29 Марта, 2024 Пятница

Волчий след…?

  • 20 сентября 2016 Общество Русский 0

    Об этом хищном загадочном звере все мы слышали еще с детства. Волк в мире сказок – один из наиболее популярных персонажей. Достаточно вспомнить сказку про Серого Волка и Красную Шапочку, которую с удовольствием читают дети во многих странах мира. Немало сложено пословиц и поговорок, в которых волк тоже – главный герой. Именно в таких ипостасях мы и привыкли чаще всего «встречаться» с серым разбойником. Хотя, как вспоминают старожилы, когда-то и в нашей местности хватало волков, особенно в довоенные годы. Много у людей тогда было овец, а лесные разбойники особенно любили полакомиться ими. Разве могли дети, которым нередко поручали пасти скот на своих полосках, отогнать злого волка? Они скорее сами от страху искали убежища где-нибудь на высоких деревьях. Хотя, на людей волки, как правило, не нападали.

    Как-то, по рассказам матери, ее отец морозным зимним днем шел из деревни Зайковщина в Старинцы, а навстречу прямо на него бежала большая волчья стая. Кругом – голое поле. Что делать? Натянул он тулуп на голову, лег на снег, прочитал молитву и стал ждать своей участи. Первым приблизился вожак, поднял ногу, справил свою нужду, затем поочередно это же проделали все остальные волки и побежали дальше своей дорогой. Страху, конечно, пришлось натерпеться. Но главное, что жив остался. В годы послевоенные волков много истребили, и они почти не встречались долгое время в нашей местности. Тем более, что зверь этот – очень осторожный. Хотя, учитывая близость Беловежской пущи, иногда забредали все же и к нам одинокие волки. Помнится, лет пять назад один даже в автодорожном пункте пропуска на границе оказался. Пришлось тогда срочно охотников вызывать, чтобы обезвредить опасного пришельца. А летом этого года волки немало «наследили» на территории нашего района. Сначала они напали на овец в Рудовлянах,  затем в Жиличах, в деревне Лесная. Я попросил прокомментировать ситуацию директора учреждения «Берестовицкая районная организационная структура Республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество охотников и рыболовов» Николая Гордейко и инженера-охотоведа Волковысского лесхоза Анатолия Пронина.

    – Мы арендуем в районе, – говорит Николай Гордейко, – 60 тысяч гектаров охотничьих угодий.  Но у нас нет больших лесных массивов, в основном только перелески. Самые большие по площади массивы – 460 и 480 гектаров. В таких местах волки вывестись не могут. Им нужен большой хороший лес. Такой лес есть в Волковысском лесхозе, которому отдали бывший заказник для организации охотхозяйства. Это всего 7 тысяч гектаров, но из них 3,5 тысячи — цельный кусок леса. Речь идет о лесном массиве, расположенном с левой стороны от автодороги, ведущей из Волковыска к автодорожному пункту пропуска «Берестовица».  Предположительно там и выводятся волки. А живет стая на территории Свислочского и Берестовицкого районов.  Волки – очень сложный для добычи вид. Это очень умные животные, они ведут преимущественно  ночной образ жизни и приспосабливаются к любым условиям обитания. В конце августа – начале сентября они начинают подвывать, но пока их не слышно. Я каждый год добываю по одному волку. Обычно это происходит в феврале-марте. В это время у них начинается гон. И, как правило, затем пара волков бродит, чтобы выбрать себе оптимальное место для выведения волчат. Когда они заходят на территорию нашего района, я их по одному стреляю. Крупного самца застрелил и в феврале этого года. 

    – На все эти случаи нападения на овец я выезжал разбираться сам, – говорит инженер-охотовед Волковысского лесхоза Анатолий Пронин. –  В деревне Жиличи сегодня никто постоянно не живет. Там двое жителей из соседней деревни решили разводить овец. Но вот однажды появились  волки, одну овцу зарезали сразу и забрали с собой, а три овцы покалечили. Мы на протяжении недели ждали их, ночью до 3-4 часов сидели в засаде. Но они так и не появились больше. Потом по подобному сценарию нападение на овец произошло в Лесной. Овцы стояли в вольере, несколько из них волки покалечили, одну забрали с собой. Я объехал всех, у кого есть овцы, всех предупредил об опасности. Предупредил также и на ферме в Клепачах, где держат телят. Там дополнительно загороду еще сеткой укрепили. После этого волки перешли в Свислочский район. Пошли слухи, что орудует волчья стая из 8-10 особей. На самом деле их было всего два. Это, по моим предположениям, волки, которые не участвуют в размножении. В стае из  4-5 волков обычно размножаются только доминирующие самец и самка. А остальные, молодняк 2-3 лет, не размножается. У нас ходят два волка и третий одиночка. У них есть определенный маршрут,  определенная площадь обитания. Они регулярно обходят по кругу свою территорию, не пускают туда чужаков и сами на ней охотятся. В то время как доминирующие самец и самка размножаются на определенной территории, поблизости могут быть прошлогодние волки, а также этого года выводок. Прошлогодние обычно держатся в том районе, где их вывели родители, а более ранние уходят.

    Почему вдруг волки стали нападать на домашних животных? На этот вопрос специалисты в охотничьем деле дают однозначный ответ.  Раньше в любых угодьях было очень много кабана, который и был основным продуктом питания для волков. А когда кабанов почти не стало из-за массового отстрела, чтобы не допустить распространения африканской чумы, волки лишились своей основной кормовой базы. Вот и стали они находить новые источники питания. Тем более, что летом нужно кормить выводок. Мелких животных они целиком приносят волчатам. А крупное животное волк убивает, поедает, потом приходит к логову и отрыгивает мясо волчатам. В сентябре они уже начинают сами выходить на охоту. Охотиться их учат взрослые волки. В этот период, если попадается на их пути стадо овец, то зарезать волки могут уже не одну-две овцы, как раньше, а гораздо больше, чтобы показать волчатам на практике, как нужно охотиться.

    И, конечно, меня очень интересовал вопрос, насколько опасен волк для человека. На что однозначно мои собеседники ответили, что бояться волков вовсе не стоит. Волк может напасть только в безвыходной ситуации, если его загнали в угол и ему некуда деться. Второй случай, если он ранен и к нему подходит человек. А так он всячески старается, чтобы его не было видно. У любого дикого животного есть инстинкт самосохранения. При встрече с человеком оно старается убежать. Кроме бешеных, конечно. Но, как отметил Николай Гордейко, на протяжении двух последних лет ни одного случая бешенства среди диких животных в районе не выявлено. Этому способствовали во многом меры материального стимулирования охотников по добыче лисиц и енотовидных собак – основных разносчиков этого опасного заболевания. Кстати, что касается охоты на волков, то здесь охотникам «руки развязаны» полностью. В соответствии с правилами ведения охоты и охотничьего хозяйства при любом законном нахождении в угодьях охотник имеет право стрелять волка, а также лисицу и енотовидную собаку. Иными словами, если у охотника взята путевка на добычу, например, зайца, а ему подвернулось одно из перечисленных животных, он может в него стрелять.  Плюс к этому,  разрешается добывать молодняк с логова, охотиться безружейным способом, т.е. капканы можно ставить, даже разрешается охота с подъезда, хотя во всех остальных случаях она, как правило, запрещена.

    Пока материал готовился к печати…

    Появились новые интересные обстоятельства в этом «волчьем деле». В конце прошлой недели Анатолий Пронин получил информацию, что на дороге между деревнями Грицевичи и Красное грузовой автомобиль, подвозивший на поле семена, сбил волка. В это время инженер-охотовед как раз оказался недалеко от того места. После осмотра хотел уже было уезжать, но потом все-таки вернулся обратно. Что-то не волчье было в облике этого зверя. Присмотревшись повнимательнее, Анатолий Васильевич пришел к выводу, что это шакал. Ему приходилось раньше видеть этих животных в России на границе с Казахстаном и Монголией. Он сфотографировал животное и позвонил в Национальную академию наук Беларуси. Там подтвердили по фотографии, что это шакал и попросили сохранить голову в замороженном состоянии.  Оказывается, уже пару месяцев назад в Свислочском районе добыли такое животное и тоже обращались в академию наук. 

    – Выходит, еще один интродуцированный вид животных появился у нас, – заключает Анатолий Васильевич. – В свое время это были енотовидные собаки, которых завезли с Дальнего Востока, а теперь еще и шакалы появились. Скорее всего, они то и нападали на овец в Жиличах. Вот почему не слышно было волчьего воя по ночам. Шакалы – очень пластичный вид животных, они могут жить возле самой деревни и не попадаться людям на глаза. К тому же они всеядные, могут питаться не только мясом, но и фруктами, овощами, подбирать все, что попало.   Видимо, целый выводок шакалов появился в районе деревни Красное. По крайней мере, местные люди видели не раз четыре молодых зверя и одного взрослого. По окрасу издали они похожи на волков, а по размеру меньше их. На сегодняшний день молодые волки уже с хорошую овчарку, а эти всего с дворняжку. Ученых, конечно, заинтересовал этот факт, они намерены приехать, исследовать место обитания пришельцев. 

    Хотя, как заметил Анатолий Пронин, если допустить их дальнейшее размножение, то возникнет целая проблема в будущем. Достаточно, что у нас уже есть еноты, лисицы и волки. Пока они не числятся у нас как охотничий вид. Хотя известно, что раньше появление шакалов было зафиксировано в Брестской и Витебской областях, в соседних регионах Латвии и Литвы. Власти Литвы срочно внесли этого зверя в список разрешенных к добыче животных, чтобы можно было начать отстрел, опасаясь, что эти родственники волка, которые сильнее и умнее лисиц, могут легко обжить новые территории.

    Уже больше года назад газета «Советская Белоруссия» опубликовала статью под названием «К Беларуси приближаются шакалы и канадские бобры», в которой руководитель Межведомственного центра по изучению инвазивных видов, член-корреспондент НАН Беларуси Виталий Семенченко констатирует, что «сейчас происходит естественное расширение ареала обитания шакала, но пока его численность низкая. Внешне он очень похож на бродячую собаку, и может быть опасен для человека, если заболеет бешенством».  А главный научный сотрудник Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам Вадим Сидорович успокаивает:

    – Пока в нашей стране официально шакал не зарегистрирован. Был только один случай, когда охотник где-то на центральном Полесье застрелил похожего зверя. Судя по двум фотографиям, выложенным в интернете, это действительно был шакал. Еще один случай произошел под Брестом. Но, скорее всего, на этот раз за «иноземца» приняли некрупного волка. Знаю, что шакалов уже немало в Эстонии и Латвии, они могут перемещаться вдоль Балтийского моря. Это новое явление, которое только начали изучать ученые, поэтому точных данных пока нет. Что касается бешенства, у лис и енотовидных собак оно встречается намного чаще, чем у шакалов и волков.И все же, сказать однозначно, что во всех случаях нападения на овец были задействованы шакалы, едва ли возможно. Одно только определенно можно констатировать, что любое нарушение в обычном природном балансе приводит к изменениям, порой не предсказуемым.  Фото автора.

    На снимке: экскурсионные вольеры в Музее природы Беловежской пущи

    Автор: Сергей ХилютаБераставіцкая газета
    Теги: 

Комментарии (0)