25 Апреля, 2024 Четверг

Минские эксперты выявляют авто с криминальным прошлым: 4 из 10 проверяемых автомобилей - проблемные

  • 12 августа 2016 Общество Русский 0

    До повышения таможенных платежей в 2011 году в страну потоком шли «серые» автомобили из Европы. Сейчас основная их масса поступает к нам из стран Таможенного союза. Корреспондент «Р» узнала, как эксперты управления Государственного комитета судебных экспертиз по г. Минску выявляют авто с криминальным прошлым.

    Проблемы у владельцев таких авто возникают при снятии и постановке их на учет в ГАИ, иногда во время прохождения техосмотра или пересечения границы. Если автомобиль вызывает подозрения, им занимается милиция. При необходимости назначается трасологическая экспертиза. Главный объект ее исследования — VIN-код автомобиля. Это уникальный 17-значный буквенно-цифровой код, который присваивается автомобилю заводом-изготовителем. В нем зашифрована информация о производителе и основных характеристиках.

    Сегодня проверяем подлинность VIN на BMW X5.

    — Машина битая, — главный эксперт управления криминалистических экспертиз и учетов Александр Климович буквально с первого взгляда выносит вердикт.

    Проведя осмотр автомобиля, окончательно в этом убеждается: элементы электроники не совпадают с годом выпуска внедорожника, некоторые пластиковые элементы не на своих местах.

    — Так на заводах BMW не красят, — специалист показывает на едва различимые невооруженным глазом подтеки и наплывы краски и лака на задней левой двери.

    А что с VIN? Эксперт достает из чемоданчика толщиномер. Этот прибор помогает определить толщину слоя краски на элементе. Оказалось, элемент, на котором нанесен VIN BMW, красили. Слесарно-восстановительные работы могли проводиться ввиду аварийного прошлого.

    — Весной границу с Польшей пересекал новенький BMW с белорусскими номерами. Таможенники посмотрели: по документам все в порядке, да вот беда — за пределы страны не выезжал. Пригнали к нам, — вспоминает случай из практики старший эксперт экспертно-криминалистического отдела по Ленинскому району Октябрьского межрайонного отдела Валерий Борчук. — По документам BMW 2008 года выпуска, а выглядел так, будто только вчера с завода. Смотрю — видоизменен кузов. Оказалось, VIN от битого BMW вывезли за границу и приварили на точно такую же модель. Восстановленный VIN показал: автомобиль месяц числится в угоне.

    В группе риска люксовые марки: BMW, Toyota и Lexus. Хотя и авто бюджетного класса нередко катаются на экспертизу. Разумеется, чем дороже автомобиль, тем качественнее «работает» криминалитет и тем сложнее распознать изменение номера. Весной Валерий Борчук выявил «серый» Porsche Cayenne стоимостью более 30 тысяч долларов. Эксперту приходилось проверять и грузовые машины: в Европейском союзе сельскохозяйственную и строительную технику угоняют на раз, впрочем, как и у восточных соседей.

    Тем временем Александр Климович удаляет лакокрасочное покрытие с VIN специальным растворяющим спреем, замеряет. Однако мало просто взглянуть на номер. А вдруг там наварена пластина или полностью заменена маркировочная панель?

    — Немецкие автомобили очень технологичны. Кузов этого BMW состоит из черных и цветных металлов, поэтому на автомобилях этой марки VIN не вырезают, а затирают или заклеивают, — Александр Климович в месяц выявляет до 3 «нечистых» автомобилей.

    Разные изготовители наносят VIN в разных местах. Чаще в тех, где располагаются крупные элементы, которые сложно заменить: на опору амортизатора, на днище, в багажник. В зависимости от места расположения и способа нанесения VIN существуют разные способы его изменения. Наиболее распространенный — воздействие на сами знаки. Легким движением руки 3 превращается в 8, а 5 в 6. Затем VIN автомобиля шлифуют и поверх набивают новый. Кстати, дабы обезопасить свои автомобили от угона, некоторые заводы-изготовители используют для VIN специальные шрифты с засечками или отклонениями от оси. Их сложнее подделать.

    VIN дублируют в нескольких местах кузова, в том числе в салоне на табличке. Эксперты помнят, как угонщик опростоволосился: все VIN изменил с ювелирной точностью, а наклейку удалить забыл.

    Изобретательности криминальных умельцев остается только позавидовать. В феврале они удивили экспертов Audi А4, сваренной… из двух автомобилей. Через весь кузов шел сварной шов: от бампера через крышу к багажнику. В 2014 году такой автомобиль уже был причиной смертельного ДТП на трассе М-6 под Гродно. Тогда сваренный из двух разных автомобилей BMW Х3 развалился прямо на ходу. Два пассажира, в том числе ребенок, сидевшие на заднем сиденье, погибли.

    Хватает на дорогах двойников, то есть под одним VIN ездят два автомобиля, а иногда и более. Один выпущен заводом-изготовителем, остальные переделаны в подпольном автосервисе. Буквально на днях в Минске выявили два идентичных Range Rover. Еще один минчанин отогнал свой Volkswagen Caravelle в сервисный центр, а ему и говорят, мол, ваша машина уже прошла сервисное обслуживание месяц назад в Германии. А он никогда за границу на этом авто не выезжал…

    После двухчасового осмотра Александр Климович готов обрадовать автовладельца: его BMW X5 чист. Однако так фартит далеко не всем автомобилистам. Можно представить себе масштабы криминального автобизнеса, если 4 из 10 пригоняемых на экспертизу автомобилей оказываются видоизмененными. Недаром его ставят на третье место по прибыльности после торговли людьми и наркотиками. Вот и с одним минчанином весной приключилась история из разряда «не везет так не везет». Он дважды приобрел перебитое авто. Второй внедорожник забирал со словами:

    «Е-мое, опять!» Так как же не нарваться на «серое» авто?

    — Первым делом должна насторожить цена. Если рыночная стоимость автомобиля 70 тысяч долларов, а вам его предлагают за 50, это первый звоночек. Смотрите, чтобы комплектующие не были старше самого автомобиля, а краска разных элементов кузова не отличалась по цвету. Проверьте наличие дублирующих наклеек и табличек в салоне. На перебивку могут указать сварные швы, отличие в шрифтах и «пляшущие» знаки, — Валерий Борчук показывает снимки перебитых VIN.

    Количество постановок и снятия с учета не является гарантией того, что автомобиль с безупречной репутацией. Ввиду высокого качества подделки сотрудник ГАИ может и не заметить, что он «серый». На проблемное авто можно нарваться и в салоне. Этим грешит российский рынок. Покупка транспорта по доверенности, то есть без снятия с учета и перерегистрации, тоже сделка сомнительная.

    Проверить подлинность VIN можно в частном порядке. Если у вас возникли подозрения, то игнорировать их не лучший вариант. Иногда в процессе экспертизы необходимы демонтаж навесного оборудования, вывешивание основных узлов и агрегатов и снятие лакокрасочного покрытия. Зрелище, скажу вам, не для слабонервного автовладельца. После комплексного тестирования автомобиль увозят на эвакуаторе, собирать и красить его приходится в условиях автосервиса.

    Как правило, к покупателю «серого» транспортного средства у милиции претензий нет. Зато есть вопросы к продавцу. При необходимости сведения о предыдущих владельцах запрашивают через Интерпол.

    Судьбу автомобиля решает суд. Поэтому задача эксперта не просто убедиться в подлинности VIN, а установить настоящий, чтобы вернуть угнанные «колеса» законному владельцу. Когда восстановить исходный номер не удается, авто конфискуют в доход государства.

    Автомобилям возрастом от 10 лет и старше, в которых код уничтожен коррозией, могут установить ограничения «без права продажи и выезда за пределы страны» или по желанию владельца присвоить белорусский VIN.

    А как быть обманутому покупателю? Остаться и без денег, и без транспортного средства — не самый завидный удел. Обращайтесь в общество защиты прав потребителей. Поскольку в договоре купли-продажи прописан один VIN, а на авто — другой, то вам фактически продали не тот товар, за который вы заплатили. Указанную в договоре сумму продавец обязан вернуть в полном объеме. 

    gorbatenko_inna@mail.ru

    Автор: Инна ГОРБАТЕНКОРэспубліка

Комментарии (0)