28 Апреля, 2024 Воскресенье

Мини-самолет в багажнике, или какая она, Речица, с высоты в 1 200 метров

  • 11 августа 2016 Общество Русский 0

    Для меня, человека, который поднимался в небо лишь один раз на самолете, что параплан, что международная космическая станция – явления одного порядка. И то, и другое кажется чем-то далеким и неосуществимым. А вот для речичанина Александра Белоусова это занятие давно стало привычным. На его счету 16 часов налета на мотопараплане, и это не предел.

    На днях мне удалось встретиться с Александром и расспросить его, каково это парить в небе, словно птица.

    На одной волне с ветром

    Вот уже три года земное притяжение речичанин преодолевает с помощью мотопараплана. Представьте себе «три в одном»: легкомоторный самолет, планер и парашют.

    А началось все 17 лет назад, когда Александр призвался в ряды Вооруженных сил. «Срочную» служил в Витебске в воздушно-десантных войсках. Там-то и «заболел» небом, без всякой надежды на выздоровление. А параплан – это его лекарство.

    – После армии думал серьезно заняться парашютным спортом. Но потом решил, что просто подняться на определенную высоту и спуститься вниз мне уже неинтересно, прошел я этот этап, – признался Александр. – Хотелось полетать над землей, посмотреть на родной город с высоты. Я даже собирался купить небольшой самолётик, но потом узнал все правила содержания и отказался от этой затеи. В 2013 году желание полетать просто зашкаливало, и я решил купить параплан. Изучил предложения в интернете и остановился на мотопараплане, на котором можно летать в любое время года и не зависеть от направления ветра.

    – Мечта сбылась. Полетели в тот же день?

    – Сбылась-то сбылась. Но, прежде чем научился сам летать, испытал массу всевозможных проблем: первые два старта в буквальном смысле пахал носом землю и задумывался над тем, чтобы закончить с полетами. Слава Богу, терпения у меня хватило всё это преодолеть и не разочароваться в своих силах. Поднимался и снова пробовал. На самом деле, надо провести много часов на земле, чтобы только научиться поднимать и держать крыло.

    – От чего зависят дальность и продолжительность полета?

    – От того, насколько хорошо понимаешь погодные условия, сам параплан, рельеф местности и сколько бензина в баке. С полным баком в 10 литров можно летать до четырёх часов при скорости мотопараплана 40 км/ч.

    – Сколько стоит оборудование?

    – Скажу вам сразу: удовольствие не из дешёвых, цена сравнима с покупкой малолитражного автомобиля.

    – Какая у вас экипировка?

    – Самая простая: куртка, шлем, очки, навигатор. Все снаряжение умещается в двух мешках-рюкзаках. Очень практично и удобно. Закинул в машину, выехал в чистое поле, собрал – и можно лететь. Ветер и восходящие от земли потоки и есть главная движущая сила параплана. И еще несколько литров бензина, чтобы запустить мотор, который необходим, чтобы оторваться от земли, а также барражировать при сильном ветре.

    Выше – не значит лучше

    Мотопараплан внешне очень походит на парашют. Купол, стропы, парение в воздухе. Но это, конечно же, не одно и то же. Если парашют по своей форме напоминает огромную медузу, то параплан больше похож на надувной матрас.

    – У параплана есть неоспоримое преимущество, чтобы полететь: не надо подниматься в воздух на самолете или вертолете, – объясняет Саша. – Для взлета достаточно практически любой ровной площадки, на которой можно разбежаться и оттолкнуться от земли. Ну и физическая сила тоже, конечно, нужна, потому что весит мотор порядка 35 кг плюс бак с топливом. Зато полеты с ним возможны при любом направлении ветра, длительность нахождения в воздухе ограничена только объемом топливного бака, время подготовки к полету – 10–15 минут, а перевезти мотор можно в багажнике машины.

    – Какие правила нужно соблюдать, чтобы официально летать в белорусском небе?

    – Каждый раз перед полетом необходимо подать заявку в органы воздушного движения, пограничные войска и Гомельский аэропорт на разрешение полета. Все это делается из дома посредством специальной программы, проблем с этим нет никаких. В воздухе тоже есть свои правила. По ним нельзя летать вблизи аэродромов, мешать самолетам и так далее.

    – В небе ощущаете себя этаким орлом?

    – Интересный вопрос. Временами летишь и не задумываешься, куда, зачем, не просчитываешь ситуацию. Просто полёт и всё. Что-то птичье в тебе просыпается. Сказать, что так бывает всегда, – неправда. На самом деле такие полеты – подарок. Эмоции невероятные! Кажется, что можешь все. Куда захотел, туда и полетел. Но в наших природных условиях летать не очень комфортно. Если есть ветер, уже на высоте 150–250 метров начинается сильная болтанка, которая затрудняет полёт.

    – Идеальная погода для полетов…

    – Штиль… Солнечно, температура градусов 20.

    – Чем выше, тем лучше?

    – Вообще, параплан способен на многое: забраться на высоту 4 000 метров, разогнаться до скорости 65 километров в час. Но все это скорее на грани экстрима. Так высоко я не забираюсь. Когда летаю, мне хочется чувствовать скорость, а для этого большая высота не подходит. Нет, конечно, иногда высоту надо побольше набирать, когда под тобой линии электропередач, например, или река. Бывает, специально набираю высоту и глушу двигатель, чтобы спуститься к месту посадки, полагаясь только на ветер. Это своеобразная игра – приземлиться точно в то место, где припаркована моя машина. А вообще в небе я отдыхаю, а не устанавливаю рекорды. Например, над Речицей я люблю летать на высоте около 1 200 метров. Тогда весь город как на ладони.

    – Какая она, Речица, с высоты птичьего полета?

    – Спокойная. Вообще вид сверху прекрасен. Ровные дороги, разноцветные крыши домов, величественный Днепр. Красотища!!! Каждый раз, пролетая над городом, обязательно делаю снимки для личного альбома.

    – Вам бывает страшно в небе?

    – Не то чтобы страх, но волнение присутствует постоянно. Всё-таки это высота, скорость. Стихия в любом случае – риск. Слава Богу, аварий не случалось. Но в небе четко понимаешь, что природа сильнее человека и спорить с ней бессмысленно. Вообще, удивительно, но стоя на балконе шестого этажа мне страшно смотреть вниз.

    – Вы хотите сказать, что можете летать на высоте 1 200 метров, но не помоете оконную раму на девятом этаже?

    – Однозначно не смог бы. Не знаю, как это объяснить, но это разные чувства. Стоять на подоконнике и смотреть вниз мне страшно, а летать в небе страха нет. Наверное, интерес и здоровый авантюризм задавливают страх.

    – О чем думаете в небе?

    – Там, на высоте, когда остаешься наедине со своими мыслями и закатом, время замедляется. Правда, время меланхолии через три минуты проходит, а стремление «перезагрузиться» остается. Когда оказываешься на земле, в голове – куча мыслей и чувств. И с новыми силами хочется и жить, и трудиться.

    Наперегонки с ветром

    Со стороны дилетанта мотопараплан выглядел как тарахтящая тележка с двигателем, которая крепится за спиной у пилота как обычный рюкзак. В первые минуты промелькнул-таки в голове вопрос: какие же силы могут поднять эту железку в воздух?

    Между тем Александр аккуратно разложил на земле парашют в форме подковы. От помощи в подготовке мягко отказался, тем более что я, проходя мимо, ненароком запнулась о тысячу маленьких ниточек. Здесь явно территория не женская – царит здравый мужской расчет и логика.

    Перед стартом Саша немногословен, молча надел комбинезон, каску, проверил средства связи с землей, сел на землю и накрепко застегнулся на два ремешка мотора. Лично мне хотелось оттянуть и запомнить этот момент предвкушения полета надолго, но прозвучало уверенное «от винта», тележка разогналась по земле, и парашют поднялся в воздух.

    Еще секунда… И вот Александр машет мне на прощание рукой с высоты в несколько десятков метров. Расставаться с увлечением – такого нет даже в его мыслях. Он молод и полон сил. Всю неделю – напряженная работа, а в выходные он с головой окунается в синеву неба, такого далекого и близкого…

    Совет от Александра Белоусова тем, кто постоянно жалуется на жизнь и скучает:

    – Не зацикливайтесь на проблемах. Знайте, что всегда можно найти занятие по душе. Без любимого дела жить неинтересно! Считаю, что у взрослого человека должна быть «игрушка» в виде рыбалки, охоты, путешествий, авто– мототехники, параплана, фотоаппарата и т.д. Конечно, всё зависит от возможностей, но я знаю: если очень сильно захочешь чего-то, то обязательно добьёшься – и всё получится. Главное – верить в себя и собственные силы, не отступать перед трудностями.

    Редакция dneprovec.by благодарит фотографа Андрея Ахремчука и видеооператора Алексея Карчевского за помощь в подготовке материала.

    Автор: Ольга НиконДняпровец
    Теги: 

Комментарии (0)