19 Апреля, 2024 Пятница

С широко открытыми глазами

  • 27 июля 2016 Общество Русский 0

    Счастливая семья, трое детей, успешный бизнес... История Ольги Полошовец могла бы быть показательной, а стала незаурядной. Ведь эта хрупкая женщина полностью лишена зрения, имеет I группу инвалидности. Но нет ощущения, будто пробирается по жизни вслепую. Человек она мудрый и сильный. А еще очень счастливый. В окружении семьи и близких друзей улыбка не сходит с ее лица. Какой ценой Ольге это дается?

    В 3 года, переболев пневмонией, Оля почти потеряла зрение. Из 100% осталось 3. Это давало возможность различать яркий свет и силуэты окружающих. Тем не менее школу для слабовидящих детей она окончила на отлично. Поступила в педагогическое училище, где все лекции запоминала на слух. Как и на юридическом факультете, который окончила с красным дипломом.

    — В семье ко мне никогда не относились как к инвалиду, — говорит Ольга. — Я делала все, что и другие дети: окончила музыкальную школу по классу аккордеона, научилась плавать, кататься на коньках и на велосипеде. Еще в 9–м классе поняла: занимаясь рутинным трудом, не получу никакого развития. Пообещала себе, что добьюсь много большего.

    И обещание выполнила. Оля устроилась на работу менеджером в туристическую компанию и через год решила организовать свое дело. Вместе с подругой открыла турфирму. Дела пошли достаточно бойко. Но с рождением второго ребенка решила: надо больше времени уделять детям, семье. И тут новый поворот — спустя 4 месяца после родов она лишилась зрения. И если раньше Ольга с ее адаптацией и умением общаться свободно передвигалась не только по городу, но и по миру, то теперь накатило отчаяние. Но она позволила жить этому чувству не более часа.

    — Когда приехала из клиники, где врач рассказал о необратимом процессе, о том, что идет разрушение зрительного нерва, я, конечно, дала волю эмоциям. Пришел с работы муж, и я ему все рассказала. Его слова меня обескуражили: «Хватит лить слезы — иди разогревай ужин!» Сначала я просто опешила. А потом поняла: нет смысла жалеть себя, надо преодолеть это испытание любыми путями.

    Со своим мужем Александром, с которым в браке уже 23 года, Оля встретилась в офтальмологическом отделении 10–й минской больницы. Тогда он, офицер МВД, бывший ликвидатором последствий чернобыльской катастрофы, проходил обследование. Александр знал, что зрение она может потерять в любой момент. И больше они это не обсуждали...

    Оля говорит, что ее история — скорее исключение. Для очень многих незрячих прийти на концерт, спектакль, сделать покупки даже с кем–то в сопровождении — настоящая проблема. Ведь есть люди, которые реагируют не вполне адекватно, а некоторые откровенно грубы. Однажды Ольге в одной торговой сети на просьбу помочь найти какой–то отдел или товар, не вникая в ситуацию, продавец заявила: «Вы что, слепая — не видите?!» Подобное случалось не раз. А в троллейбусе контролер как–то посчитал, что ее удостоверение инвалида — фальшивка, по–хамски заявив: «Взяла бабушкин документ и наклеила свое фото?» Тогда ей пришлось просто выйти... Один из арендаторов не мог взять в толк, как человек, ведущий бизнес, имеет инвалидность I группы по зрению. И когда утром она с ним здоровалась, с ехидством замечал: «Так вы меня все–таки не видите?» На что оставалось парировать: «Я очень рада, что вас не вижу, было бы замечательно, если бы еще и не слышала».

    Да, не у всех незрячих внутренний стержень из прочного сплава, не у всех есть близкие люди, готовые защитить и вступиться, не всех в семье воспитали с умением адаптироваться к своему состоянию. Потому, считает Оля, у нас столько людей, имея по два высших образования, но потерявших зрение, ведут почти затворническую жизнь, в основном занимаются рутинным мало оплачиваемым трудом. А вот, например, в Испании незрячие работают юристами, бухгалтерами, программистами, кинокритиками...

     

    Один день без белой трости


    7 утра. Надо собрать в школу среднего сына, всех накормить вкусным завтраком. В своем доме Ольга ориентируется очень уверенно. Стирка, готовка, уборка... И она не пользуется специальной программой мобильного телефона, которая помогает отсортировать перед стиркой белье по цвету. Просто ей говорят, какого цвета новые вещи, и она «запоминает» руками фасон и размер. Качество же выполненной уборки проверяет в труднодоступных местах, например, проведя рукой возле плинтуса.

    Что касается приготовления пищи, то здесь Ольга вообще творит чудеса. Отлично готовит, часто осваивает новые рецепты. Сыновья и муж говорят в один голос: у нее превосходно получаются блюда испанской кухни — паэлья, фидео. Еще в детстве мама настойчиво приучала ее готовить, прививая хозяйственный навык. Отсюда сноровка и интерес.

    Когда домашние дела позади, Оля отправляется на работу. На улицу она никогда не выходит без сопровождения. Тростью не пользуется, говорит, что не может переломить себя психологически, и кроме этого, есть опасение, что сама с передвижением по городу не справится. Когда муж и старший сын Дима заняты, на работу отводят младшие, Коля и Миша.

    Сейчас на работе вместе со своим партнером Татьяной Клименко Оля проводит собеседования преподавателей. После учебы на курсах предпринимателей в РИПК Минтруда и социальной защиты у них появилась идея — создать обучающий центр «Аврора–стар», где будут преподавать по более чем пятидесяти направлениям — языки, развитие памяти, скорочтение, каллиграфия, роспись стекла, камней, маек, программы в сфере красоты и многое другое. Центр будет иметь социальную направленность. Для инвалидов и многодетных семей — скидка 20%. Обучение начнется уже в сентябре, а сейчас идет подбор опытных педагогов, создание сайта и рекламы. Оля говорит, что в ведении бизнеса важна здоровая амбициозность и легкая нота авантюризма: «Я, признаюсь, никогда не тянулась за звездами с неба, за какими–то сверхдоходами. Но всегда четко знала: заработок у нас будет».

    Закончив собеседования, Оля спускается на несколько этажей ниже — здесь у нее свой спа–кабинет, где проводят процедуры обертывания, массаж, пилинг, базовый уход за лицом. Дела идут хорошо. Сама Ольга, некогда окончив курсы массажистов, работает как администратор и массажист. Вечером появляется дома только после 19.00 — 21.00.

    Интересно, как она подписывает деловые бумаги? «Мне просто зачитывают их, и я ставлю подпись. У меня такое ощущение, что непорядочных людей не существует. А еще, наверное, у меня развита интуиция. Если я не уверена в человеке, не стану с ним сближаться».

    КСТАТИ

    Удивительно, но Оля часто говорит: «Я посмотрела, увидела», «мы это рассмотрим». У нее свое видение! Она читает (слушает) огромное количество книг, уверенно пользуется компьютером, другими гаджетами с настроенными голосовыми программами. В быту помощниками становятся «говорящие» термометр и весы.

    Конечно, она невероятный жизнелюб. «Да, я не вижу солнца, но зато слышу пение птиц. В каждом моем дне есть моменты, которые могут порадовать и подарить удовольствие. Я оптимист и в любой ситуации вижу свет».

    mart@sb.by

    Советская Белоруссия № 142 (25024). Среда, 27 июля 2016

    Автор: Алла МАРТИНКЕВИЧСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)