04 Мая, 2024 Суббота

Кто ходит в гости к должникам…

  • 27 мая 2016 Общество Русский 0

    Почти каждый десятый гражданин Республики Беларусь – должник. На одних висят штрафы ГАИ и банковские кредиты, другие же не первый месяц должны за коммуналку, а кто-то просто жалеет денег на своих детей. Заставить их платить – работа судебного исполнителя. Однако это задача не из легких. И в этом лично убедился корреспондент газеты «Жыццё Палесся», побывав в рейде с судебными исполнителями отдела принудительного исполнения Мозырского района.

    IMG_9818-1

    ДЕВУШКИ С ЖЕЛЕЗНЫМ ХАРАКТЕРОМ

    – Не секрет, что многие должники настроены агрессивно, так как должны внушительную сумму денег, – рассказывает заведующая сектором отдела принудительного исполнения Наталья Владимировна Коваленко. – Бывает, доходит до того, что могут оскорбить и даже применить силу. В таких случаях судебные исполнители выходят на Мозырский РОВД, сотрудники которого оказывают содействие при совершении исполнительных действий.

    Оказывается, судебные исполнители – это не только физически крепкие ребята с мышцами, но и хрупкие миниатюрные девушки, которых в отделе принудительного исполнения Мозырского района большинство. Дамы здесь с железным характером – именно такие и нужны.

    – Каждый раз, когда дело доходит до ареста имущества, сердце сжимается, – говорят судебные исполнители. – В такие моменты психологически очень тяжело. Люди не понимают, что мы не виноваты, а виноваты они сами. А мы всего лишь исполнители. Закон есть закон!

    Наталья Коваленко

    КТО СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ КО МНЕ?

    Начальник отдела Людмила Валентиновна Громадская рассказывает, что в последнее время количество исполнительных производств, поступивших в отдел, растет, как на дрожжах. Так, в настоящее время всего на исполнении находится около 30 тысяч производств. Это значит, что все большее количество жителей нашего региона не спешит возвращать накопленные долги.

    – Это самые разные долговые обязательства, – говорит Людмила Валентиновна. – Кредитные договоры, штрафные санкции за различные нарушения закона, долги за мобильную связь, возмещение материального ущерба и морального вреда по совершенным преступлениям, алименты, а также возмещение расходов на содержание детей государством.

    Самые большие задолженности числятся за гражданами, взявшими кредиты в банках, а также за теми, кто обязан возместить средства, затраченные государством на получение образования, поскольку после учебы не пожелали отработать необходимый срок по распределению. Большое количество долгов накопили и те, кто переступил черту закона.

    Чтобы вернуть долги, судебные исполнители идут на самые разные уловки. Кроме многократных звонков и бесед с должниками, призывающих к совести, и разъяснения возможных последствий отказа платить по долгам, исполнители занимаются арестом имущества, принадлежащего задолжавшим гражданам. Домой к должнику исполнитель идет не сразу, а лишь после того, как вышел срок добровольного погашения задолженности.

    Однако попасть в дом к должнику – еще одна трудновыполнимая задача для судебных исполнителей. Люди не горят желанием впускать незваных гостей в погонах и могут всячески препятствовать их работе.

    Не забывая о возможной агрессии и неадекватном поведении должников, согласно Инструкции по исполнительному производству, судебные исполнители выходят на участок группой в составе не менее двух человек для проверки имущественного положения.

    ВСЕ УШЛИ НА ФРОНТ!

    Поэтому компанию мне, кроме Натальи Владимировны составил еще и заместитель начальника отдела принудительного исполнения Андрей Иванович Худяков. Вооружившись стопкой исполнительных производств, мы отправились в микрорайон Железнодорожный, где проживает ряд злостных неплательщиков.

    Худяков

    По дороге исполнители вводят меня в курс дела, раскрывая некоторые карты:

    – В отношении тех, кто старается всячески избежать погашения долгов, мы применяем различные меры, среди которых – временное ограничение выезда из Республики Беларусь, наложение ареста на услуги мобильной связи и интернета, временное ограничение в праве на управление механическим транспортным средством.

    Наша первая остановка – один из частных домов по ул. Островского. Здесь проживает, а, точнее сказать, числится гражданин Иванов (фамилия изменена,прим. авт.), который недавно освободился из мест лишения свободы. В отношении него возбуждено 22 исполнительных производства на общую сумму более 5 миллионов рублей в пользу взыскателей и в доход государства. Однако, когда я увидел полуразрушенный дом без окон, понял, что взыскать здесь вряд ли что получится. Вместо хозяина нас встретила лишь надпись на стене дома «Все ушли на фронт». «Не жизнь, а настоящая война», – подумал я про себя, глядя на работу судебных исполнителей.

    Едем дальше. В одной из квартир деревянного барака проживают два родных брата. И оба имеют задолженность. У первого долг составляет почти 10 миллионов рублей, у второго – чуть больше четырех. Стук в дверь, и… тишина. В дверном проеме торчит оставленная почтальоном далеко уже не первая повестка от судебного исполнителя.

    – Все безрезультатно, – говорит Наталья Коваленко. – Сколько бы раз ни вызывали, ни разу к нам не явились. Неоднократно уже приезжала сюда, но постоянное отсутствие хозяев дома препятствует нам проверить их имущественное положение. Теперь остается один выход – выносить постановление о принудительном приводе должника сотрудниками правоохранительных органов.

    НА ПОРЯДОЧНОСТЬ НЕ НАДЕЙСЯ

    В доме напротив живет неработающий гражданин Смирнов, который задолжал за коммунальные услуги 3 миллиона 766 тысяч рублей. Погашать долг не собирается, да и встречаться с судебным исполнителем особого желания нет. Один раз позвонили, второй и минут пять продолжали сигнализировать о своем приходе, но тишину за дверью ничто не нарушило. По словам участников рейда, такая реакция довольно предсказуема. Должники осведомлены о возможности визитов судебных исполнителей и «включают невидимку». При этом некоторые наивно полагают, что, спрятавшись за закрытой дверью, можно пересидеть неблагоприятную ситуацию. Наоборот, она только усугубится.

    Еще один «клиент» отдела принудительного исполнения – гражданин Сидоров – в свое время попытался обмануть государство: отучившись бесплатно в профессиональном лицее строителей, как ни в чем не бывало проигнорировал работу по распределению. Такая выходка стоила ему более 17 миллионов рублей. Вот только погашать долг не спешит. А это значит, что судебный исполнитель будет применять меры принудительного характера.

    – Так довольно часто происходит, – объясняют исполнители. – Самое сложное для нас – это войти в квартиру или дом должника. Очень часто нам не открывают дверь. Однако, даже зайдя в жилое помещение, не всегда можно найти имущество должника. Вот и у гражданина Сидорова нет ни имущества, ни автомобиля, гол как сокол.

    Возвращаемся в темный коридор подъезда с неоднозначными чувствами: с одной стороны, непосредственно нарушителя, по сути, никак не наказали, с другой – возвращать государству деньги как-то надо. А если не действовать принудительными методами, на одну порядочность людей рассчитывать не приходится. Да и о какой порядочности может идти речь, когда у взрослого мужчины более 10 исполнительных производств за содержание собственной квартиры в антисанитарном состоянии. Ладно, сам живет в мусоре, как на помойке, так рядом же находятся соседи, которые должны терпеть каждый день ужасный запах и отбиваться от нашествия тараканов и крыс.

    ИМУЩЕСТВО ПОД АРЕСТОМ

    Первый должник, к которому нам удалось-таки попасть, открыл дверь сам.

    – Разве я могу вам запретить зайти ко мне в дом? – вздохнул хозяин квартиры по ул. Социалистической.

    Мужчина, оказывается, должен государству за антисанитарное состояние своей квартиры более 4,5 миллиона рублей.

    – Где я возьму сейчас такие деньги? – возмущается хозяин. – Я ведь нигде не работаю.

    – Так за это время, пока вы сидите дома, можно было хоть квартиру привести в порядок! – последовал ответ судебного исполнителя. – Вы молодой, здоровый мужчина, что вам мешает устроиться на работу и следить за чистотой дома?

    Хозяин непреклонен:

    – Я за 2 миллиона не собираюсь работать. Лучше буду на заработки в Россию ездить!

    И опять стена непонимания между должником и судебным исполнителем. В квартире нет имущества, которое можно было описать. Поэтому остается надеяться на сознательность и порядочность данного гражданина. Вдруг у него проснется совесть, и он устроится на работу, чтобы погасить долг и привести свое жилье в порядок. С такими мыслями и надеждой мы отправляемся дальше.

    Несмотря на то, что долги растут, продолжает спокойно спать и следующий фигурант исполнительного производства – Вадим Новиков. Однако на этот раз судебные исполнители пришли за имуществом должника. В результате по месту жительства актом описи и ареста имущества в счет погашения долга было описано имущество, принадлежащее должнику, на сумму более 3,5 миллиона рублей. Исполнители внесли в акт телевизор, фотоаппарат и ноутбук.

    – Это не мое! – возмущенно говорил мужчина. – Это все мать покупала!

    – Если эти вещи принадлежат не вам, покажите гарантийный талон с именем владельца, – объясняют исполнители. – Если нет, тогда держите копию акта. Имущество было оставлено на хранение должнику, который был предупрежден по ст. 409 УК Республики Беларусь о том, что за порчу, сокрытие либо отчуждение данного имущества он будет нести уголовную ответственность. У должника есть 10 дней, чтобы погасить задолженность, в противном случае судебные исполнители приедут и заберут имущество для передачи в реализующую организацию.

    – Как только будет наложен арест на имущество, должник тут же приходит в чувство, – делится наблюдениями Андрей Худяков.

    ОТ ДОЛГОВ НЕ УБЕЖИШЬ!

    Следующий адресат попал в неприятную ситуацию по своей вине. И теперь ему придется за это заплатить внушительную сумму. Алексей Смирнов должен возместить взыскателю моральный вред около 300 миллионов рублей. Понимая всю значимость, мужчина приветливо встречает судебных исполнителей на крыльце. Он не возражает против их визита, более того, легко соглашается с тем, чтобы они составил акт описи и ареста имущества. Через десять минут в служебном автомобиле исполнителей уже находились телевизор, стиральная машина, микроволновая печь и мультиварка. Теперь эта техника найдет новых хозяев, а деньги, вырученные от продажи, пойдут в счет погашения морального вреда.

    – Таких добросоветных должников можно сосчитать по пальцам, – говорит заместитель начальника отдела принудительного исполнения. – В основном они не признают свою вину и всячески пытаются скрыться.

    Как это вот уже несколько лет делает Иван Лукашов, на «счету» которого 15 исполнительных производств на сумму более 23 миллионов рублей. Поражает не столько поведение самого 43-летнего мужчины, сколько отношение ко всему происходящему его матери, на иждивении которой и находится собственный сын. Картина вовсе не радужная: не работает, имущество отсутствует, проживает с матерью. Получается, вместо родной матери теперь воспитывать сына придется судебному исполнителю.

    Походив по участку всего несколько часов, я почувствовал и моральную, и физическую усталость, а у судебных исполнителей рабочий день только начался. Выносливость, стойкость, ораторское мастерство – то, что необходимо служителям Фемиды, когда они выходят на тропу борьбы со злостными неплательщиками. «Охоту» на должников приходится совершать как минимум два раза в неделю – недобросовестных граждан с каждым месяцем становится все больше. Но это не означает, что кто-то останется безнаказанным. Как известно, от долгов никуда не убежишь…

    http://www.mazyr.by

    Автор: Сергей БоровикЖыццё Палесся
    Теги: 

Комментарии (0)