19 Апреля, 2024 Пятница

Можно ли одеться в наших магазинах модно и сколько это будет стоить?

  • 27 сентября 2016 Общество Русский 0

    Каждый из нас, где бы ни жил и кем бы ни работал, ежедневно выступает в роли покупателя. Мы расплачиваемся за продукты к ужину, выбираем обновки, меняем старую бытовую технику на новую, покупаем автомобили, ездим отдыхать в заморские страны и в белорусские здравницы, посещаем салоны, парикмахерские, СТО… Эти потребительские темы найдут отображение в рубрике «Разложить по полочкам», где журналисты будут разбираться в нюансах торговли, тонкостях ценообразования, качестве и ассортименте товаров и услуг. Мы поможем читателю не только сделать правильный выбор, но и попытаемся сэкономить семейный бюджет. Следите за номерами газеты!

    Я такой фасон не ношу

    Жителей приграничья часто ругают за измену отечественным производителям. Своего товара девать некуда. И качество хорошее, и модели сейчас шьют современные, и скидки разные стали делать. А вы, мол, честно заработанные оставляете в польском или литовском бюджетах. Справедливы ли эти претензии? Может ли требовательная к своему имиджу жительница районного центра обновить свой гардероб, не выезжая в Гродно, Вильнюс или Белосток? Корреспондент «Р» решила «примерить» вопрос на себя и отправилась в райцентр Берестовица.

    Большая Берестовица выбрана для шопинга не случайно. Симпатичный и уютный райцентр расположен в 60 километрах от Гродно и всего в 15 — от белорусско-польской границы. Даже интересно пройтись по магазинчикам, торговым павильонам и местному рынку. Попробуем одеться скромно, но со вкусом. Автобус останавливается возле вещевого рынка. Как оказалось, единственного на весь населенный пункт и его окрестности. Небольшая территория, огороженная белым забором. Внутри — несколько палаток с пестрым товаром. Фланелевые цветастые халаты, резиновые сапоги и тапочки, мужские джемперы и женские жакеты, явно рассчитанные на людей немолодых и непритязательных. Пальто, курток и ботинок почему-то нет. Продавцы под стать товару — несколько дам пенсионного возраста.

    — Могу я купить у вас что-то на осень? — задаю явно провокационный вопрос.

    — На вас вряд ли что-то подберем, — критически разглядывают меня местные предпринимательницы. — Надо было вчера приезжать, по средам у нас торгуют частники из Волковыска. А у нас только мелочевка. Покупаем на гродненских рынках уже с наценкой. Белорусский товар есть: кофточки, блузы, белье. Ходим торговать, чтобы дома не сидеть. 100—200 рублей к пенсии прибавим — большая удача.

    — Неужели так всегда было?

    — Что вы, в начале 2000-х годов за торговые места дрались. А сейчас остались только те, кому совсем деваться некуда.

    По дороге к центру беседую с местными жителями. Елена Затовка за 21 год никуда не уезжала из родного местечка. Разве что за впечатлениями и покупками. За нарядами вместе с подружкой она едет в Гродно. Там есть рынки, где всегда можно найти что-то интересное и модное. Поговорив с прохожими, удалось выяснить, что в Берестовице всего два магазина с товарами легкой промышленности. Это небольшой частный торговый павильон «Фэмили маркет» и магазин «Стиль» районного потребительского общества. Вот где местные модницы могут выбрать пальто, ботиночки, шляпку и другие аксессуары. Бегом туда.

    Местный универмаг, а именно в таком качестве работает магазин «Стиль», внешне напоминает небольшой сельмаг из глубинки. Убери вывеску с говорящим названием — ни за что не догадаешься, что здесь можно современно и стильно одеться. Сейчас проверим. Старший продавец магазина Ирина Дашкевич встретила настороженно.

    — Надеюсь, у вас есть что предложить мне для обновления осеннего гардероба? — интересуюсь товаром.

    — Размер 42? У нас есть несколько моделей пальто: «Купалiнка», «Элема», «БелКредо».

    Темно-синее стеганое пальтишко оказалось длинновато и сидело мешком. А в черном плаще с белой каемкой модель, в качестве которой пришлось выступить мне, выглядела, мягко скажем, не очень стильно. Предложенный бело-красный шарф не исправил положения. Головного убора к моему наряду в магазине и вовсе не нашлось. Короткая зеленая болоньевая курточка пришлась не по вкусу. Собственно, на этом предложения закончились. В обувном отделе также ждало разочарование. Ботинки, сапожки и туфли — белорусские. Обувь, несомненно, качественная и недорогая. Но вот с модельным рядом беда. Дамы бальзаковского возраста и выше могут здесь найти добротную пару на низком ходу или устойчивом квадратном каблуке. Но 18-летняя кокетка даже и не взглянет на такой товар. Вот и молоденькая местная жительница Инна Сазон покрутила в руках осенние сапожки, но примерять не стала.

    — Что присматриваете? — любопытствую.

    — Хотела к осени новые сапоги, но, похоже, придется ехать в Гродно или Белосток, — отвечает девушка. — Цены вроде бы приемлемые, но выбора нет.

    Продавец Ирина Дашкевич, как будто оправдываясь, рассказывает о трудном положении, в котором нынче оказалась торговля:

    — Мы очень стараемся. К концу месяца даем 15—20 % скидки на товар. Предлагаем рассрочку на три месяца. Постоянно проводим акции. Например, если покупаешь трусов и носков на 20 рублей, то также получаешь скидку.

    Предложение, конечно, заманчивое. Но к осени надо бы утеплиться. Может быть, частный павильон порадует изобилием? И вновь разочарование. Пальто, курточек и плащей в наличии не оказалось. Небольшой уголок с женской одеждой. Размеры от 46-го и выше. В основном цветастые платья, клетчатые юбки и безразмерные кофточки. В обувном отделе резкий запах «китайского» производителя. Низкие цены и сомнительное качество. Бегом оттуда.

    Итог шопинга оказался нулевым. Ничего из предложенного товара не годится для поддержания стильного образа. Деловой стиль? Нет. Ультрамодный? Снова нет. Молодежный? Опять мимо. Вердикт таков: в небольшом районном центре Берестовица может одеться женщина среднего возраста без каких-либо претензий и оглядки на моду. Остальные ежемесячно оставляют часть зарплаты в польских торговых центрах.

    Заместитель председателя правления по торговле и общественному питанию Гродненского облпотребобщества Андрей Гаук видит и понимает эти проблемы, как никто другой:

    — В Гродненской области 17 универсамов, специализирующихся на продаже продукции легкой промышленности. Все они, если можно так выразиться, лежат на лопатках. В одном только берестовицком «Стиле» 150 тысяч рублей остатка. Оборачиваемость по обуви — 225 дней, верхней одежды — 150—200 дней. Товар залеживается, и в конечно итоге его приходится продавать по себестоимости. Весь ассортимент закупается на оптовой базе «Торгодежда». Там представлены все наши отечественные производители. Очень удобно, не надо ездить по заводам-изготовителям. Однако изделия нашей легкой промышленности не пользуются спросом у населения. В соседних странах эти же товары можно купить дешевле при гораздо большем выборе.

    Чтобы наши белорусские денежки, переведенные в валюту, не оседали в польских магазинах, сделано немало. С апреля вступил в силу документ, ограничивающий количество покупок за границей. Едешь чаще раза в квартал — товары дороже 300 евро либо весом более 20 кг уже не рассматриваются как товары для личного пользования и облагаются пошлиной. Возможно, кто-то подумает: «Заплачу пошлину плюс деньги на дорогу. Так проще дома все купить». Но пока вереницы машин на границе уменьшились незначительно. Шопинг-туризм последние полгода действительно немного поутих. Ключевое слово — немного.

    Сотрудники Подлясской таможенной службы отмечают некоторое снижение регистраций документов Tax Free. В первом полугодии нынешнего года их было более 764 тысяч, за этот же промежуток прошлого — более 858 тысяч. Вывезено товаров на общую сумму 576 миллионов злотых (в 2015-м — на 727 миллионов злотых). До сих пор наибольшим спросом пользуется бытовая и аудиовидеотехника, косметика, товары для огорода, продукты, строительные материалы, бытовая химия, электроприборы и одежда.

    В общем-то на заданный в самом начале вопрос есть ответ. Гродненские модницы по-прежнему одеваются в польских торговых центрах. Там представлены практически все мировые бренды, часто устраиваются распродажи. Бутики радуют белорусских покупательниц радушным приемом, скидками и бонусами. Дома, без сомнения, хорошо. Но на шопинг лучше ухать подальше от родного райцентра. 

    Татьяна КОНДРАТЬЕВА

    Сарафаны без «радио» не продаются

     Что вам известно о белорусских дизайнерах? Знаете ли вы, что купить «авторское» осеннее или зимнее пальто у них иногда можно чуть ли не вдвое дешевле, чем в фирменной сети знаменитой торговой марки? Почему их продукцию почти невозможно найти в обычных магазинах, когда появляются новые коллекции, а когда бывают скидки, и чем может обернуться сотрудничество предприятий легпрома с дизайнерами и художниками со стороны — обо всем этом нам рассказала fashion-консультант Майя Старовойтова.

    Стоит признать, у жителя мегаполиса вариантов, где обновить гардероб к сезону, масса: широкий ассортимент предлагают наши производители, в наличии — импортный массмаркет и бутики дорогих брендов, рынки с сертифицированной (а иногда и нет) продукцией из Китая и Турции, секонд-хенды, интернет-магазины — в общем, варианты на любой вкус и кошелек. И где-то над всеми этими сегментами находится продукция белорусских дизайнеров: модная, иногда необычная, доступная, а порой не для рядового кошелька по цене. Так кто же все эти люди, которые шьют стильные пальто и юбки, и где все это можно купить? Майя Старовойтова улыбается: найти дизайнерские вещи для простого покупателя все равно что пройти сложный квест. Придется изучить информацию в интернете, потом следить за расписанием модных маркетов (в Минске их два и каждый проводится с периодичностью один-два раза в сезон), можно найти дизайнеров в соцсетях и договориться о покупке или пошиве понравившейся модели или заглянуть в «МагазинЪ VII/XI» — практически единственное место, где ежедневно можно купить дизайнерские наряды. Всего, по оценке консультанта, начинающих дизайнеров у нас более 60. Некоторые из них выпускают коллекции от сезона к сезону, другие работают хаотично, потому что просто не знают, где и как реализовывать продукцию.

    — То, что дизайнерская одежда обязательно дорогая, — стереотип, — развенчивает миф Майя Старовойтова. — Можно купить платье и за 80 рублей, и за 200. Но ведь точно такие же цены вы найдете и в массмаркете, и среди продукции отечественного легрома. Здесь нужно понимать вот что: себестоимость моделей, которые предлагают фабрики, гораздо ниже. Дизайнерская одежда может стоить дороже, потому что отшивать коллекцию приходится у сторонних швей. Заказать пошив у предприятия легпрома сложно: они с небольшими объемами не работают. Китай — тоже не вариант: сегодня там зарплата швеи — 500—700 евро.

    Небольшие объемы — это, кстати, и ответ на вопрос, почему практически невозможно найти платья и костюмы молодых дизайнеров в магазинах. Ретейлу просто невыгодно брать узкую линейку: для того чтобы занять место на полках, нужно представить широкий ассортиментный ряд всех размеров. Дизайнеры же, как правило, выпускают довольно узкие коллекции — опять же в силу ограниченности своих ресурсов. Кроме того, констатирует Майя Старовойтова, товароведы многих магазинов не хотят пробовать что-то новое и боятся по-хорошему рисковать, а возьми они на реализацию одежду дизайнеров — кто знает, чем бы это закончилось.

    Ориентация на женскую моду — еще одна отличительная особенность и легпрома, и дизайнеров. Среди последних довольно мало тех, кто предлагает стильную одежду для мужчин. Впрочем, такой камень можно бросить и в огород наших производителей. Мой коллега уже полгода не может купить себе хороший светлый костюм. Изучив ассортимент беллегпрома, он сделал вывод: фабрики предпочитают отшивать 50 оттенков серого или синего. Что ему остается? Обратиться к портному или заглянуть в модный бутик. Но и первый, и второй вариант будет далеко не бюджетным. Слабое изучение спроса, убеждена Майя Старовойтова, это та проблема, которая пока никуда не делась. И сталкиваются с ней абсолютно все, кто производит одежду.

    Когда ждать новинок и скидок? Обычно дизайнеры выпускают две сезонные коллекции (весна/лето и осень/зима), к которым в промежутках может добавляться несколько «капсульных» коллекций. Скидки на нераспроданный ассортимент совпадают с привычным ретейлом: в июле—сентябре опускается стоимость на летние сарафаны и юбки, в феврале—марте по выгодным ценам можно купить зимние пальто.

    Кстати, о ценах. Рассказываю своей собеседнице, как зашла в фирменный магазин известной брестской торговой марки. Ассортимент такой, что глаз просто радуется! Говорю, не кривя душой: стильно, модно, натуральные ткани — загляденье. Правда, ценник немного подпортил впечатление. Более 100 рублей за обычную блузку мне показалось дорого. Про костюмы и платья я молчу — их стоимость держится на уровне 100 долларов и выше. Майя Старовойтова соглашается со мной: такие цены не всегда оправданны. Что получается? Рядовой покупатель, мечтающий облачиться в белорусские наряды, столкнется либо с высокой стоимостью, либо с, мягко говоря, не самым стильным ассортиментом. Впрочем, сегодня есть на рынке и приятные исключения: например, один из известных производителей наладил сотрудничество со сторонними художниками и поддерживает молодых и начинающих дизайнеров. От такой коллаборации выигрывают все: производитель получает интересную коллекцию, дизайнер или художник — возможность реализовать творческие задумки с известной фабрикой, покупатель — красивую одежду по доступной цене. Консультант считает: такую схему стоило бы использовать многим производителям.

    Кстати, уже через несколько недель в Минске пройдет двухдневный маркет, на котором традиционно известные и не очень дизайнеры будут ждать своего покупателя. Загляните. Поверьте, там есть на что посмотреть.

    ОПЫТ

    Ольга АЛЕСИНА, маркетолог ООО «Формэль»:

     — С нашими потребителями мы поддерживаем контакт и обратную связь ежедневно: выслушиваем и изучаем все мнения и пожелания. Как итог — всегда стараемся придумывать что-то новое и необычное. Mark Formelle стал первым брендом в Беларуси, который начал выпуск коллекций, подготовленных совместно с известными художниками. Идея эта не нова, ее регулярно воплощают многие западные производители одежды. Но для нашего рынка это был первый опыт. Сначала был проект с художницей Анной Силивончик: результатом сотрудничества стала линия домашней одежды, для выпуска которой использовались картины Анны. Затем был тандем с Никой Сандрос, она уже принимала самое непосредственное участие в разработке коллекции. Помимо рисунков, Ника подготовила эскизы, по которым мы заказывали полотно, присутствовала на всех худсоветах, пока готовилась коллекция «Маляванкі». Результатом мы очень довольны и рассчитываем продолжить совместную работу с художницей. Для мужчин летом была выпущена коллекция, в разработке которой принял участие ФК «Динамо»: модели, детали, цвета обсуждались с футболистами и представителями клуба.

     Поддерживая молодых дизайнеров, компания выступает партнером конкурса «Новые имена» на Белорусской неделе моды. Эскизный тур уже прошел, участников было очень много, из них мы выбрали 16 финалистов, сейчас они работают над созданием линий из нашего полотна. Победитель не только выпустит вместе с нами капсульную коллекцию одежды, но и придет работать в MF. 

    Полина КОНОГА

    Чтоб все так шили!

     

    Универмагов и торговых центров в крупных городах предостаточно. Но всегда ли на их полках и вешалках удается найти трендовые вещи и что вообще популярно в нынешний осенне-зимний сезон? Ответы на эти и другие вопросы мы искали вместе с имидж-стилистом Оксаной Привесок.

    С Оксаной и нашей моделью Ольгой Кордель встречаемся в воскресенье в Торговом доме «На Немиге». Имидж-стилист сперва рассказывает, на что следует обращать внимание при выборе вещей:

    — В моде сейчас индивидуальность. Вопрос в том, насколько мы смелы, чтобы самовыразиться и из многообразия трендов выбрать что-то свое. Не лишним будет понять, каков ваш цветотип, чтобы не перебирать все вешалки подряд, гадая «подойдет — не подойдет». Информацию эту можно найти в интернете, или можно обратиться за разовой консультацией к стилисту — услуга доступная по цене. У нашей Ольги темный колорит внешности невысокой контрастности. Это значит, в яркие и контрастные сочетания уходить не нужно. Надо смотреть густые, популярные нынче цвета: темно-зеленый, причем с оттенками асфальта, бордовый, цвет фуксии, серебристо-серый, темно-синий, черный. Мы будем обращать внимание на холодные оттенки. И еще: у Оли округлая форма лица. Лицо формирует образ, его линии нужно использовать в гардеробе. Силуэт у модели мягкий, изящный. Следовательно, ей нужны струящиеся ткани, от строгости я советую уходить.

    Останавливаем свое внимание на платье-рубашке из вискозы от минского частника, темно-синее в неяркий желто-оранжевый цветочек. «Мелкий цветочный рисунок подчеркивает природный романтический образ героини», — комментирует вариант Оксана. Стоит платье 117,60 рубля. Крой — свободный, что тоже в моде.

    — Я люблю в холодное время года носить такие платья, кардиганы, — одобряет выбор Оля.

    — Дополняем свободный силуэт поясом, — продолжает формировать образ имидж-стилист.

    Из секции женской одежды мы также уходим с еще одним платьем, однотонным, темно-зеленого цвета, «родом» из Варшавы. Стоит 59,51 рубля.

    — Платья и юбки подбирать намного легче, чем брюки, которые кажутся универсальными вариантами. На самом деле надо потратить много времени, чтобы найти то, что сядет идеально. Иначе все нюансы фигуры будут заметны. Оле я бы посоветовала искать не гладкую, лоснящуюся ткань, а трикотаж, — говорит Оксана.

    Она подчеркивает, что в моде сейчас брюки с высокой талией, широкие от бедра. Носить их можно как с туфлями, так и с кроссовками, но без спортивных лейблов на них. Если брюки попались еще и с лампасами, это может заметно вытянуть силуэт, особенно если каблук закрыть штанинами. Не лишним будет трикотажный галстук или тонкий платок, который тоже удлинит силуэт. Строгости образу может добавить светлая блузка со свитером наверх. Многослойность — еще один тренд сезона.

    Поэтому выбираем пальто от «Элемы», без рукавов, стоимостью 189,66 рубля. Оно, по мнению имидж-стилиста, идеально подойдет для разных образов. Попутно отмечаем трендовое черное пальто с вышитой мимозой на подоле, но на нашей героине оно смотрится немного угловато, так что откладываем в сторону. Вообще же популярны в этом сезоне двубортные пальто, в том числе в морском стиле, например темно-синее с блестящими пуговицами, где изображен якорь, а также в стиле милитари. Актуален кейп — трапециевидное пальто без рукавов и приталенные варианты до пола. Всегда в моде тренч. На пике славы в верхней одежде бордовые, орехово-карамельные, темно-зеленые, синие, черные и пастельные тона. Приветствуются бархат, вельвет, мех, вышивка.

    — Я бы советовала Оле и всем женщинам со схожей внешностью отказаться от курток с блеском. Максимум — оставить их для спортивных прогулок. Олину мягкую внешность подчеркнут пальтовые ткани неактивной фактуры, — считает эксперт.

    Тем временем нам осталось выбрать обувь и аксессуары. Что актуально? Начнем с обуви. Остановиться следует на монки (закрытых туфлях на низком ходу), лоферах (туфлях на толстой подошве и низком каблуке), брогах (перфорированных со шнуровкой), оксфордах (со шнуровкой, но без дырочек), челси (ботинки высотой до лодыжки с зауженными носами) на каблуке и без. Все это может быть приподнято на толстую, иногда рельефную подошву. Лак и сочные оттенки приветствуются. Как и фактурный высокий каблук, можно декорированный, множественные ремешки. За счет обуви можно и нужно разнообразить внешний вид, настаивает эксперт. Наш выбор останавливается на темно-синих лакированных ботильонах из Китая за 108,75 рубля, темно-бордовых лакированных украинских ботинках за 133,41 рубля, китайских ботинках в спортивном стиле с фактурой в виде змеиной кожи за 133,10 рубля.

    — А вот на сумках, которые мы будем носить с осени по весну, лучше не экономить. Дешевый кожзам быстро потеряет внешний вид, — поясняет Оксана выбор небюджетных предложений от «Маттиоли». Темно-синяя стоит 203,31 рубля, объемная темно-зеленая — 203,45, ярко-зеленая — 240,90. — Сумка не должна заканчиваться ремнем в том месте, которое вы находите у себя проблемным. Например, если у дамы широкие бедра, поднимите ридикюль до талии.

    Напоследок выбираем спортивный костюм черного цвета за 52,69 рубля.

    Теперь — время составлять образы.

    — Варианты с платьями высокие девушки могут дополнить носочками оттенка обуви или немного светлее. Если ноги просят внимания, можно выбрать колготки с рисунком, выразительных цветов. В варианте с платьем-рубашкой в цветочек на ногах плотные матовые легинсы и ботильоны на высоком устойчивом каблуке оттенка синего — нескучно и практично. К образу с темно-зеленым платьем я бы добавила заметные серьги. Сумочка в тон — от наших дизайнеров, стоит 60 долларов, кожаный браслет — 20. Ремни я покупала семь лет назад за границей за 100 долларов, они качественные и универсальные — тот случай, когда на мелочах экономить не стоит. Спортивный образ подойдет для активного выходного дня. Этот рюкзак я купила в свое время в Литве, уже не помню, сколько он стоил. Его прихватила с собой потому, что похожий купили буквально на моих глазах. Добавим на лацкан пальто опять же недешевую дизайнерскую брошь, — комментирует результаты работы Оксана.

    В целом, резюмирует она, в универмагах можно модно одеться, а значит, производители, пусть и не поголовно, но таки шагают в ногу со временем. К слову, завозить осенний гардероб в магазины начинают в конце августа, зимний — с середины октября. Другое дело, что выбор затрудняет большое количество ассортимента, а значит, придется потратить время на поиск подходящего. В торговых центрах, где, как правило, представлены фирменные точки брендов, упор делают на молодежные варианты. Между вешалками больше воздуха. В некоторых магазинах вещи чаще размещены тематически, нежели по размерам, благодаря чему покупателям несложно самостоятельно создать комплект из подходящих друг другу одежды и аксессуаров. А вот существенной разницы в стоимости между вещами с зарубежными лейблами и нашими эксперт не наблюдает. Тут уж кому где нравится ходить. Вот и наша героиня Ольга долгое время одевалась в популярном фирменном магазине в торговом центре возле работы, но после того как его закрыли на ремонт, стала чаще заглядывать в ЦУМ.

    ЦИФРЫ

    По информации концерна «Беллегпром», предприятия швейной отрасли в январе—августе поставили в торговлю 3882 тысячи штук швейных изделий (119% к плану). К осенне-зимнему сезону разработано порядка 900 новых моделей, произведено 1 млн штук швейных изделий. Порадуют покупателей новинками и ведущие производители обуви. Так, СООО «Белвест» приготовило более 60 моделей утепленной мужской и женской демисезонной обуви и более 90 моделей зимней. Холдинг «Марко» выпустит около 70 новинок для мужчин и 213 женских моделей. Ассортимент для детей предусматривает обновление модельного ряда на 291 позицию.

    Индекс цен производителей товаров легкой промышленности в целом по республике за январь—август 2016 года составил 109%, отметили в концерне.

    Мария ДРУК

    Автор: Татьяна КОНДРАТЬЕВА, Полина КОНОГА, ДРУК Мария Рэспубліка

Комментарии (0)