29 Марта, 2024 Пятница

Чтобы дети не ушли из реальности

  • 07 сентября 2016 Общество Русский 0

    «Мой сын буквально живет за компьютером, приходится вытаскивать его из-за стола чуть ли не силой»… «Моя дочь постоянно заглядывает в телефон, все время кому-то пишет», — жалуются часто друг другу родители. Практикующий семейный психолог Людмила Близник солидарна со своими коллегами, которые считают: непреодолимое желание продолжить игру или общение в интернете — такая же зависимость, как от алкоголя, наркотиков или азартных игр. Разве что последствия ее не столь тяжелые, и срок привыкания — другой.

    От радости до изоляции

    Любая вредная привычка захватывает человека постепенно. Компьютерная зависимость начинается с безобидного увлечения «новой игрушкой», трудно преодолимого желания включить устройство в ущерб другим занятиям. Возникают душевный подъем, радость в предвкушении онлайн общения или игры. Чувство времени постепенно искажается, человек старается скрыть от близких, что долго сидел в интернете или заигрался так, что просто не мог остановиться.

    Постепенно реальные отношения и контакты отступают на второй план, происходит отчуждение. Нарушается внимание, снижается умственная работоспособность. При продолжительном перерыве в виртуальном общении возникают навязчивые мысли и воспоминания, резко меняется настроение, снижается или пропадает аппетит, а иногда наоборот, человек начинает принимать пищу не отходя от компьютера, теряет чувство реального времени и контакт с друзьями. У школьника или студента снижается успеваемость. Зависимый на поздней стадии представляет собой жалкое зрелище: происходят серьезные нарушения здоровья, разрыв с близкими и семьей, прекращение учебы или работы.

    Около 60 процентов участников специального исследования, проведенного американским психиатром К. Янг,  приобрели зависимость в течение второго полугодия пользования интернетом.

    Все начинается не вдруг

    — Ошибочно считать интернет-зависимость человека как следствие научно-технического прогресса. К сожалению, причины пагубного пристрастия носят психологический характер, закладываются в семье и обостряются часто именно в подростковом возрасте, — напоминает Л. Близник.

    Причин формирования зависимости от интернета очень много. Одной из главных специалист называет ту, которая может показаться удивительной: родители настойчиво и постоянно контролируют своих детей. Отдельная категория – властные мамы или те, которые растят детей без отцов, а также семьи, где роль отца слабая. Среди взрослых распространена такая установка: пусть лучше наше чадо сидит дома, чем ходит к друзьям, которые научат его курить, пить спиртные напитки. Он попадет в плохую компанию, совершит что-то противозаконное. «Ты не можешь быть самостоятельным» — именно это внушают родители ребенку своими действиями, поясняет психолог. И как реакция — ребенок включает электронное устройство уходит в него с головой.

    Людмила Михайловна, которая более 20 лет проработала в средней школе №1 г. Молодечно, в своей практике сталкивается с тем, что порой дети не умеют общаться, знакомиться, заводить разговор. Многие не находят себе применения в окружающем мире и не получают социальной роли в семье или среди сверстников. Зато быстро находят все это в интернет-играх и переписке. По ту сторону экрана они сильные и могущественные, их мнение для кого-то важное, чего нельзя сказать о реальной жизни.

    — Хочу отметить еще одну отрицательную тенденцию. К сожалению, у нас сформировалось поколение инфантильных молодых родителей, которые не хотят брать на себя ответственность, не научились принимать решения своевременно и продуманные, наивно смотрят на жизнь, в психическом развитии и поведении являются детьми. Часто такие мамы и папы ничего лучшего не находят, как усадить за компьютер совсем маленького ребенка, который расплакался или начал капризничать. Малыш успокоился – функция воспитания выполнена. Увы, такую картину можно наблюдать достаточно часто, — отметила специалист.

    Движение, познание, творчество

    «Ты бы, внучек, посидел», — ворчит бабушка, глядя на прыгающего мальчугана. Людмила Близник напоминает взрослым: ребенок должен быть физически активным! В движении человек растет — это факт, доказанный медициной. Мы часто удивляемся и говорим: «Ты так вырос за лето!». Да, именно летом у детей больше всего времени на то, что прежде всего необходимо растущему организму, — движение.

    Взрослым следует также помнить: ребенок не может ничего не делать. Если у него есть время, оно непременно должно быть чем-то заполнено. Сделайте жизнь ребенка разнообразной. Для начала узнайте, что ему интересно. Поддержите этот интерес, примите участие в занятии. Сходите с ним на стадион, отправьтесь на велосипедную прогулку, пусть даже по окрестностям родного города, устройте соревнования на турнике или организуйте подвижные игры. И вообще, обязательно разговаривайте с ребенком и о хорошем, и о плохом, обсуждайте с ним события и его жизни, и своей собственной. Кстати, много полезной информации по организации свободного времени детей и взрослых есть в литературе и в том же самом интернете.

    «Научно-технический прогресс дан нам, чтобы использовать его во благо, а не во вред».

    Откройте ребенку красоту и разнообразие мира. Сходите вместе в музей, парк, отправьтесь в путешествие. Психолог заостряет внимание: важнейшую роль играет личный пример и ваши поступки, слова не имеют силы. Если вы будете говорить о вреде излишнего увлечения компьютером, а сами не можете без этого жить — грош цена вашим словам. Ребенок копирует поступки родителей.

    Людмила Близник советует: подскажите сыну или дочери, чем он может заняться — спорт, рукоделие, танцы, театральные студии, КВН. Не беда, что он вдруг теряет интерес – это особенность детской психики. Ребенок просто будет знать об этом и со временем обязательно определится, что ему интересно больше всего.

    Все замечали: есть дети, которые могут сами организовать игру и занять себя, а есть те, которые слоняются и постоянно ноют, что им скучно. Подсказать детям игру или занятие по силам родителям. А лучше всего, когда взрослые показывают пример активного образа жизни, не ограничивают свои интересы работой и домашними хлопотами.

    «Если личное время и мысли ребенка, да и взрослого, ничем не заполнены, то такой человек находится под прицелом зависимости, в том числе и компьютерной».

    Молодой человек, выросший «в сети», будет все чаще и чаще сталкиваться с реалиями настоящей жизни, а не иллюзорно-виртуального мира. Ему придется решать различные проблемы, нести ответственность за свои поступки, а он окажется совершенно не готовым к этому. У него не будет опыта общения «глаза в глаза», такой человек не научится слушать собеседника и будет чувствовать себя чужим в окружающем мире.

    Взрослый, спроси себя…

    Конечно, психологи не советуют запрещать компьютер полностью. Лучше всего договориться с сыном или дочерью о времени пользования. К сожалению, если компьютер находится в детской или там, где ребенок спит, то это время очень сложно контролировать.

    Людмила Близник предложила простой тест для родителей. Ответьте честно на следующие вопросы.

    Итак, ваш ребенок:

    1. Проводит время за компьютером ежедневно, не пропуская ни дня?

    2. Включая компьютер, утрачивает ощущение времени?

    3. Никогда не встает из-за компьютера, не завершив игру или общение?

    4. Принимает пищу возле монитора компьютера?

    5. Не соглашается с вашим утверждением, что слишком много времени занят компьютером?

    6. Не заканчивает игру, пока не достигнет желаемого уровня?

    7. Очень гордится результатами и достижениями в играх и сообщает о них всем окружающим?

    8. Не делает уроки, не слушает замечания?

    9. Если компьютер сломался, сильно раздражается?

    10. Если вы отсутствуете дома, все свободное время проводит за компьютером?

    Если на 5 вопросов теста вы ответили положительно, то уже вполне можно говорить о риске компьютерной зависимости.

    В окончании беседы Людмила Близник напомнила: если в вашей семье сложилась сложная ситуация, вы теряете контакт со своим ребенком или другим близким из-за его увлечения компьютером или по какой-то другой причине, лучше всего обратиться к психологу. Такой специалист есть в каждой школе, в центре социального обслуживания, есть и частно практикующие. Многие люди стыдятся начинать разговор с незнакомым человеком. А зря, ведь если у нас болит зуб – мы идем к стоматологу. Точно так же и болезни отношений помогает решить специалист.

    Автор: Лилия ЛИПНИЦКАЯ.Маладзечанская газета

Комментарии (0)