же время уровень профессионального мастерства водителей автобусов Госавтоинспекция оценивает довольно высоко. В ОАО «Гомельоблавтотранс» рассказывают: подготовка начинается с момента приема на работу — с изучения трудовой биографии водителя. Кстати, за руль автобуса допускаются лица не моложе 21 года. Самостоятельному выходу на линию предшествует стажировка. По ее результатам комиссия принимает решение.

    В дальнейшем — предрейсовые, специальные и предсезонные инструктажи. Раз в год — курсы повышения профмастерства, включая сдачу экзамена по ПДД. Хотя даже это не гарантирует идеальной картины.

    — Мы тщательно анализируем каждое ДТП с участием нашего транспорта, в присутствии водителей разбираем причины, указываем на допущенные ошибки, — говорит главный инженер ОАО «Гомельоблавтотранс» Вадим Немцев. — Ежегодно разрабатывается план профилактических мероприятий, а для стимулирования дисциплины проводим соревнования с вручением ценных подарков. К состязаниям допускаются водители, не имеющие нарушений. То же касается и повышения классности, от которой зависит оплата труда.

    Нельзя обойти вниманием ДТП, причиной которых становится физическое состояние водителя. Недавний пример — мартовское происшествие в деревне Поколюбичи под Гомелем. Водителю рейсового автобуса стало плохо, и он не справился с управлением. Автобус съехал в кювет. К счастью, никто не пострадал.

    В отличие от трагедии двухлетней давности.

    14 января 2014 года автобус городского маршрута № 17 МАЗ-105060, двигаясь по улице Советской, выехал на тротуар. Под колеса попала 43-летняя женщина. Чуть позже ее тело пришлось извлекать из-под автобуса. Сам он заехал на территорию сквера имени Громыко, снеся по пути деревянную скульптуру. МАЗ остановился, но двигатель и трансмиссия продолжали работать — из-за буксовавших колес началось задымление в салоне. Пассажиры, как могли, пытались выбраться наружу. При этом одна пожилая женщина сломала ногу. Случайно рядом со сквером оказались двое сотрудников лицея МЧС. Через разбитое стекло они проникли в кабину и заглушили двигатель. После чего вручную отжали дверь и эвакуировали остававшихся пассажиров. Позже выяснилось: у водителя произошел эпилептический припадок.

    В обоих случаях проводились предрейсовые медосмотры. Во время этой стандартной процедуры медик опрашивает водителя, меряет давление, проверяет на предмет трезвости. Все показатели соответствовали нормам — предвидеть беду никто не мог.

    Стоит учесть, что пассажирские перевозки — работа нелегкая сама по себе. Особенно для тех, кто уже немолод. В свете грядущего повышения пенсионного возраста стоит заранее подумать о представителях этой профессии. 63-летний водитель за рулем многотонного автобуса — гарантированный фактор повышенного риска.

    Можно ли свести количество ДТП в работе общественного транспорта к минимуму? Из того, что уже предпринимается, стоит отметить отдельные полосы для движения общественного транспорта. В Гомеле они появились в прошлом году. Пока лишь на двух, наиболее оживленных, участках улиц Барыкина и Хатаевича. Автомобилисты привыкли не сразу — поначалу ГАИ приходилось выписывать десятки штрафов. Однако результат стоил затраченных усилий. Сейчас на «чужую» полосу нарушители заходят нечасто.

    — Конечно, это значительно облегчает работу наших водителей, — Вадим Немцев оценивает новшество со знаком плюс. — Отсутствуют помехи, снижается вероятность аварийных ситуаций. К тому же автобусы могут ехать быстрее, что повышает комфорт и качество пассажирских перевозок в целом.

    Тот случай, когда впору сказать: хорошо, да мало. Все упирается в возможности дорожной инфраструктуры, которые, к сожалению, ограничены. Остается надеяться, что со временем таких полос станет больше.

    Анализ ситуации в целом показывает, что больше всего нареканий возникает на работу маршруток. Условия труда их водителей, надо признать, незавидные. Во время движения они должны принимать оплату, отсчитывать сдачу, выбивать чек. Что тоже не способствует безопасности поездки. Идеальным решением было бы наличие кондуктора. Однако на такое ни один частный перевозчик сегодня не пойдет. Значит, за рулем маршрутки должен быть не просто водитель, а опытнейший профессионал. Возможно, есть смысл дополнительно экзаменовать кандидатов на эту работу. И строже наказывать. Ведь, пролетая на красный, лихач рискует безопасностью пассажиров. К слову, водитель маршрутки, о которой шла речь в начале статьи, ранее 12 раз привлекался к ответственности за нарушения ПДД. Стал бы он так рисковать, зная, что может просто лишиться работы?

    Вероятно, кому-то такие меры покажутся чересчур жесткими. Однако, перефразируя Сент-Экзюпери, они в ответе за тех, кого перевозят.

    К сведению: ни в одной из маршруток перевозка стоящих людей не разрешена. Конструктивно в микроавтобусах с их узкими проходами и низкими потолками это не предусмотрено. 



    Фото Валентины ЛАЙКОВОЙ, пресс-службы УГАИ УВД Гомельского облисполкома, портала tut.by

    Автор: Руслан ПролесковскийРэспубліка

Комментарии (0)