02 Мая, 2024 Четверг

На всякий товар свой покупатель

  • 01 июня 2016 Общество Русский 0

    Сегодня практически каждый человек является потребителем. Порой мы не задумываясь приобретаем тот или иной товар, услугу, а вот последствия бывают иногда очень неприятные.Такие ситуации имели место в кругу знакомых людей каждого из нас. О том, как избежать нежелательных ситуаций и как защитить свои права, читателям нашей газеты рассказала Ирина Николаевна ЛУЦКОВИЧ, уполномоченный по защите прав потребителей – главный специалист отдела экономики Любанского райисполкома.

    – Ирина Николаевна, скажите, пожалуйста, куда может обратиться потребитель, чтобы защитить свои права?

    – В соответствии со статьей 41 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей», государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства по данному вопросу осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные государственные органы, координирующая функция закреплена за Министерством торговли.

    – Имеем ли мы право (и при каких условиях) вернуть продавцу приобретенный товар, который нам, как оказалось, не подходит?

    – Качественные товары можно обменять или вернуть в течение 14 дней с момента покупки, если вы обнаружили, что он вам не подходит, но при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

    Вместе с тем, есть перечень качественных товаров, не подлежащих обмену и возврату. Это метражные товары, нижнее белье, чулочно-носочные и перчаточно-рукавичные изделия, обои, парфюмерно-косметические товары, игрушки, товары бытовой химии, видеокассеты, дискеты, компакт-диски; товары, имеющие гарантийный срок, в техпаспорте которых имеется отметка о дате продажи, и другие. Вот почему, прежде чем совершить покупку, нужно внимательно ознакомиться с информацией о товаре: техническим паспортом, инструкцией по эксплуатации, этикеткой, ярлыком и т.д. Немаловажно и то, что информация должна быть достоверной на русском и (или) белорусском языках. Если же она сомнительная или неполная (например, товар имеет какие-то функциональные особенности, затрудняющие использование его и применение, но об этом покупателя не предупредили), то он имеет право на возврат (даже технически сложного и дорогостоящего товара) и получение обратно своих денег в разумные сроки.

    – Это касается и услуг?

    – Да. Поэтому нужно внимательно читать договор, когда приобретаете какую-либо услугу. Хотя не стоит забывать и про то, что многое не регулируется законодательством, а определяется по соглашению сторон (например, сроки исполнения, потребительские характеристики результата услуги). Подпись потребителя на договоре свидетельствует о том, что он соглашается со всеми отраженными в нем условиями.

    При приобретении товара (услуги) всегда нужно просить продавца (исполнителя) предоставить документы, подтверждающие его наименование и право на занятие этой деятельностью (лицензию или свидетельство о государственной регистрации). У лица, подписывающего договор от имени продавца (исполнителя), также желательно попросить документы, подтверждающие личность, и проследить, чтобы сведения о нем были внесены в договор.

    – Что делать, если покупателю продали некачественный товар?

    – В этом случае он вправе, согласно действующему законодательству, потребовать по своему выбору: замены на качественный аналогичный товар, безвозмездного ремонта, уменьшения покупной цены, возврата денег. При возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. Если же доказана вина потребителя, последний обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) расходы на экспертизу, а также на транспортировку товара, связанную с ее проведением.

    Потребитель вправе принять участие в проверке качества и экспертизе товара лично или через своего представителя, оспорить заключение в судебном порядке, а также провести эту процедуру за свой счет.

    – Что делать потребителю, если работа или услуга выполнена некачественно?

    – Изначально заказчик может потребовать от исполнителя исправить недостаток. И если он этого не сделает, либо выполнит с нарушением оговоренных сроков, стоит требовать возврата уплаченных денег и возмещения убытков.

    Указанные требования можно предъявить, если прорех носит производственный, конструктивный или иной характер, произошедший по вине исполнителя. Если же будет установлена вина заказчика, воспользоваться гарантиями закона невозможно. Установить природу изъяна поможет экспертиза. К слову, исполнитель должен провести ее за свой счет в соответствии с законодательством, притом независимыми специалистами, имеющими разрешение на данные исследования.

    – Какие документы при этом необходимо предоставлять?

    – В первую очередь чеки или иные документы, подтверждающие приобретение товара, выполнение работы или услуги. Все без исключения продавцы и исполнители услуг должны выдавать их (и предприниматели на рынках в том числе!).

    Предъявить претензии по некачественному товару возможно и при иных доказательствах (например, при наличии надписи на коробке, расписки, свидетельских показаний и т. д.). При их отсутствии продавец (исполнитель) может оспорить факт приобретения у него этого товара или услуги.

    Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация исполнитель) не ответил или не удовлетворил ваше требование, обращайтесь в государственный орган или общественную организацию по защите прав потребителей, либо в суд.

    – Спасибо Вам за интервью.

    Автор: Елена ЧЕРНЫШЕВАГолас Любаншчыны

Комментарии (0)