04 Мая, 2024 Суббота

Подростки и книги: найти точки соприкосновения

  • 17 июня 2016 Общество Русский 0

    В нашем сознании определенно закрепился стереотип о том, что современные тинэйджеры не читают книг.

    Жалобы представителей старшего поколения на то, что современные дети живут вне литературы, давно уже стали привычными. К слову, в ситуации с «неправильными» детьми, которые явно не такие, «как мы в свое время», чаще всего винят сегодняшнее неспокойное время, технический прогресс, а также самих детей, не представляющих без новомодных гаджетов своей жизни. Между тем сегодняшние тинэйджеры, как, впрочем, и подростки из далекого прошлого, наивны и ранимы, естественны и любопытны, талантливы и открыты всему новому. Безусловно, это подростки нового времени. Нас не могут оставить равнодушными их смелость в обращении с техникой, знание наизусть сюжетов каких-то безумных мультфильмов, отсутствие почитания самых разных авторитетов, желание все делать быстро и без особых усилий… Что и говорить, много особенностей у современной молодежи. Является ли отличительной чертой сегодняшнего подростка его любовь к книгам? Наверное, мы по привычке снова скажем «нет» и начнем винить в этом школу, компьютеры, интернет и самих ребят. Но давайте не будем спешить и  бездумно следовать бытующим стереотипам…

    в-шляпе

    Что читают мозырские тинэйджеры

    Для 14-летнего Ивана лучший подарок – книга. Без всякой иронии. Подростку повезло: в его семье читают все и читают много. Дедушка – любитель современных детективов, бабушка – поклонница классики, мама и папа читают абсолютно разную литературу. Так что отличный пример с раннего детства был перед глазами: неудивительно, что и Иван без чтения не представляет своей жизни. Рассказывает, что книги покупает редко, потому что денег в семье немного, да и живет парень в маленькой квартирке, где нет книжного шкафа. Но все члены семьи с удовольствием пользуются услугами нескольких библиотек. «Выбор книг в них отличный. Есть современные новинки, классика, интересные журналы. Как минимум раз в месяц в библиотеку хожу. Но в будущем мечтаю приобрести электронную книгу», – делится со мной своими мыслями Иван. Интересуюсь у него собственными литературными предпочтениями. На пару минут задумывается: «Если честно, классику не люблю. В школе всегда старался читать программные произведения в сокращенном варианте. Не понимаю вообще, зачем читать скучные повести, которые были написаны много лет назад и давно уже устарели. Мир меняется – должны меняться и книги. Терпеть не могу поэзию. Бабушка с детства читала мне стихи поэтов Серебряного века. Но, знаете, меня не зацепило. Такие нежные мужчины были! Мне это совершенно не нравится! Единственный поэт, стихотворения которого часто перечитываю, – Владимир Маяковский. На этом все». После своего признания парень требует от меня обещания, что о нем я напишу исключительно на условиях анонимности. Поясняет, что не хотел бы, дабы учителя знали о его литературных предпочтениях, по следующей причине: «Бабушка моя всю жизнь в нашей школе учителем русского языка и литературы проработала – будет мне выговор». После «лирического» отступления о ненадобности классических текстов продолжает: «Из последней прочитанной книги запомнилась «50 дней до моего самоубийства» Крамера Стейса. У нас ее весь класс прочитал». Среди самых любимых книг Ивана – произведения Джона Толкина, Джоан Роулинг. Мой собеседник утверждает, что среди его ровесников пользуются наибольшим спросом книги Кристофера Паолини, Сергея Лукьяненко, Дмитрия Емца. Честно признаюсь, что о некоторых из названных авторов даже не слышала. Нахожу в интернете разрекламированную Иваном «50 дней до моего самоубийства». Чтение как-то с самого начала не задается. Пытаюсь «отомстить» Ване, знакомясь с его любимой книгой в кратком изложении. С удивлением узнаю, что написала (с позволения сказать) произведение 18-летняя девчонка: героиня решает, что, если за 50 дней не найдет смысла жизни, покончит с собой. Вот такая идея…

    В компании моего 14-летнего знакомого много ребят, родители которых давно уже купили своим любимым отпрыскам электронные книги. Удивительно, но практически все парни и девушки, с которыми мне удалось поговорить в день общения с Иваном, много читают. Высокая и стройная девочка называет себя Марией. Рассказывает, что с удовольствием читает романы о любви. Кстати, про Малышеву, Знаменскую и Стилл девчонка даже не слышала. В ее списке любимых книг (внимание: ребенку 15 лет!) – «Доктор Живаго» Пастернака, «Грозовой перевал» Бронте, «Овод» Войнич, «Сердца трех» Лондона, «Милый друг» Мопассана, «Дети Арбата» Рыбакова и многие другие. Причем называет любимых авторов Маша, не задумываясь ни на минуту, да и к нашему разговору моя собеседница не готовилась: нам удалось пообщаться совершенно случайно. Ее подружка Алина, окончившая 8-й  класс, рассказывает, что самая главная книга в ее жизни – «Чучело» Железникова. Девочка смеется: «Никаких аналогий! Просто мне нравится эта история. Меня она учит с добротой относиться к окружающим». Ребята продолжают называть любимые книги. Среди авторов, которым подростки выражают особый респект, Ремарк, Ахматова, Цветаева, Булгаков, Быков, Твен, Кинг. Пушкина, Толстого, Достоевского, Гоголя мои собеседники единогласно признали «самыми скучными писателями, произведения которых зачем-то нужно читать».

    Опрос в социальных сетях подтвердил: по крайней мере, мозырские тинэйджеры не жалуют классиков литературы XVIII-XIX веков. Произведения любят достаточно краткие, с динамично развивающимся сюжетом, в приоритете – те книги, в которых главным героем является ровесник читающего. Практически все опрошенные читали «Хроники Нарнии», «Властелин колец». Также вне конкуренции сага о Гарри Поттере.

    На прошлой неделе с интересом наблюдала за пареньком, которого приметила в книжном магазине «Светач». Рваные джинсы, клетчатая рубашка, как минимум на два размера больше, ярко-зеленые кеды, наушники в ушах – вряд ли уже студент, скорее, старшеклассник. Действительно, парень в этом году окончил 10 классов. «Послед-нее свободное лето», – как-то радостно вздыхает посетитель книжного. Говорит, что пришел в магазин без всякой цели: «Мой автобус на остановку приедет через 15 минут. Я за это время как раз приценюсь, посмотрю, какие новинки вышли». Старшеклассник рассказывает, что книги для занятий по учебным предметам его не интересуют: «Всевозможные тесты для самопроверки, самоучители я нахожу в интернете да и с репетиторами занимаюсь. Меня больше интересует художественная литература. Очень нравится такой жанр, как фэнтези. Недавно впервые прочитал «Маленького принца» Экзюпери. Книгу, кстати, здесь покупал – очень понравилась! Если устал и просто хочу расслабиться, перечитываю «Тома Сойера», иногда – «Денискины рассказы». Хотя насчет второй книги мой брат надо мной подтрунивает: все-таки я вышел уже из того возраста, когда такие книги должны быть интересны. Сестра, ей 12 лет, с удовольствием читает «Поллианну». Я ей, кстати, посоветовал. Эта книга, мне кажется, подойдет людям самого разного возраста и социального статуса».

    706382

    Нужно ли влиять на выбор литературы?

    Ростислав Маркович МИНЕВИЧ, психолог ГУО «Гимназия им.Я.Купалы», убежден в том, что влиять на выбор книг тинэйджером под силу каждому взрослому. Только делать это, безусловно, нужно очень мягко: «В этом случае действенным является принцип собственного примера. «Посмотри, я читаю вот эту книгу. Мне было бы интересно узнать и твое мнение. Тебе нравится? Тебе интересно?» Ведь если мы говорим о тинэйджерах, то они часто готовы читать то же, что и мы, взрослые. Нужно ли контролировать то, что читает подросток? Если в смысле заставлять, то ни в коем случае. Если речь вести о том, чтобы быть в курсе того, что ваш ребенок читает, тогда обязательно. Литература – штука в хорошем смысле заразная. Про того же Гарри Поттера читали практически все. А почему? Это модно и престижно было в определенных кругах. И создавать эту самую моду взрослым под силу! Если я в клубе вижу читающего ребенка, очень ненавязчиво предлагаю ему рекламировать прочитанную книгу среди сверстников. Действенный метод! Охоту читать часто отбивают в школе: я готов этим питаться, но мне сказали, что это полезно, поэтому я это есть не буду… Поясню на конкретном примере. Вот дает учитель список книг, которые ребенок должен прочитать за лето. Но дети не проявляют никакого интереса, а просто ретируются. А вот если бы учитель дал интересный анонс, познакомил ребят в ненавязчивой форме с предложенной литературой…»

    По наблюдениям моего собеседника, среди подростков есть те, кто читает очень много. Но большинство ребят проводить время с книгой не привыкло: «К этому нужно относиться спокойно. У меня в детстве было три варианта времяпрепровождения: поиграть с друзьями в футбол, посмотреть два телевизионных канала и почитать. Непонятно, что бы мы читали в детстве, будь у нас такой поток информации, как у сегодняшних школьников. Подростки сегодня читают блоги, статьи в социальных сетях. Но убежден, что бумажные книги полезнее электронной информации, прежде всего, тем, что позволяют сосредоточиться. Ведь, когда мы читаем что-то в интернете, у нас может быть открыто сразу пять вкладок. Это очень отвлекает, внимание рассеянно…»

    Как привлечь ребят в библиотеки?

    Ольга Ивановна АРТЕМЧУК, заведующая библиотечным филиалом №7, рассказывает, что подростков стараются привлечь в библиотеку через самые разные массовые мероприятия. Так, например, в этом году начал свою работу клуб «Автограф», в рамках которого проходят встречи с интересными людьми: «Обсудить какую-то проблему, послушать, о чем говорит творческий человек, провести время в душевной беседе – это нравится практически всем ребятам. Кроме этого, у нас в библиотеке есть специально отведенная зона, где подросток может не только выбрать книги, но и поиграть в настольные игры, отдохнуть, расслабиться. Важно, чтобы у ребенка библиотека ассоциировалась с приятными моментами. Как-то в холодный день к нам зашли мальчишки подросткового возраста. Совершенно случайно забрели. Мы хорошо пообщались, провели ознакомительную экскурсию, показали настольные игры – ребята были удивлены, что у нас можно не только книги брать… Конечно, стоит записать своего малыша в детскую библиотеку как можно раньше. Если он с раннего детства будет посещать это заведение, то в подростковом возрасте его не нужно будет туда «тянуть на буксире» – он с удовольствием придет сам». Ольга Ивановна отмечает, что и в подростковой среде книга сегодня не забыта. Конечно, читают современные ребята мало. Есть, безусловно, и дети-изюминки, которые являются активными читателями самых разных авторов. Но большинство читает редко и, к сожалению, отнюдь не классическую литературу. Как уже отмечалось выше, ребятам 12-15 лет очень нравится фэнтези – такие книги самые востребованные.

    Моя собеседница дает совет родителям: «Очень важно, чтобы мамы и папы читали сами. Если они игнорируют книгу, а ребенок, наоборот, любит читать, то, можно сказать, этой семье очень повезло. Чаще всего дети, которые никогда не видели своих родителей с книгой, и сами от нее отвернутся. Как и в других ситуациях, лучшим воспитательным моментом является собственный пример».

     ________________________

    Как приучить читать детей (по материалам сайта www.sympaty.net)

    Первое, что должны понять родители, мечтающие превратить свое чадо в книголюба, – это то, что заставить его полюбить книги они не смогут никогда. А вот сделать так, чтобы подросток заинтересовался чтением, помогут следующие меры:

    1. Дети, мама и папа которых читают часто и с увлечением, редко остаются равнодушными к печатному слову. Родители должны быть примером для своих детей. Если они не читают, требовать этого от младших членов семьи они просто не имеют права.

    2. Пробудить у подростка желание читать часто помогает интересная для него книга. Найти ее можно в обычном книжном магазине, если пойти туда с ребенком. Вообще, детей нужно водить в книжные магазины как можно чаще. Новенькая книга в красивом переплете, только что покинувшая стены типографии, не оставит равнодушным никого. Желательно выбирать те произведения, которые подростку будет несложно воспринимать. Современным детям очень нравятся книги, по мотивам которых были созданы их любимые фильмы.

    3. Чтобы привить ребенку-подростку интерес к чтению, рекомендуется пересказывать ему интересные или смешные моменты из книг. Можно также попробовать заинтриговать его, смеясь во время чтения. Дети очень любопытны. Подросток наверняка спросит у родителя, что его рассмешило, и не поленится прочесть произведение, особенно если оно небольшое по объему.

    4. Полезно купить ребенку иллюстрированную энциклопедию. Детям нравятся такие издания, обычно они с удовольствием листают яркие странички и читают небольшие информационные статьи.

    5. Отличным стимулом начать читать для ребенка переходного возраста является его участие в словесных играх. Эти игры могут быть частью семейного досуга.

    ЧЕГО ДЕЛАТЬ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ

    Пытаясь приучить подростка к чтению, некоторые мамы начинают запрещать ему играть в компьютер или выходить на улицу к друзьям, предлагая вместо этого провести время с книгой. Они совершают ошибку. Противопоставляя чтение компьютеру или телевизору, родители тем самым порождают у ребенка непринятие книг. Тем мамам и папам, которые хотят, чтобы их подросток полюбил чтение, не рекомендуется также прибегать к следующим методам:

    1. Сравнивать сына или дочь с другими детьми, которые читают много и охотно. Получится обратный эффект.

    2. Оказывать давление на ребенка, вынуждать его читать те книги, которые ему не нравятся. Это надолго отобьет у подростка интерес к чтению. Если ему больше нравятся журналы или статьи на сайтах в интернете, пусть читает их. Это тоже полезно.

    3. Предлагать книги с большим количеством незнакомых слов. Если после каждого прочитанного предложения ребенку необходимо будет обращаться к толковому словарю, он и страницы в книге до конца не дочитает.

    http://www.mazyr.by/

    Автор: Юлия ПрашковичЖыццё Палесся
    Теги: 

Комментарии (0)