Постельные комплекты за 11 млн, кастрюли за 17 млн и косметику за 20 миллионов рублей в кредит под 30–60% годовых «втюхивают» доверчивым пенсионерам и неискушенным покупателям предприимчивые коммивояжеры.
Алло! Вам гарантирован подарок
Не все то gold, что блестит, и не все то гуанако, что называют именем этого животного, в чем легко убедиться, побывав на презентации постельного белья фирмы (назовем ее условно «Гуанако Голд»). Семья Н. из Минского района проверила это на собственном опыте. Пока дочь с зятем были на работе, 80-летняя пенсионерка пообщалась с представителями одной такой компании. Они как раз обзванивали этот район, предлагая свой замечательный товар. У пожилой женщины не очень хорошо со слухом, но слово «подарки» – расслышала четко. И отправилась получать их с паспортом – доверчивая и простодушная.
Вернулась домой с чемоданчиком постельных принадлежностей и кредитным договором более чем на 10 млн рублей. Только часа через два, когда эйфория начала спадать, до женщины дошло, что она натворила. Дочь же с порога почуяла неладное:
– Что? Ты сделала покупку на 11 миллионов?! Шутишь, наверное? У тебя же пенсия всего два миллиона…
Бабушка сидела с поникшей головой.
– Как же они тебя уговорили? – все не могла поверить в случившееся дочь. – Ведь у нас уже есть и одеяла, и подушки, и четыре пледа. Зачем нам в однокомнатной квартире еще одно толстенное одеяло, дополнительный чехол для матраца и целая гора подушек? Нам даже хранить их негде.
– Они сказали – сделано из шерсти мериноса, пылевых клещей не станет, – тихо оправдывалась пенсионерка. – И от суставов помогает.
– От ожирения так точно поможет, – тяжело вздохнула дочь. – Теперь мы два года будем экономить на еде… А пылевые клещи, кстати, в натуральной шерсти как раз лучше всего и устраиваются. Чтобы их не было, нужно покупать синтетику.
Сюрприз для дедушки от бабушки
Еще об одном похожем случае поведала наша читательница из Борисова. Пожилая женщина гуляла с собакой. К ней подошли какие-то люди, спросили, какой посудой пользуются в семье. Разговор закончился презентацией в доме у борисовчанки. Хорошо, что вовремя вернулся дедушка и выставил компанию: «300 долларов за какие-
то кастрюли, которые сами варят-парят? Да еще 5 блюд одновременно? А ковер-самолет вы случайно не предложите? Кто в такую чушь поверит?»
Но бабушку грамотно «обработали» и сумели-таки убедить в том, что кухонный супернабор из пяти предметов – ее голубая мечта, только глубоко запрятанная. В первый раз, увы, муж не позволил ее осуществить. Зато все удалось сделать позже, когда пенсионерка поехала в Минск в гости к подруге. Пошла она за компанию с Люсей в поликлинику и там услышала «кодовое» слово: агитация среди людей, сидящих в долгих нудных очередях, очень эффективна. Особенно если пообещать потенциальному клиенту бесплатный обед в ресторане.
На этот раз кастрюли были другой фирмы и стоили дороже. А поскольку они суперсовременные, обычная плита не годится… В итоге зачарованная бабушка, съев «бесплатную» пиццу в ресторане, купила в дополнение к кастрюлям еще и индукционную плиту – на 17 млн рублей в общей сложности. Представитель банка, как обычно в подобных случаях, терпеливо поджидал своих жертв в уголке и услужливо оформлял кредиты.
Вот уж был сюрприз для дедушки! От бабушки и навязчивых коммивояжеров.
Пыль в глаза. Да не простая – бриллиантовая
Следующая поучительная история началась со звонка по телефону. «Вы выиграли подарочный сертификат на косметику. Приходите к нам за получением, и вам, кстати, бесплатно нанесут на лицо маску, чтобы протестировать вашу кожу». Предложение звучало очень уж заманчиво, и жительница Жодино «повелась» – записала адрес… Как и обещали, стали наносить маску. Намазав пол-лица, сообщили: «У вас начался купероз – вот, пожалуйста, убедитесь. Мы можем вам предложить чудодейственное средство от сосудистых «звездочек» – минеральную косметику: крем, сыворотку, бальзам для век, масло и многое другое. Все полностью натуральное, глубоко питает кожу благодаря очень эффективному, особо действующему веществу – алмазной пыли, или бриллиантовой, как ее еще называют. Микрочастицы такой пыли обновляют клетки, выравнивают рельеф тела, тормозят процесс старения. Попадая на кожную поверхность, они проникают внутрь, после чего ваша кожа приобретает сияющий оттенок».
Женщина бальзаковского возраста, напуганная неким «куперозом» (в дополнение к целлюлиту), обрадовалась открывшейся возможности предотвратить беду и покинула салон, как вы, наверное, уже догадались, с волшебным чемоданчиком, содержащим 11 средств, и договором на сумму со множеством нулей. «Вообще-то полная цена этого набора – 45 млн рублей, но сегодня, только один день, у нас суперскидка, так что заплатить нужно будет всего 18 млн. Сможете вносить по два миллиона в месяц? А по полтора? А сколько сможете?..»
Антиаллерген, вызывающий аллергию
Гарантирован лечебный эффект – именно это главный крючок, на который попадаются люди. У кого сегодня нет проблем со здоровьем? Но, может, товары, о которых шла речь, действительно способны избавить от болезней? И высокая цена в какой-то мере даже оправдана?
На официальном сайте одной из фирм, торгующих подобным «голдовым» постельным бельем, черным по белому написано, что она «… сотрудничает со специалистами в сфере медицины и создает продукты, которые обладают противоревматическими и противоаллергическими качествами. Подтверждает реабилитационно-лечебные свойства внесение продукции в Реестр Медицинских Товаров». Получается, что шерсть овцы «успокаивает» аллергию? Ах вот почему на презентациях продукции этой фирмы рекомендуют спать на шерстяном белье голыми!
Как бы доверчивому человеку ни хотелось в этот бред поверить, имеется одна загвоздка: в список аллергенов (и это подтвердит любой врач-аллерголог) еще много лет назад включены шерсть кошки, собаки, морской свинки, кролика, овцы. Средство от аллергии, которое само способно ее вызывать? Да еще за большие деньги?
Если же поверить в противоревматические свойства изделий из австралийского мериноса, то получается, что наша бабушка, может, и не зря отдала почти свою годовую пенсию: глядишь, чудо-одеяло действительно поможет ей вылечить суставы. Но это если поверить. А если проверить?
Все точки над «i» расставила Светлана ПРОВАЛИНСКАЯ, главный специалист Центра экспертиз и испытаний в здравоохранении.
– Светлана Геннадьевна, если компания утверждает, что ее постельное белье обладает лечебными свойствами…
– Не имеет права.
– Такой вывод вы, наверное, сделали, основываясь на данных «Реестра медицинской техники и изделий медицинского назначения Республики Беларусь»? Мы в него тоже заглянули, поскольку реестр находится в открытом доступе в интернете, и постельного белья там не обнаружили. А если фирма существует, к примеру, 30 лет. Вдруг у нее найдется сертификат 30-летней давности?
– Не найдется – ни сертификата, ни какого-либо другого документа, который смог бы доказать лечебные свойства данного вида продукции. В статье 10 Закона о рекламе Республики Беларусь говорится, что ссылки на лечебные эффекты при размещении рекламы товаров или услуг допускаются лишь в отношении лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и методов оказания медицинской помощи. Одеяла и подушки в этот список никто никогда не включал и вряд ли когда-нибудь включит. Это стало бы сенсацией…
– Получается, что, утверждая обратное, фирма нарушает белорусское законодательство – вводит потребителя в заблуждение?
– Однозначно. И не она одна. Еще чаще «лечебные эффекты» незаконно приписывают своей продукции производители бальзамов, лосьонов, гелей, масел и других обычных парфюмерно-косметических товаров.
Компетентно
Посчитайте до десяти, прежде чем открыть кошелек
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина
Барышникова:
– К нам постоянно обращаются люди, которые купили что-нибудь на презентации за большие деньги, а потом пытаются сдать приобретенный товар обратно. Запомнились учительница с зарплатой явно небольшой, отдавшая 15 млн рублей за постельное белье; женщина пенсионного возраста, которая не устояла и приобрела посуду за 20 миллионов; молодая девушка с растерянным лицом и косметическим набором стоимостью 27 миллионов рублей в руках… Все это так называемые прямые продажи, и именно они приносят гражданам сегодня больше всего проблем по нашей части. Мы, конечно, каждому готовы объяснить, что и кастрюлю, и постельное белье, не бывшие в употреблении, можно сдать в течение 14 дней. Но так хочется сказать: «Люди, если вы легко внушаемы, не ходите вообще на подобные презентации, потратьте лучше это время на посещение бассейна, на встречу с друзьями – что-нибудь более приятное и полезное. Нужно очень хорошо подумать, прежде чем решиться на такую большую трату для вашего семейного бюджета. И еще: почему нам хочется спать только на шелках? Может, нас все-таки устроит обычная льняная простыня?»
Комментарии (0)