18 Апреля, 2024 Четверг

В омут с ветерком

  • 12 июля 2016 Общество Русский 0

    Журналист «Р» вместе с рейдовой группой ловили нарушителей на озерах Витебщины.

     

    Суббота. За город движется целая вереница автомобилей. Витебчане перебираются поближе к воде. Мы вместе с инспектором Витебского участка Госинспекции по маломерным судам Владимиром Гребенкиным, внештатным сотрудником Иваном Леоновым и пресс-секретарем Витебского областного управления МЧС Мариной Фандо тоже отправляемся на природу:  отдыхающие все чаще жалуются на хулиганов-гидроциклистов и легкомысленных владельцев моторных лодок, облюбовавших пляжи. После трагедии в Борисове, где быстроходный водный мотоцикл наехал на пловца, эта проблема вновь стала злободневной.

    Первый объект, который решили проинспектировать, — озеро Городно возле деревни Сосновка. Несмотря на близость к Витебску, водоем не является официальной зоной отдыха и купания. Правда, этот факт вовсе не волнует тех, кто уже традиционно наслаждается здесь прелестями природы. И не только на берегу. Спускаем на воду моторку и отправляемся в путь.  

     

    — Почему вы ко мне привязались? Я на этой лодке не плаваю — всего метров на пять от берега отхожу, чтобы с удочкой посидеть. Да, судно не зарегистрировано, ну и что? — возмущается молодой рыбак, к которому мы подплываем. 

     

    На защиту рыбака выходят мать и жена — домик дачников на берегу. Пытаются разжалобить — не того, мол, наказывать собираетесь. Вон их сколько, хулиганов вокруг! Но Владимир Гребенкин терпеливо разъясняет процедуру регистрации и технического освидетельствования плавательного средства. Называет суммы штрафов. Они немалые. За отсутствие этих документов — до 10 базовых величин. Еще 3 базовые — за спасательный жилет, которого тоже нет. Разговор заглушает внезапный взрывной звук мотора с озерной глади.

     

    — Вон опять гидроциклисты балуются, — разводит руками незадачливый рыбак. — А вы тут со мной время тратите. Приструните лучше этих «шумахеров» — неровен час, голову кому снесут. Передают мотоциклы другим людям, за десять минут катания берут по 5 рублей, девчата визжат целый день. А я в понедельник обязательно приду и все документы оформлю.

    Ограничиваемся предупреждением и заводим мотор. Наша лодка несется к противоположному берегу. По пути инспектора разъясняют: информация, озвученная рыбаком, весьма тревожная. Садиться за руль посторонним людям, не прошедшим специальные курсы и не имеющим удостоверения на право управления маломерными судами, строго запрещено. 

     

    Два гидроцикла «Ямаха» заезжают в искусственную бухту аккурат перед нами. За рулем — молодые парни. Водительские удостоверения есть. Доказать, что они передают право управления кому-либо другому, не представляется возможным. Но у одного из гидроциклов нет госрегистрации. Пока Владимир Гребенкин составляет протокол, я осматриваю территорию. Пляж и рукотворную бухту разделяет узенькая коса из песка. 

     

    — Мы специально эту бухту сделали, дно углубили, чтобы купающихся не тревожить, — рассказывают любители гидроциклов. — Знаете, сколько денег вложили, чтобы благоустроить пляж, сделать бетонный съезд в воду, углубить дно? А зарегистрировать технику хозяин (он и есть главный инвестор) не успел — в Питере работает. Приезжает только в выходные. 

     

    — А документы, разрешающие проведение работ, у вас есть? — интересуюсь.

     

    — Да, конечно, мы все согласовывали! — уверенно звучит в ответ.

    Тем не менее я беру этот вопрос на заметку. Уж слишком по-варварски выглядит  обустройство бухты. Берег озера как будто кто-то изуродовал грубой рукой, вырвав солидный клок береговой линии вместе с камышами… 

     

    Мотор взвывает — и хозяин «Ямахи» вновь уносится вдаль, делая крутые виражи.

     

    — Расстроился Сашка из-за штрафа, поехал нервы успокаивать, — сочувствующе смотрит вслед один из друзей. — После выходных зарегистрируем его технику, как и положено. Вообще-то в будущем мы хотели это озеро в аренду взять.

     

    Что ж, судя по уже проявленной инициативе, это вполне предсказуемый шаг. Не зря люди жаловались, что неизвестные поставили здесь шлагбаум и к воде вообще никого не подпускают. Видимо, как раз тогда и вели «хозяева» земляные работы на берегу. На озере много и других нарушителей. Один из дачников, вывезший на озеро свою супругу и маленькую дочку, на полном серьезе объясняет: 

     

    — Да есть у нас спасательные жилеты! Я хоть сейчас могу домой сбегать и принести.

     

    — А когда тонуть будете, тоже предварительно сбегаете домой за жилетами? — остужает его пыл Иван Леонов. — У вас же в лодке ребенок!

     

     

    Нарушитель клятвенно обещает в следующий раз обязательно взять с собой все необходимое. Инспектора ограничиваются предупреждением, но судно заставляют-таки  повернуть к берегу — пусть тот самый «следующий раз» наступит уже сегодня. Объехав с десяток лодок, мы направляемся к берегу. Но и здесь все не так уж и безопасно. Семья витебчан с маленьким ребенком готовится жарить шашлыки. Прямо среди травы. 

     

    — Молодые люди, а вы окопаться не забыли? — делает им замечание Марина Фандо. — И бутылочки с водой как средства пожаротушения тоже пусть лежат под рукой. 

     

    Глава семейства идет в машину за лопаткой. Уже хорошо. В другой раз эти люди будут более предусмотрительны. А мы едем на озеро Полонское, которое тоже не является официальной зоной отдыха, но где ежедневно отдыхают с полтысячи человек. Здесь нас встречают сотрудники милиции и ОСВОДа — их рейдовая бригада уже изучила обстановку.

     

    — Такие неофициальные пляжи для нас настоящая головная боль. В узаконенных местах, а их в области свыше 120, трудно за всем уследить, а тут еще «нелегалы», — обеспокоен исполняющий обязанности начальника водолазно-спасательной службы областной организации ОСВОДа Вячеслав Горин. — При подготовке к сезону мы проверили и очистили около 90 пляжных зон. На сегодня у нас работает 10 спасательных станций, установлено 25 постов плюс ведомственный контроль за озерами. И тем не менее люди гибнут. В основном из-за собственной беспечности и именно в неохраняемых местах. Но около полусотни человек мы уже спасли. 

     

     

    Вячеслав Анатольевич согласен с тем мнением, что зоны отдыха нужно узаконивать по факту массовости отдыха людей. Никогда не заставишь горожан ехать, скажем, за 20 километров на озеро с беседками, раздевалками и спасателями, если под боком есть хороший водоем, но без этих благ. 

     

    Здесь, на Полонском, как и на Городно, из года в год уже традиционно в жару собираются сотни людей и десятки машин. Может, пора вплотную заняться поиском хозяев для этих водоемов? Или вовремя направить в нужное русло инициативу таких добровольцев-энтузиастов, с какими мы встречались в Сосновке, чтобы не было у них нужды заниматься самоуправством?

     

    Кстати, председатель местного сельисполкома Андрей Лебедев чуть позже подтвердил: никакого разрешения на благоустройство берега и углубление озерного дна он лично сельчанам не давал. В пределах своей компетенции Андрей Александрович пообещал разобраться в ситуации. А вот исполняющий обязанности начальника Витебской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Савицкий, который по просьбе «Р» выяснял законность действий членов «гидроциклетного клуба», сообщил: прежде чем приступать к работам, они должны были соблюсти все установленные законом правила. Подготовить и согласовать проект, компенсировать возможный ущерб природе и получить официальное разрешение местных органов власти на реализацию своей идеи. Теперь в отношении их будет начат административный процесс. Кроме штрафа, нарушителям природоохранного законодательства придется возместить вред, который они нанесли экосистеме. 

     

    Компетентно

     

    Геннадий Спиридонов, начальник Витебской областной государственной инспекции по маломерным судам:

     

    — В настоящее время на территории Витебской области зарегистрировано свыше 28,5 тысячи судов. В их числе — почти 18 тысяч моторных лодок и 134 гидроцикла. К этим цифрам можно спокойно добавлять еще примерно 20—30 процентов тех плавательных средств, которые так или иначе избегают регистрации. Чем опасно их использование? Мы не знаем, имеют ли их хозяева нужные навыки вождения, в каком техническом состоянии находятся сами моторки и гидроциклы, насколько опасны они могут быть для пассажиров и окружающих. С начала навигационного сезона на нарушителей закона составлено уже около 100 протоколов.

     

    a_veresk@mail.ru

     

    Фото автора

    Автор: Елена БЕГУНОВАРэспубліка

Комментарии (0)