26 Апреля, 2024 Пятница

Полет нормальный

  • 15 июля 2016 Общество Русский 0

    Гид: Антон Рудак, историк, крае­вед.

    Маршрут: улица Чкалова — улица Короткевича — улица Брилевская — переулок Красивый.

    Район аэропорта «Минск-1» уже не тот, что, например, в 1970-е, когда пассажиропоток был таким, что пришлось строить еще и «Минск-2». Бывший транспортный центр города теперь выглядит как типичный спальный район. Регулярные рейсы давно прекращены, прилегающие здания постепенно сносят, чтобы освободить пространство для нового жилого квартала. На первый взгляд, не самое интересное мес­то для знакомства с Минском. Но после прогулки вместе с историком Антоном Рудаком, который с детства живет здесь, мы изменили мнение.

    Прогулка занимает около часа. По пути можно зайти в Музей гражданской авиации Республики Беларусь (ул. Короткевича, 12) или в Центр океанографии (ул. Брилевская, 3), а потом сделать несколько эффектных фото на фоне расписанных уличными художниками домов № 17 на Аэродромной и № 13, корпус 1, на Воронянского.

    Шаг первый

    Встречаемся напротив здания аэровокзала на пересечении улиц Чкалова и Аэродромной.

    — Часто слышу мнение, что, мол, за железнодорожным вокзалом жизни нет, — говорит Антон. — Исторически территория, ограниченная улицами Толстого, Могилевской, Брилевской, называется Уборки. Когда в 70-е годы XIX века начали строить Брестский вокзал, который располагался на месте современного остановочного пункта «Институт культуры», вдоль Койдановского тракта (теперь улица Чкалова) появились первые жилые дома. В 1933 году открылся аэропорт. В 1953 году — авиаремонтный завод. Так что жители нашего района в основном железнодорожники и летчики. Тут своя атмосфера. Несколько поколений многих семей дружат между собой.

    Шаг второй

    Поворачиваем направо, идем по Аэродромной в сторону довоенного здания аэровокзала, где сейчас располагается Медицинская служба гражданской авиации Министерства транс­порта и коммуникаций Респуб­лики Беларусь (ул. Короткевича, 9а).

    — Здесь был пустырь, южная окраина Минска, — рассказывает гид. — Первый аэровокзал построили в 1934 году, он стоит все на том же месте, хотя его внешний вид изменился. Отсюда начинались все полеты, пока в 1957 году по проекту Георгия Заборского и Александра Воинова не возвели более известное минчанам здание аэровокзала (ул. Чкалова, 38, корпус 1). Оно будет сохранено как архитектурный памятник и не пострадает при создании нового квартала.

    Все коммерческие рейсы «Минск-1» прекратил в конце декабря 2015 года. До недавнего времени еще проводились полеты по обслуживанию завода гражданской авиации, но теперь его постепенно переносят с Аэродромной за город — поближе к «Минску-2».

    — Мой дед трудился там всю жизнь, — говорит Антон. — Сотрудники авиаремонтного завода и аэропорта имели право на один бесплатный перелет с семьей в любую точку Союза в год. Дед всегда выбирал Грузию, поэтому в Минске его в шутку прозвали Грузином. На заводе уже давно нет работы, поэтому у местных не вызывает особого сожаления снос зданий. Разве что легкую ностальгию по прошлому. Летное поле и ремонтное депо давали удивительное ощущение, что ты находишься одновременно и в городе, и вне его. Я уже не застал период активных полетов, а родители рассказывали, как над домами постоянно ревели моторы и по ночам дрожали стекла. Дед мог по звуку определить, какой самолет летит.

    Шаг третий

    Переходим дорогу и двигаемся в сторону улицы Короткевича.

    — Здесь сохранились здания, построенные еще в 1939 году. Четвертый, шестой и седьмой дома внесены в список историко-культурных ценностей, — показывает гид. — Сейчас сюда заезжает только транспорт местных жителей. Помню, когда мне было года четыре, очень любил, чтобы меня подносили к окошку (Антон вырос в одном из домов на улице Короткевича. — Прим. авт.), — внизу было много машин, автобусов. В 1994 году прокладывали Аэродромную, поэтому транспорт ходил по Короткевича. Потом движение прекратилось.

    Сначала здания здесь были просто пронумерованы, и письма, например, отправляли по адре­су: Аэро­порт, дом № 4. В 1964 году улицу назвали именем Короткевича, но не писателя, который в то время опубликовал повесть «Дзікае паляванне караля Стаха», а подпольщика Дмитрия Короткевича, который в 1940-е помогал эвакуировать минчан и формировать партизанские отряды.

    — Есть известная байка Адама Мальдиса: когда Владимир Короткевич вернулся домой пос­ле неудачного горного восхож­дения, друзья подшутили над ним — сказали, что всем объявили о его смерти и даже улицу назвали в его честь. Он не поверил и поспорил с ними. Приехал сюда и понял, что его разыграли. Но многие до сих пор думают, что улица названа в честь писателя.

    Шаг четвертый

    Сворачиваем на улицу Брилевскую, идем к дому № 24, снимки фасада которого попали на десятки международных сайтов — в рамках стрит-арт фестиваля Urban Myths итальянский уличный художник Millo в октябре 2015-го расписал здесь стену.

    — Я ехал домой и увидел, что здесь собираются что-то рисовать. Организатор Олег Ларичев попросил меня как местного жителя рассказать художнику про этот район Минска, — вспоминает Антон. — Для меня он связан с молодостью моих бабушки и деда. Он покорил ее своими танцами, которые устраивал во дворе на улице Сенницкой. В 1960-е там стояли двухэтажные бараки — временное жилье для тех, чьи дома снесли, а новые квартиры еще не дали. Рядом располагалось бомбоубежище. Дед был тогда первым диджеем на райо­не, доставал где-то рок-н-ролльные пластинки. Вместе с друзьями-меломанами в бомбоубежище под землей ставили проигрыватель, во двор выводили репродуктор и включали музыку — молодежь танцевала. Если недовольные соседи вызывали милицию, репродуктор сбрасывали в бомбоубежище, а танцоры делали вид, что просто прогуливаются. Видимо, из разных рассказов художник уловил атмосферу наших мест и указал на то, что сейчас люди в спальных районах мало общаются.

    Шаг пятый

    Минуем пересечение Брилевской с Чкалова, сворачиваем перед Бетонным мостом направо и по улице Могилевской направляемся в пере­улок Красивый. Возможно, не всем он таким покажется — здесь много обветшалых одноэтажных деревянных домиков дореволюционной застройки, которые нуждаются в ремонте.

    — Мы видим спутниковую тарелку на крыше, а дом построен еще в 1897 году, — показывает собеседник в сторону здания с табличкой «Завулак Прыгожы, 3». — Уцелели постройки 1925 года, хотя постепенно старые дома сносят. Именно в этом переулке в 1932 году инженер-конструктор Генрих Бортновский собрал в домашних условиях первый в Белоруссии и один из первых в СССР телевизор с экраном не больше спичечного коробка. Вся округа собиралась у 8-го дома смотреть передачи. Массово телевизоры в Белоруссии начали выпускать только в 1954 году.

    Автор: Вероника МОЛОКОВАМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)