29 Марта, 2024 Пятница

Одна во взрослом мире. От 16-летней Алисы отказалась вся семья

  • 16 сентября 2016 Общество Русский 0

    «Дорогая моя мама! Прежде всего я хотела бы знать, как у тебя дела. Ведь с того момента, как я тебя видела, прошло уже очень много времени и очень много событий. Как хороших, так и не очень. Я ходила на бальные танцы, тайком от папы и бабушки играла в баскетбол (у меня сколиоз, и они бы не разрешили) и продолжала рисовать. Но потом что–то пошло не так. Знаю, я далеко не идеальный ребенок, и допускать такое количество ошибок — просто невозможной глупости пример. Но я и подумать не могла, что мои действия приведут к такому развитию событий! Мы с бабушкой стали очень часто ссориться и скандалить. Наверное, на это повлиял мой подростковый период. Хотя бабушка сама учила меня отстаивать свою точку зрения до последнего. Она так говорила: «Доказывай и аргументируй, даже если потом выяснится, что ты не права!» Тогда почему любые мои попытки что–то объяснить воспринимались как пререкания?.. С отцом тоже хороших отношений не было. Хотя ругались мы по мелочам.

     Да, иногда я наступала на одни и те же грабли. Но разве папа и бабушка всегда все делали правильно? Я понимаю, у бабушки не хватало ни сил, ни здоровья. А у папы... Не знаю, что о нем сказать. Большую часть времени он просто лежал в своей комнате и читал. А я боялась подойти заговорить с ним, потому что в ответ могла услышать грубость. Папа очень не любил, когда его отвлекали от лежания на диване. Последние годы он нигде не работал, и мы вчетвером (в квартире живет еще очень больная прабабушка Алисы. — Прим. авт.) жили за бабушкины деньги — небольшую пенсию и очень маленькую зарплату. При этом почти все уходило на какой–то кредит и лекарства для прабабушки.

     Я запуталась сама в себе. Я не могу найти такого человека, который мне бы помог — просто выслушал бы, успокоил и дал дельный совет. Как же не хватает тебя, мамочка...

    Закончилось тем, что меня забрали в приют. Сначала было очень страшно и одиноко. Потом я попыталась общаться с другими ребятами, но в первый же день поссорилась с одной из девочек — Машей. В итоге она оказалась хорошей. Лучше других у Маши получается поддержать меня, когда становится особенно плохо. Я тоже стараюсь помогать ей. И все дети в приюте стараются поддерживать друг друга и жить мирно. Потому что каждый тут не просто так, каждый через многое прошел...

    Не буду скрывать: у меня накопилось слишком много обид. Например, на папу — за то, что в какой–то момент я перестала чувствовать, что нужна ему. На некоторых из друзей, которые в самое трудное время предали и отвернулись от меня. На бабушку у меня обид нет. Она все время старалась мне помочь. И по–своему любила меня. К сожалению, и на тебя, мама, у меня есть некоторые обиды. За то, что ты уже очень давно мне не звонишь, ни разу мне ничего не написала, не поздравляешь с днем рождения... За то, что снова и снова пила. А ведь ты обещала мне больше этого не делать. Надеюсь, этой проблемы сейчас нет и у тебя все хорошо.

    Потихоньку и моя жизнь налаживается. Самое главное — я поступила в Минский торговый колледж. Это очень–очень хорошо! А еще отца скоро лишат родительских прав. И я пойду своим путем. Сама буду ковать свое будущее.

    Надеюсь, что у тебя, мамочка, а также у бабушки и у всех других дорогих мне людей не будет никаких проблем и несчастий.

    С любовью и грустью твоя дочь Алиса».

     

    «Извините... можно я вас обниму?» — хрупкая 16–летняя Алиса вышла проводить меня к порогу приюта Московского района Минска, который стал ее домом еще в апреле. Тогда в ее жизни случился перелом. Очередной. Алиса собиралась попрощаться с гимназией, чтобы поступить в один из минских колледжей. А с Алисой решила попрощаться... ее семья — папа и бабушка. Когда представители комиссии по делам несовершеннолетних появились на пороге их квартиры, чтобы забрать девочку, Олег Сергеевич (имя этого героя по этическим соображениям изменено. — Прим. авт.) нисколько не удивился, не расстроился, не попытался что–то изменить. Только буркнул, что позже подвезет вещи, вспоминает Алиса: «Ну и подвез... со второй попытки. Прошел мимо меня словно чужой. Ни о чем не спросил... Не обнял... А я полдня не отходила от окна, ожидая его!»

    Что такого страшного могла натворить юная особа, чтобы некогда самые близкие люди стали так холодны? Алиса не пытается себя выгораживать:

    — Я несколько раз не ночевала дома. Вообще, я не собиралась так делать. Просто, когда у меня случались неприятности в школе, идти домой было страшно: папа и бабушка никогда не слушали моих объяснений, не верили ни одному моему слову, сразу кричали и били... Поэтому я шла к друзьям, думая, что пересижу пару часов, оттяну момент этого ужаса, а потом пойду сдаваться. Но так и не шла. На следующий день меня находили с милицией, и все было еще хуже.

    Вообще, Олег Алисе — папа не родной. Он женился на уже беременной от другого Дарье и даже вскоре записал родившуюся девочку на себя. Но через несколько месяцев супруги развелись, Олег уехал в Минск, а Дарья осталась с дочкой в Москве. Вскоре лучшей маминой подружкой стала бутылка. Ну не ладилось никак ее женское счастье: очередной кавалер оставил на память «сувенир» в люльке и ушел навсегда. И однажды случился кошмар...

    — Мне было 5 лет. Я проснулась от того, что почувствовала на своей шее что–то острое и холодное. В общем, мама решила меня зарезать. Я закричала и стала отпихивать ее от себя. В какой–то момент мама словно очнулась, бросила нож, расплакалась и стала просить прощения. Передумала меня убивать...

    Но кошмар имел продолжение уже утром.

    — Ариша все время плакала в кроватке, а мама никак не могла протрезветь. Ее все раздражало. В конце концов она пошла в комнату, и я подумала, что наконец покормит сестричку и та уснет. Но мама слишком быстро вернулась с какой–то страшной ухмылкой на лице и произнесла: «Все! Теперь она больше никогда не будет плакать!» Я побежала к Арише. Сестричка не шевелилась, ее сердечко не билось! Я бросилась в соседнюю комнату, где жил мамин брат, и стала просить его вызвать «скорую»...

    Аришу, которую Алиса никогда больше не видела, врачи спасли. Потом крошка отправилась в дом малютки, оттуда — в семью усыновителей. Дарью посадили в тюрьму. Из московского приюта Алису очень быстро забрал папа Олег.

    Через два года Дарью выпустили на свободу «за хорошее поведение». Но прав на детей у нее уже не было. И едва ли Алиса оказалась бы с мамой под одной крышей, если бы папе вдруг не понадобилось срочно и надолго уехать в Минск. Тогда Дарья Александровна уже жила с новым ухажером Костей. Часто скандалили. Костя сильно ее избивал и однажды чуть не убил. От страха Алиса пряталась на балконе, моля Бога, чтобы он оставил мамочку живой. Наверное, это помогло. Но мама стала пить еще больше...

    Ни разу в жизни Алиса не попыталась обвинить родительницу за попытки убить ее и сестру, за свои ночные кошмары... Девочка уверена: во всем виновата бутылка. Поэтому для себя давно решила: ни алкоголя, ни сигарет в ее жизни не будет.

    — Только не подумайте, что моя мама какая–нибудь там... пропащая. У нее высшее образование и красный диплом. Она очень–очень начитанная, великолепно играет на флейте и просто потрясающе умеет готовить плов... А какая она красивая, когда смеется!

    Через два года Олег вернулся, чтобы забрать дочь в Минск. Дарья Александровна не возражала. Больше Алиса маму не видела. Однажды, правда, разыскала ее через соцсети. Но та стала слишком часто менять аккаунт, и вскоре девочка ее совсем потеряла. О том, что родился брат, Алисе по интернету сообщил дядя.

    Каждый свой день рождения Алиса ждет, что мама вдруг приедет, или позвонит, или хотя бы напишет пару слов. Увы.

    — А знаете, что обиднее всего? Когда я поступила в колледж, то была на седьмом небе от счастья. Только рассказать об этом оказалось некому. Потому что никто и не спрашивал... И никто из родных не видел, в каком платье я была на выпускном.

    Комментарий

    Педагог-психолог ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Московского района г. Минска» Оксана Почесуй считает Алису Мартину впечатлительным и ранимым подростком:

    — Поэтому безразличие со стороны близких не просто страшно, оно может серьезно отразиться на характере, мировоззрении и даже психике. Алисой действительно никто не интересуется. Степень отчуждения настолько велика, что девочка не уверена, откроют ли ей еще когда–нибудь дверь в доме, где она жила...

    Дарья Александровна была лишена родительских прав еще в 2006 году в Москве. Но наши сотрудники все же письменно уведомили ее о том, что дочь попала в приют. Алиса бесконечно надеется, что рано или поздно мама о ней вспомнит. Поэтому по–прежнему священный ее образ все больше идеализирует, стараясь стереть из памяти все нехорошее. И это неудивительно. Ведь всем людям, в том числе подросткам, очень важно надеяться, что они кому–то нужны. Несмотря на их ошибки и проступки.

    Велики ли реальные шансы на мамино внимание? Боюсь, ничтожны. Ведь, насколько нам известно, и третий ребенок Дарьи Александровны уже растет не с ней. О папе, который заботился об Алисе со второго класса, я могла бы рассказать больше, если бы он здесь появлялся... Поначалу, судя по всему, они жили вполне благополучно. В гимназии Алиса училась неплохо, замечаний по поведению не имела, поэтому, когда стало известно об ее исчезновениях из дома, причины этого педагоги стали искать в семье. Что же обнаружилось? Между Алисой и ее домочадцами не только отсутствует взаимопонимание, но и квартира, в которой росла девочка, находится в абсолютно антисанитарном состоянии. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что всех проживающих там котов сосчитать сложно, отсутствует напольное покрытие, а двери в некоторых помещениях заменяют тряпки...

    Папа Алисы сначала заявил судье, что намерен оспорить отцовство. А потом, видимо, выяснив, что это затратно или уже слишком поздно, передумал. На днях суд лишил его родительских прав. На данный момент этот гражданин должен государству за содержание Алисы около 1.000 рублей. Но сведений о его попытках трудоустройства у нас пока нет. Алиса вот–вот покинет приют и будет жить в общежитии колледжа. Но мы по–прежнему будем интересоваться ее судьбой и всячески поддерживать. Дети не должны быть одиноки...

    Автор: Марина ЗУБОВИЧСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)