03 Мая, 2024 Пятница

Дворцов дряхлеющие срубы

  • 14 июля 2016 Общество Русский 0

     

    Шедевры деревянного зодчества в окрестностях Гродно продолжают исчезать. Третий аукцион по продаже усадебно-паркового ансамбля в деревне Кошубинцы Гродненского района вновь не состоялся из-за отсутствия покупателей. За усадьбу Блавдевичей просили 24 тысячи рублей (240 млн неденоминированными), что по нынешним меркам сущие копейки. Таких памятников деревянного зодчества по району не наберется и десятка. Часть старинных усадеб уже разобрали на дрова. Остальные, судя по всему, ожидает та же участь. Что могло бы спасти старинные усадьбы?

    Гродненские энтузиасты любыми способами пытаются спасти историческое наследие. Деревянные стены, колонны, малые архитектурные формы хранят историю панских родов. К примеру, в усадьбе «Котра» Гродненского района еще не так давно жили люди, но собственнику пришлось расселить старожилов. Несколько лет назад на усадебно-парковый комплекс вроде бы нашелся покупатель. Людям дали жилье, но инвестор куда-то исчез. Или не было его вовсе?

    Вместе с председателем Скидельского сельсовета Сергеем Сидоровичем мы едем в деревню Кошубинцы, чтобы узнать больше об усадьбе рода Блавдевичей. 

    …Красивая зеленая аллея начинается на въезде в деревню и ведет прямо к большому деревянному дому. Его практически не видно из-за зарослей бурьяна и поваленных недавней бурей деревьев. Палац, так называют его местные, почернел от времени. Окна заколочены, крыша прохудилась. Но все-таки огромные деревянные колонны производят впечатление. Да и место выбрано замечательное. Сразу за домом протекает река Котра. Перед главным входом можно оборудовать место для проведения различных фестивалей и других районных мероприятий. Неужели никому не интересно такое предложение? 

    Гродненский историк Андрей Вашкевич говорит, что с каждым годом становится сложнее сохранить хоть какой-то след от некогда процветавшего на Гродненщине деревянного зодчества. В одном только Гродненском районе таких уникальных сооружений наберется около десятка. Умножьте на 17 районов области и получите примерную цифру погибающих деревянных усадеб. 

    — Про усадебно-парковый ансамбль в деревне Кошубинцы Гродненского района мы начали говорить 6 лет назад, — вводит в курс дела историк. — Тогда в усадьбе еще жили люди. Даже не жили, а просто были зарегистрированы. Всего 18 человек, большинство из которых там ни разу не были. Мы подали заявку с предложением о внесении деревянной усадьбы в список историко-культурного наследия страны. Но нам отказали. Хотя при желании этот комплекс можно сделать востребованным и привлекательным объектом.

    Деревня Кошубинцы имеет большой туристический потенциал и для области, и для страны. Даже неспециалист видит художественную ценность зданий, красоту пейзажей. И главное, хорошее месторасположение — всего несколько километров от магистрали М-6, соединяющей Минск и Гродно.

    Что вкратце можно рассказать об этой усадьбе? История имения у деревни Кошубинцы начинается с XVIII века, когда оно находилось в собственности католического ордена иезуитов. Когда орден упразднили, имение выставили на торги и продали. В 1872 году им владела Мария Богатко, с которой принято связывать постройку усадебного дома, сохранившегося по сей день. В межвоенный период имение оказалось у дочери повстанца Марии Блавдевич, управляющей хозяйством вместе с мужем Марьяном Блавдевичем до 1939 года. В тот год имение было изъято теперь уже советской властью и использовалось для нужд колхоза. Надо отметить, что последний владелец поместья Марьян Блавдевич был сенатором и прогрессивным хозяином. По его инициативе в имении заложили сад, питомник с экзотическими растениями. На ферме делали сыры, которые пользовались большим спросом у гродненцев.

    Староста деревни Кошубинцы Скидельского сельсовета Евгения Литвиненко сама не помнит пана Блавдевича. Но на окраине деревни живет 95-летний Евгений Коршаковский, мальчишкой работавший в старинной усадьбе. 

    — Деревня наша живая, — рассказывает староста. — Недалеко Скидель, поэтому молодежь с удовольствием покупает участки или старые деревенские домики и строит себе дома. А панская усадьба, видно, отжила свое. Помню, девчонкой бегала туда на танцы. Иногда привозили фильмы. В те времена вся жизнь деревни была сконцентрирована вокруг этого палаца. 

    Нынешний собственник усадебно-паркового ансамбля — ОАО «Агрокомбинат «Скидельский». Заместитель генерального директора по идеологической и кадровой работе Валентина Долотовская была бы рада сбыть с рук дом с историей, но только так, чтобы внакладе не остаться:

    — В свое время мы отселяли оттуда людей, выделяли жилье, а сейчас цена с каждым аукционом снижается. Не купили за 24 тысячи рублей. Следующая цена должна быть в два раза меньше. Но мы не согласны продавать за такие деньги, а тем более за одну базовую. Уж лучше разобрать на строительные материалы. Собственных денег на обустройство и реконструкцию усадьбы у предприятия нет. 

     

    Может, стоит вложить какую-то сумму в рекламу продаваемого объекта? В конце концов найдется энтузиаст — любитель истории. Вот если бы усадьба представляла собой историко-культурную ценность, ее можно было бы отдать и за одну базовую. Лишь бы хороший инвестор нашелся. А так собственник вправе распорядиться имуществом по своему усмотрению. Тем не менее главный специалист по музеям и охране историко-культурных ценностей управления культуры Гродненского облисполкома Оксана Коханова не склонна драматизировать ситуацию:

    — Речь идет о том, что в список историко-культурного наследия могут быть внесены только хорошо сохранившиеся до нашего времени образцы деревянного зодчества. А если они были доведены до ручки еще в 1960-е годы, то что мы, собственно, будем охранять? Как правило, эти усадьбы пребывают в крайне запущенном состоянии. Даже каменные строения не щадит время, что уж говорить о деревянных. Дерево больше подвержено влиянию погодных факторов, порой оно полностью съедено короедом. Поэтому даже деревянные костелы и церкви, внесенные в список, при реконструкции практически полностью обновляются. На Гродненщине только одна усадьба «Порозово» в Свислочском районе имеет статус исторического памятника. 

    А вот усадьбе «Браково» в том же Свислочском районе повезло меньше. Скоро ее можно будет увидеть только на старых фото. Есть, правда, и положительные примеры. Но их раз-два и обчелся. В июне с аукциона за 12 тысяч (120 млн неденоминированными) рублей ушла усадьба, связанная с именем Элизы Ожешко, в деревне Богатыревичи Мостовского района. Может, и у палаца в Кошубинцах еще есть шанс?

     

    tanula.k@mail.ru

    Автор: Татьяна КОНДРАТЬЕВАРэспубліка

Комментарии (0)