03 Мая, 2024 Пятница

Хотят как лучше

  • 22 июля 2016 Общество Русский 0

    Для чего проводят оптимизацию маршрутной сети, и почему ею бывают недовольны пассажиры

    Научиться объяснять

    Перед очередным этапом оптимизации маршрутной сети транспортники обычно информируют пассажиров об изменениях через СМИ или на сайтах своих предприя­тий. Правда, далеко не всегда при этом расшифровываются причины тех или иных корректировок, что порой вызывает вполне справедливые нарекания пассажиров.

    В некоторых случаях нюансы таких пертурбаций все же разъясняются, в том числе с помощью журналистов. И все равно каждый раз обращения от недовольных пассажиров непременно поступают в редакции и транспортные организации.

    Иногда запланированные изменения предварительно выносятся на широкое обсуждение, после чего в комментариях или во время прямых линий пассажиры высказывают свое мнение. Чаще оно негативное просто потому, что к новшествам трудно привыкнуть. Людям пытаются объяснить, что при разработке, корректировке и обслуживании маршрутов приходится исходить из существующих условий, главным образом материальных: как говорится, выше головы (в нашем случае — имеющихся финансовых средств) не прыгнешь.

    Перемена мест

    Из чего исходят транспортники, разрабатывая планы очередной оптимизации?

    — Население Минска увеличивается в среднем на 20 тысяч человек в год. В новых жилых районах, которые интенсивно строятся в последнее десятилетие, нужны новые транспортные связи, — объясняет директор ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов. — Однако мы работаем в рамках средств, выделяемых из городского бюджета. И чтобы направить автобусы туда, где в них особенно нуждаются (в том числе в новые районы), их надо забрать оттуда, где они стали менее востребованными. Часто в новостройки переезжают люди из других районов, где, в свою очередь, потенциальных пассажиров становится меньше.

    Это не значит, что такие районы оставляют без транспорта, но…

    ОДНАКО. Подобные обследования работы маршрутов сотрудники ГУ «Столичный транспорт и связь» и ГП «Минсктранс» в основном проводят, что называется, вручную: на определенных остановках или в транспортных средствах специалисты считают входящих и выходящих пассажиров.

    Как это делается

     — Для оценки эффективности действующей маршрутной сети ежедневно проводят целевые изучения пассажиропотока в различные часы суток: определяется количество пассажиров, проезжающих в определенное время в конкретном направлении. Данные о величине пассажиропотока используют для выбора подвижного состава необходимой вместимости и определения его количества, — рассказали нам в ГП «Минсктранс».

    А что же АСОКП (автоматизированная система оплаты и контро­ля проезда)? Ведь отслеживание пассажиропотоков — одна из ее основных функций. Предполагалось, что данные, полученные с ее помощью, дадут возможность более точно определять направления перемещений пассажиров и загрузку подвижного состава. Но в реальности все обстоит несколько иначе: истинного количества пассажиров не знает никто. Просто потому, что многие не оплачивают проезд.

    — Если бы мы руководствовались лишь сведениями автоматизированной системы, пришлось бы закрыть или сократить время работы не одного десятка маршрутов, — замечают сотрудники ГУ «СТС». — Некоторыми из них, судя по данным АСОКП, после 21:00 вообще никто не пользуется, хотя живая проверка показывает иное.

    Транспортники по-прежнему считают, что ситуация не изменится до тех пор, пока суммы штрафов не увеличатся хотя бы до стои­мости месячного проездного, а наказание для зайцев не станет неотвратимым.

    Свои тонкости

    Допустим, по какому-то маршруту и в самом деле курсирует почти пустой транспорт. Ради десятка-двух пассажиров гонять автобус, способный вместить сотню, расточительно. Такой маршрут могут отменить, если в пределах шаговой доступности проходят трассы других. В связи с этим пассажирам все чаще напоминают, что одна-две пересадки в столице — это норма…

    И все же вполне объяснимо, что люди не хотят покупать два талона, чтобы проехать с пересадками несколько остановок, да еще спуститься и подняться при этом по лестницам подземного перехода. Новая система оплаты проезда пока не дает возможности оплачивать проезд в зависимости от времени, проведенного в пути, или расстояния. Правда, в начале года гендиректор ГП «Минсктранс» Леонтий Папенок сообщил, что к концу 2016-го появится проездной на час, единый для всех видов общественного транспорта (а значит, в течение этого времени можно будет совершать пересадки).

    Позже минчанам сообщили, что собираются ввести проездной билет на 15 минут, который будет стоить дешевле, чем обычный талончик. Но о возможности совершать пересадки на протяжении этого периода пока речь не идет. А значит, недовольство вариантами оптимизации, заставляющими людей лишний раз делать пересадку даже в пределах коротких расстояний, останется.

    ОДНАКО. Стоит отметить нюанс, из-за которого многие пассажиры жалуются на предлагаемые варианты оптимизации. Возможно, кое-где она проходила бы менее болезненно, если бы ввели дифференцированную оплату проезда, которую нам обещают не первый год.

    В 2004 году автобусы перевозили 40 процентов пассажиров, троллейбусы и трамваи — 33, метро — 27. Сегодня доля метрополитена выросла до 39 процентов, автобусов — сократилась до 34, на троллейбусы приходится свыше 22 процентов, на трамваи — более 4.

    По данным ГП «Минсктранс», фактический показатель обслуживания населения в Минске (количество подвижного состава в расчете на одного жителя города) превышает установленный социальный стандарт в 1,3 раза. В 2011 году, согласно информации, озвученной транспортниками на пресс-конференции, этот стандарт был превышен в 2,5 раза.

    В 2010 году столичный общественный транспорт перевез 850 миллионов пассажиров, в 2015-м — более 776 миллионов. По рассказам специалистов, работавших в этой отрасли в 1990-е годы, в те времена общественным транспортом Минска в год пользовались более 1,5 миллиарда человек.

    Многое объясняет тот факт, что за 20 лет количество личных автомобилей на 1 000 населения выросло в столице в разы.  Но проблема в том, что автовладельцы все чаще предпочитают своих железных коней автобусам, троллейбусам, трамваям и даже метро…

    Автор: Магда КРЕПАКМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)