29 Марта, 2024 Пятница

На борисовском полигоне местные жители не боятся собирать ягоды-грибы под пулями над головой и с неразорвавшимися снарядами под ногами

  • 10 августа 2016 Общество Русский 0

    На борисовском полигоне местные жители и приезжие не боятся собирать ягоды-грибы под пулями над головой и с неразорвавшимися снарядами под ногами.

    Народная тропа

    Борисовский полигон, как и любой военный объект, посещать посторонним запрещено законом: в любое время суток, в любой день недели. Об этом черным по ярко-желтому предупреждают таблички, установленные по всему периметру полигона. Но у грибников и ягодников, как местных, так и приезжих, свой закон. Писан он опытным путем и передается из поколения в поколение: на полигон в будни можно только после 15.00, раньше не советуют – там стреляют. Однако разрывающиеся где-то рядом снаряды и автоматные очереди пугают далеко не всех любителей «тихой охоты». Около 11 часов утра в минувшую пятницу, когда военные стрельбы были в самом разгаре, грибники и ягодники подтягивались к лесу знакомыми тропами. Кое-кто в это время, кстати, территорию полигона уже покидал – с полными ведерками ягод.

    DSC08185

     Любители «тихой охоты» пытаются пройти и проехать на полигон даже через дежурный пост

    – Чернику собирала, – смущаясь, рассказывает местная жительница Ирина и просит не записывать ее фамилию и не фотографировать. – Но под пули не лезла – с краю полигона ягоды собирала. Грибов сейчас мало – без дождей сухо. А так бы на полигон уже толпами ходили местные. И не только местные – даже из Минска к нам приезжают. Здесь столько грибов, вы себе не представляете! На каждой полянке по 10 человек иногда можно увидеть, но все они уйдут домой с полными ведрами грибов, даже не сомневайтесь. Мы вдвоем с мужем в начале августа за два часа собрали два 12-литровых ведра боровиков. И все как один – красивые, большие, по 10 сантиметров, не меньше.

    – А как вам удается попасть на полигон? Это же военный объект.

    – Как попасть? – удивилась вопросу Валентина, собиравшая чернику в компании с Ириной. – Мы тут 25 лет живем, все тропы помним. Знаем, где стреляют. Там все закрыто – солдатик стоит, он не пропустит. Мы идем в обход. Эти все тропы никогда не закроют, даже если всю белорусскую армию сюда пришлют!

    Не верят в возможность перекрыть путь на полигон грибникам и солдаты, которые дежурят на этом военном объекте. Говорят, полигон огромный, за всем не уследишь. Каждого попавшего в поле зрения грибника, как и положено, просят покинуть территорию. Чаще всего тот кивает головой, даже делает вид, что уходит, но… в результате все равно возвращается на полигон. Часто из-за этого военным приходится прерывать не только стрельбы, но и учения.

    IMG 8566

    – Был случай, когда самолет не смог сбросить учебную бомбу в заданное место из-за грибников, – рассказывает заместитель начальника 227-го общевойскового полигона по идеологической работе Александр Панибратенко. – Пилот доложил, что на обозначенном месте стоят автомобили, в багажники которых мужчины ведрами носят грибы. И это на учениях! А стрельбы каждый день приходится по нескольку раз прерывать из-за того, что прямо по полю с мишенями идут люди с корзинами.

    Под белы рученьки

    Тропы грибников пытались уничтожить не раз. Результат один: местные и приезжие на полигон продолжают ходить почти теми же дорогами.

    – Мы как-то заказали экскаватор, чтобы перекопать тропы, – вспоминает Александр Валерьевич. – Траншеи на их месте получились глубокие, длинные. Что сделали местные? Спилили деревья по бокам траншей и на машинах – на полигон.

    Что еще предпринять, чтобы посторонние прекратили ходить на полигон, военные не знают. В войне с грибниками они действуют законными методами: регулярно оповещают через СМИ о стрельбах и учениях, во время последних выставляют оцепление по периметру всего полигона, а на передовой линии полигона солдаты дежурят без выходных. Но этого, кажется, мало: поток грибников на территорию военного объекта не уменьшается. Причем пройти и даже проехать на полигон они часто пытаются мимо дежурящих на передней линии солдат. Знают: задержать грибников до прибытия милиции военные не могут – не имеют соответствующих полномочий. Все, что разрешено, – попросить покинуть объект и напомнить: находиться здесь небезопасно.

    – На полигоне остались неразорвавшиеся снаряды – как после учений, так и еще со времен Великой Отечественной войны, – объясняет Александр Панибратенко. – Достаточно наступить на снаряд, дотронуться до него, ударить им, чтобы детонатор сработал. Десять лет назад это закончилось трагедией. Две маргинальные личности нашли снаряд и начали его пилить. Рвануло. Один мужчина скончался на месте, второму повезло больше – только задело осколками, остался жив.

    В начале августа на борисовском полигоне случилось ЧП – погиб мужчина. По предварительным данным, он на велосипеде после сбора грибов возвращался домой. Однако велосипед неожиданно сломался. Чтобы починить его, грибник подобрал на поле металлический предмет и стал стучать им по велосипеду. Предмет оказался неразорвавшимся снарядом – в результате произошел взрыв. Мужчине оторвало кисть руки. Также он получил осколочные ранения, от которых скончался на месте.

    Но чужая смерть, похоже, мало кого учит ценить собственную жизнь. В день, когда погиб борисовский грибник, говорит Александр Панибратенко, по полигону неспешно бродили любители «тихой охоты». Рядом с ними были дети. 

    На территории полигона запрещается:

    — сбор металлического лома и особенно невзорвавшихся снарядов, так как при малейшем перемещении такого снаряда он может взорваться 

    — проезд и проход всех граждан

    — выпас скота

    — заготовка дров, сбор валежника и кустарника

    — кошение сена, сбор грибов и ягод

    Автор: Елена КрыловаМінская праўда

Комментарии (0)