08 Мая, 2024 Среда

Вернуть из небытия потерянные солдатские могилы, забытые имена

  • 30 мая 2016 Общество Русский 0

    Уважения и памяти достойно жертвенное выполнение павшими советскими солдатами воинского долга, так же, как достойны уважения ветераны, дошедшие до Берлина, выжившие и победившие в войне. Свободная и независимая Родина, мирная и счастливая жизнь отцов, матерей, братьев, сестёр, детей – вот то, ради чего, не жалея жизни, упорно сражались с врагом бойцы Красной Армии, и далеко не все они дожили до долгожданной Победы. На войне порой забывали о павших, заботясь о живых. Так на нашей земле появились потерянные солдатские могилы, забытые имена.

    По последним данным, в Речице и Речицком районе расположено 111 учтённых воинских захоронений, в которых похоронено 13 788 человек, в том числе 7 926 военнослужащих, 200 участников сопротивления и 5 662 жертвы войн.

    В 2015 году увековечены имена 635 защитников Отечества и жертв фашизма, на плиты братских могил в Речице (в парке Победы, на Старорусском кладбище и у больницы по улице Сыдько), а также в Вышемире, Гончаровке, Артуках и др. нанесено 520 фамилий. Особая и трогательная в прошлом году дата – 70-летие Победы – вызвала среди огромного числа людей всплеск патриотических чувств, осознание единения в причастности к великой, народной, трудной Победе. Это повлекло за собой непрерывный поток писем, звонков и визитов тех, кто пытался отыскать своих родственников, погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. За прошлый год в музее было рассмотрено 54 обращения граждан по данным вопросам.

    Одной из основных форм увековечения памяти погибших защитников Отечества и жертв войн является государственный учёт, обустройство и содержание их захоронений. Есть много ухоженных мемориалов и памятников, где 9 Мая проводятся торжественные митинги и куда приносят много цветов. Но в ходе поисковой работы с помощью энтузиастов и просто небезразличных людей мы продолжаем находить старенькие обелиски и просевшие холмики забытых братских могил, находящихся в поле, на кладбищах отживших или вполне крепких деревень. Эти захоронения обследуются, собирается и обрабатывается необходимая информация, ведутся архивные исследования, записываются воспоминания старожилов, при необходимости организовываются ремонтные работы и благоустройство этих мест.

    Сильное впечатление оставило посещение неучтённого братского захоронения воинов в деревне Макановичи, учитывая то обстоятельство, что, по сути, целое военное кладбище оставалось для нас неизвестным. Местные жители всегда за ним ухаживали; по их рассказам, здесь похоронены воины, умершие в госпитале. Это безымянные солдаты, фамилии которых за давностью лет превратились в пыль вместе с теми скромными обелисками, которые когда-то стояли над их могилами.

    Со слов старожилов, в Макановичах стоял военный госпиталь, в котором лечили больных тифом. Умерших от болезни солдат по вечерам грузили на подводы, накрывали шинелями и увозили на кладбище, где и хоронили с северного края. В голодные послевоенные годы местные ребятишки часто бегали на колхозное поле и рвали колоски, чтобы пожарить и поесть, и прятались от бригадира на солдатском кладбище. «На случай, если нас поймают, мы выбирали каждый для себя фамилии, которые читали на могилках солдат – будто бригадир не узнал бы, чьи мы дети…», – рассказывают местные жители. Тогда там стояли столбики со звёздочками и фанерными дощечками, на каждой из которых были записаны имена захороненных красноармейцев. Одна из девочек хорошо запомнила только одну фамилию – Окороков. А под расположенным рядом дубом похоронен майор, и на стволе дерева долгое время была размещена его фотография с женой и дочерью.

    Сколько здесь похоронено человек – точно неизвестно. В ходе архивно-поисковой работы удалось определить фамилию майора (причём единственного человека с конкретизированным местом захоронения), который, согласно донесению, действительно умер от сыпного тифа и похоронен в северной стороне Макановичского кладбища (в южной стороне находится другое учтённое воинское захоронение). Отсюда и удалось установить имена остальных (вероятно, не всех) захороненных здесь бойцов. Они умерли в инфекционном госпитале № 4256, который стоял в Макановичах в январе–феврале 1944 года. Среди них – ст. лейтенант Окороков Алексей Михайлович…

    В своё время при установке ограждения границы захоронения были значительно сужены, и потому его предстоит расширить. Сегодня определены виды работ по благоустройству военного кладбища, а выявленные фамилии защитников Родины в скором времени будут нанесены на памятнике. После этого оно будет поставлено на учёт. Ремонтных, а также полевых поисковых и архивно-поисковых работ требует и ряд других неучтённых захоронений.

    В 2015 же году было паспортизировано и поставлено на учёт восемь братских и индивидуальных могил защитников Отечества и жертв фашизма.

    Так, в деревне Бабичи на кладбище слева от центральной аллеи находится могила сержанта Погорелко Севастьяна Фирсовича, погибшего 16 января 1944 года. О ней несколько лет назад поведал ныне покойный Филиппов Александр Николаевич – педагог Бабичской средней школы, отличник народного образования СССР, краевед. Долгие годы он руководил школьным клубом «Поиск» и непременно рассказывал ребятам историю героя.

    В январе 1944 года Погорелко С.Ф. ценой собственной жизни спас колонну машин с боеприпасами, предназначенными для фронта в районе Калинковичей. В Бабичах шла перегрузка боеприпасов из вагонов на автомашины, когда в небе над эшелоном появился немецкий самолёт, начавший обстрел из пулемёта. Сержант Погорелко, осознавший всю опасность ситуации, отвлёк внимание немецкого лётчика, вызвав огонь на себя. Солдат погиб на месте, боеприпасы у врага иссякли, а колонна невредимой ушла на фронт. Герой был похоронен на местном кладбище.

    За могилой ухаживал сам Филиппов А.Н., по его инициативе были установлены скромный обелиск и ограда. До конца жизни Александр Николаевич болел за то, чтобы это захоронение не было утрачено и забыто людьми.

    К сожалению, не всегда удаётся установить сведения о погибших, и некоторые из них так и остаются неизвестными или почти неизвестными. Например, на государственный учёт поставлена могила красноармейца Борисова на Старорусском кладбище Речицы. О бойце, кроме фамилии, мы больше ничего не знаем: ни имени-отчества, ни откуда он родом. Благоустроена и поставлена на государственный учёт братская могила 20-ти неизвестных советских солдат в деревне Подровное и др. Возможно, это дело времени, и когда-нибудь мы всё же узнаем их имена.

    События любой военной истории влекут за собой массовые жертвы среди гражданского населения, и сохранение памяти о них также является важной частью работы по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн.

    Поставлена на учёт могила Смолич Хрисана Ефимовича и Ирины Васильевны в деревне Новый Барсук, погибших от рук карателей в ноябре 1943 года. Их внучка помнит эту историю по рассказам матери, так как сама была совсем ещё маленькой. Когда освобождали Новый Барсук, их семья пряталась в землянке в лесу. Бои закончились, и люди стали возвращаться в свои дома. Вернулись и дед Хрисан с бабой Ириной, их дочка с малыми детьми. Ещё не успели убрать осколки и мусор в доме, как по деревне побежал паренёк, предупреждая всех о карателях, от которых нужно спасаться. Старики отказались покидать дом, а мать взяла детей и побежала с ними в канаву за огородом. Людей в это время уже выводили из домов, выстраивая в большую шеренгу, и погнали в сторону Малодуши. Там, не доходя до деревни, их заставили выкопать яму, а затем расстреляли. Тогда погибло много жителей Барсуков. Говорят, что каратели допытывались у Хрисана и Ирины, где их вторая дочь Люба, которая помогала партизанам: пекла для них хлеб и шила сапоги.

    После войны родственники перезахоронили останки Смолич Хрисана и Ирины на Новобарсукском кладбище.

    Несколько неизвестных ранее захоронений было выявлено в Малодуше, некоторые из них теперь являются учтёнными. Так, на северо-западной окраине кладбища находится могила бойца истребительного отряда Пырха Василия, который погиб 11 сентября 1941 года. Краткую запись о нём мы найдем в книге «Память». Более подробно об истории гибели его, а также своего отца и других односельчан рассказывает в своих воспоминаниях Фиона Зорина («Наше детство украла война»//«Дняпровец», № 128 от 6 ноября 2014 г.). В тот день в село приехал карательный отряд. Немцы и полицаи расстреливали жителей деревни на колхозном дворе и в лесу. Пырха Василия и ещё нескольких человек запрягли в повозку с пулемётом и заставили везти её к деревне Лесное, где они были подвергнуты той же участи.

    Там же расположена могила Ясеновец Анастасии, погибшей от рук немецких оккупантов в августе 1942 года. Известно, что в этот месяц дважды горела деревня Малодуша, и тогда были расстреляны, замучены и сожжены 54 её жителя.

    Тем не менее иногда в ходе работы возникают затруднения, связанные с отсутствием или недостаточностью информации. В таких случаях очень важна помощь со стороны местных жителей или родственников. Так, в Малодуше в центре кладбища находится индивидуальная могила милиционера Ковалевского Александра Адамовича, погибшего в 1919 г. «за власть Советов», как гласит надпись на памятнике (она соотносится с периодом гражданской войны). Но больше о нём ничего не известно. Не увенчались успехом и попытки найти родственников Таранова Дмитрия, захороненного на краю Малодушского кладбища. Он приехал жить в деревню из Речицы и выпекал для партизан хлеб, а 11 сентября 1941 года – тогда же, когда Пырх Василий и другие жители деревни, – погиб от рук карателей (расстрелян в лесу). Ничего не известно и о Лапеко Иване Кузьмиче, также погибшем от рук оккупантов и похороненном в Новом Барсуке. Просьба к родственникам и ко всем, кто владеет какими-либо сведениями о вышеперечисленных людях, а также информацией о других захоронениях периода войн, обратиться в Речицкий краеведческий музей по адресу: г. Речица, ул. Пролетарская, 2, или по телефону 2-89-40.

    Хочется выразить огромную благодарность всем тем, кто помогает в поисковой работе, чтобы к самым потерянным могилам могли прийти люди и отдать последние почести героям, произнести слова «спасибо» и «простите». Спустя десятки лет становится возможным восстановить из небытия имена погибших в годы войны. Но нужно это в первую очередь живым, чтобы осознать в вихре бесконечных будней, что есть духовность, благодарность, справедливость…

    Автор: Наталья СЕРНОВАДняпровец
    Теги: 

Комментарии (0)