28 Марта, 2024 Четверг

В гости по работе

  • 05 октября 2016 Общество Русский 0

    Максимально изучить Минщину за четыре дня и объять необъятное – примерно с таким настроем высадился накануне в Национальном аэропорту «Минск-2» элитный десант российской журналистики. Цель – разведать опыт развития агропромышленного комплекса центрального региона Беларуси. Корреспонденты «МП» выяснили, чем удивила Минская область российских коллег в первые дни пресс-тура.

    Эта поездка – часть большого проекта Союзного государства Беларуси и России. «Поработать в гостях» – так называют взаимные пресс-туры журналисты двух стран. Для Международного информационного агентства «Россия сегодня» нынешний проект, который предполагает знакомство представителей СМИ с развитием регионов обоих государств, уже не первый.

    647A1372

    – Общеизвестно, что Беларусь даже в рамках стран СНГ сделала хороший качественный рывок в создании сельскохозяйственной продукции. Уже никому, наверное, не надо рассказывать, какие замечательные продукты у вас производят, – отметила шеф-продюсер Международного информационного агентства «Россия сегодня» Элла Таранова. – Но сейчас и в России развивается сельскохозяйственный комплекс. Аграрии стали подниматься с колен, особенно после 2014 года, когда была поставлена задача по замещению, прежде всего, продовольствия – российские регионы пытаются возместить то, что мы не можем ввезти из других стран. Надежда на Беларусь есть, и можно закрыть какие-то прорехи, но важно и самой стране производить эту продукцию. Отсюда и интерес журналистского сообщества именно к сельскому хозяйству. Пока Россия отстает по производству этой продукции.

    ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

    Территория района – порядка 2 500 квадратных километров, 69 000 гектаров занимают пахотные угодья. Здесь 318 населенных пунктов, крупные – Логойск и Плещеницы, благодаря холмистому рельефу есть два горнолыжных курорта. А еще – 17 сельхозпредприятий, свинокомплекс, птицефабрика. В регионе развивается мясное овцеводство, есть даже дойное стадо в 350 лошадей компании БелКумысПром… Заочная экскурсия по Логойщине началась прямо в автобусе, когда на границе своего района (в 25 километрах от столицы) к журналистам присоединился председатель райисполкома – Виктор Коледа.

    «Один из самых молодых и перспективных руководителей не только на Минщине, но и в республике», – так о нем позже скажет губернатор. А в дороге узнаем и про прошлогоднюю победу Логойского района по приросту ВВП в областном соревновании, и про награду в 150 млрд рублей (без учета деноминации), и на что эти деньги потрачены.

    – У нас очень много интересных сельскохозяйственных предприятий. Выбирать самые лучшие, чтобы показать российским журналистам, было непросто, – признался Виктор Михайлович. – Если где-то руководители не хотели работать по-новому – ставили молодых и энергичных из руководящего резерва кадров области. Только весной прошлого года заменили четверых председателей СПК! В следующем году в районе планируем увеличить дойное стадо как минимум на 3 000 коров.

    Трудно представить, но всего несколько лет назад на месте современного сельскохозяйственного комплекса ОАО  «Косино» КФК «Цнянские экопродукты» (первая остановка на маршруте пресс-тура) было чистое поле. Сейчас здесь налажено производство по последнему слову техники. «Все, что зеленое – белорусское, красное – немецкое, серебристое – итальянское», – знакомит с цветовой дифференциацией сборной оборудования цехов и автопарк директор ОАО «Косино» Иван Магер.

    Основная специализация предприятия – выращивание, доработка и хранение картофеля по передовым технологиям. Развивают также мясо-молочное направление, занимаются растение­водством, давят рапсовое масло, производят комбикорм. Идут путем полного цикла производства: от кормов до готового продукта. Кстати, местные аграрии своего рода первопроходцы. Они первыми в стране стали мыть свою продукцию и фасовать ее в пакеты.

    – Удобнее для покупателя и не придумаешь, – сразу же отметили журналисты. – Тем более что можно не заморачиваться даже с подбором овощей: есть специальные миксы для борща или той же «селедки под шубой» – все в одном пакете. В московских магазинах такого не найти.

    Цех вакуумной упаковки овощей здесь один из самых мощных в республике. 

    IMG 2143

    Очищает и фасует до двух тонн продукта в час. И при таких объемах оборудование не простаивает: плотные прямоугольники с луком, морковью, свеклой, картофелем ждут не только местные, но и зарубежные покупатели.

    Современную базу – от идеи до реализации – создавали сами сотрудники хозяйства. «Такого картофелехранилища в России вы точно не увидите!» – говорят в «Косино». На самом деле это не новое, а хорошо забытое старое: технологию подсмотрели в спецлитературе за 1976 год. Круглое сооружение на 12 000 тонн картофеля выглядит как ангар для летающих инопланетных «тарелок», а зеленая подсветка лишь усиливает впечатление.

    – Чтобы не зеленела, не прорастала (это самый благоприятный спектр для хранения картофеля), – возвращает в реальность директор «Косинских экопродуктов» Глеб Сухарев. – Под полом – расстояние около метра. Там стоят большие вентиляторы, которые через щели гонят воздух сквозь вал продукции. Создается такая струя, что потушит огонек зажигалки, – ветер проходит нормально. Картофель мы сначала просушиваем, а потом на 21 день он уходит на «лечебный» период при постоянной температуре. После этого идет хранение с ежесуточным снижением температуры – не более чем на градус. Если больше – будет собираться конденсат. В этом году последнюю картошку мы отдали на Москву в июне.

    Сегодня на предприятии работает около 170 человек. После объединения двух убыточных хозяйств и начала жизни по новым правилам производительность труда здесь выросла почти на 180%. Рентабельность производства – 27%. Средняя зарплата (чтобы было понятно гостям из России, Иван Магер перевел ее в валюту) – 450 долларов, а в августе получились все 500.

    necaenko

    – Чудесная организация труда, мотивация работников. Ошибка российских, отчасти белорусских, да и вообще постсоветских бизнесменов в том, что они жалеют платить людям зарплату. Думают о себе – яхты, недвижимость на Западе, – рассуждает обозреватель Федеральной государственной радиостанции «Радио России» Дмитрий Нечаенко. – А тут совершенно правильно понимают: если платить людям нормальные деньги, никто не будет думать о том, как уехать в Польшу на заработки, в Германию или еще куда подальше. Разговаривал с механизатором, его все устраивает. Если зарплата станет расти – даже мысли не возникнет поменять место жительства. Все хотят вырастить детей на своей земле, на своей картошке без пестицидов, на своем молочке. Иногда чиновники, директора говорят заученными банальными фразами, а местный руководитель Иван Магер полностью в теме, да и еще и с юмором. Говорю, что повезу шоковую новость для российских фермеров: вы сказали, что намерены платить работникам 1 000 евро. Подтверждает: «Через год планируем. Приезжайте – проверите». Если так и будет – уйду из профессии, приеду сюда картошку фасовать, – то ли в шутку, то ли всерьез пообещал журналист.

    «Все, что нравится – берите с собой!» – и от такого предложения журналисты, как правило, не отказываются. Робкие напоминания о весе авиабагажа мало кого смутили: «В редакции шутили: привези из Беларуси мешок картошки, а оказалось – серьезно!» – пакеты под маркой «Бульбаленд» многие взяли в качестве сувенира.

    Со временем будет и бассейн

    Следующая остановка – горнолыжный центр «Силичи». В дороге – снова разговор о сельском хозяйстве. Благо сведущего собеседника – Ивана Магера – в тупик вопросами о перспективах и реалиях отрасли не поставишь. А анекдот из прошлой жизни аграриев так и вовсе стал хитом вечера. Правда, для российских коллег одно слово пришлось перевести с белорусского языка.

    «Силичами» россиян вообще удивить трудно: большинство здешних отдыхающих приезжают именно из соседней страны, а видавших виды журналистов – практически невозможно.

    «Нет бассейна? Недоработка. Будем развиваться» – пообещала директор Республиканского горнолыжного центра «Силичи» Людмила Пастернакович. Туристический потенциал Минщины, скорее всего, станет предметом изучения следующего пресс-тура, а в этот день на логойских холмах журналистов ждала встреча с руководителем центрального региона Беларуси Семеном Шапиро.

    О чудесных яблоках и не только

    Не буду скрывать: мы, местные журналисты, даже гордились тем, что доктор экономических наук в вопросах сельского хозяйства может дать фору академикам-теоретикам. И в этом нет ничего удивительного. Председатель Минского облисполкома рассказал, что 20 лет проработал в деревне, и назвал эти годы самыми интересными. Руководил сельхозпредприятием, профильным министерством, а потому от вопроса о чудо-яблоках, которые Беларусь якобы поставила в Россию больше, чем даже теоретически могла бы вырастить, увиливать не стал.

    – Я вам так скажу: все мы когда-то считали себя мичуринцами, выращивали Штрифель, Пепин шафранный и другие распространенные сорта. Сегодня яблоки, которые производят в той же Польше, практически неотличимы от белорусских, – высказал свое мнение Семен Шапиро. – В то же время появляется очень много непорядочных конкурентов, которые под видом белорусской продукции выпускают свою, совершенно иную по качеству. С этим сложно бороться. Думаю, белорусская мясо-молочная продукция хорошо продается в России именно потому, что мы работаем по старым правилам за счет соблюдения еще советских ГОСТов.

    Анекдот от директора ОАО «Косино» Ивана Магера

    IMG 2262

    В сталинские времена пришла в колхоз разнарядка: необходимо отправить делегата на пленум. Долго думали-гадали. Решили, что человек должен быть опытным. Пригласили в правление деда, интересуются:

    – О сельском хозяйстве в трех словах рассказать сможешь?

    – Смогу! 

    – А в двух? – спрашивает руководство, переживая, как бы дед чего лишнего не ляпнул.

    – Смогу и в двух.

    – А одним словом расскажешь? А то еще политику «пришьют».

    – Могу и одним словом, – заверил делегат.

    И вот поднимается он с докладом «Положение дел в сельском хозяйстве» и выдает прямо с трибуны:

    – РАТУЙТЕ!

    Пресс-тур «Развитие агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Опыт Минской области» организован Постоянным комитетом Союзного государства при поддержке Минского областного исполнительного комитета и Национального пресс-центра Республики Беларусь.

     

    В пресс-туре участвуют журналисты крупнейших российских СМИ, среди которых МИА «Россия сегодня», ИД «Коммерсант», радиостанция «Радио России», «Независимая газета», газета «Московский комсомолец», а также представители специализированных изданий – журналов «Агроинвестор», «Аграрий Плюс», «Агротехника и технологии» и др. Всего в пресс-тур по Минщине отправились около 20 журналистов российских и союзных средств массовой информации.

    На рынке много хороших российских товаров, поэтому конкуренция высокая, и надо брать качеством. Вот, например, есть у нас предприятие, выпускает тушенку. Директор показывает две на первый взгляд одинаковых банки. Одна его производства, другая – поддельная. Правда, есть отличие – маленький шовчик на боку. А покупатель купит, попробует и скажет: испортилась белорусская тушенка. «Шалят» с подделками некоторые производители, а доказать это очень сложно. 

    Как привлечь инвестиции в агробизнес, в чем трудности отечественной селекции скота, есть ли планы вернуть болота на некогда осушенные мелиораторами территории – без малого два часа председатель облисполкома обстоятельно отвечал на вопросы российских гостей.

    ДЕНЬ ВТОРОЙ

    СПК «Агрокомбинат Снов»: 1 300 владельцев предприятия, тушенка-подделка и торговые принципы Николая Радомана.

    Банка нон-грата

    Вчера представителей СМИ страны-соседки принимали в одном из лучших агрокомбинатов области, который может похвастаться тем, что уже долгое время поставляет продукцию к столу Главы государства. Знаменитое еще с советских времен хозяйство в Российской Федерации известно прежде всего благодаря колбасам, молочным товарам и, как выясняется во время встречи с российскими журналистами, тушенке. Увидев жестяную банку с этим продуктом в руках председателя СПК Николая Радомана, многие из них вспомнили, что покупали ее не раз. И посетовали: совсем пропала сновская тушенка с прилавков.

    – Есть она в России. Мы просто внешний вид банки кардинально изменили – подделывать нашу тушенку у вас стали. Помогло на месяца три – не больше. Потом и новую стали подделывать. Вот, смотрите, – говорит Николай Радоман и достает из шкафа в своем кабинете две банки тушенки.

    Они – как сестры-близнецы. Но стоит присмотреться повнимательнее, как отличия находятся: на подделке нет значка «Продукт года», медалей «Лучшая продукция года», а ГОСТ на дне не выдавлен, а напечатан. Николай Радоман подмечает и то, что на глаз заметить невозможно: жесть на банке-подделке российская, у оригинала – немецкая пищевая.

    Не попали в сеть

    Хотя на долю российских партнеров приходится основная часть поставок продукции «Снова», уже достигших в этом году суммы в 12 млн долларов, председатель СПК не раз пытался сделать сотрудничество со страной-соседкой еще более финансово выгодным. Например, наладить взаимодействие с крупнейшими торговыми сетями вроде «Ашан».

    – Я лично приезжал к ним обсудить начало поставок нашей продукции. Полчаса изучал договор, где прописаны драконовские, совершенно невыгодные для производителя условия и штрафные санкции за все, даже за непроданный ими продукт «Снова». Понял, что я им еще должен останусь, если начнем сотрудничать! Встал и ушел, – рассказывает результаты попытки расширить сеть сбыта председатель СПК «Агрокомбинат Снов», сенатор Николай Радоман. – И так не только в «Ашане». Были и другие торговые сети. Ситуация с ними похожая.

    – Может стоит тогда приезжать торговать к нам на ярмарки? – интересуются российские журналисты.

    – Это слабые хозяйства пускай едут на ярмарки торговать так далеко – у них каждый покупатель на счету. У нас проблем с рынком сбыта нет, поэтому мелкие поставки не интересны. К тому же участие в ярмарке обходится очень дорого. Могу рассказать насколько. Как-то пригласили меня на такую в Реутов – наш город-побратим. Мол, привозите продукцию «Снова» к нам, пусть покупатели попробуют. Я подумал, что перед тем, как решать, участвовать в ярмарке или нет, сам слетаю в Реутов и уточню все детали. И что? Прилетел, разговор такой вышел: «Витрины предоставите? Нет? Свои везти? А что с электричеством, обеспечите? Не уверены? А машину с продукцией кто ночью охранять будет? Не знаете? Мы сами?». «И зачем нам такая выставка?!» – задает риторический вопрос Николай Радоман. 

    Доля в наследство

    Принципиальная позиция председателя агрокомбината по вопросам торговли вызывает у российских журналистов предположение, что именно Николай Радоман – владелец СПК «Агрокомбинат Снов». Уж больно печется о своем хозяйстве – не как наемный рабочий. На поверку оказывается, что председатель – действительно собственник СПК. Но не единоличный, как предположили представители СМИ, а один из 1 300.

    647A1396

    – Как у одного предприятия может быть 1 300 собственников? – не поверили своим ушам журналисты и попросили Николая Радомана объясниться.

    – Каждый, кто проработал в «Снове» больше 5 лет, получает долю в предприятии. Она зависит и от выслуги лет здесь, и от сложности производства, на котором занят человек. Скажем, полевод по показателю сложности работы получит 1 долю в СПК, строитель – 1,5, доярка – 2,5. У меня, председателя, – 5. В конце года каждому собственнику «Снова» начисляются дивиденды – на них уходит 10% прямой сельхозприбыли предприятия. Это, может, не слишком большие деньги, но и не маленькие. Например, моя мама, которая работала здесь дояркой, получит примерно 300 долларов, – объясняет на примере тонкости экономики предприятия Николай Радоман. – Доли эти не продаются, но передаются по наследству. Правда, только в случае, если наследник тоже работает в «Снове».

    – А много желающих работать у вас? Нет кадрового голода? – поинтересовались журналисты.

    – Какой кадровый голод? Сюда мечтают попасть на работу! А кто уже трудится в «Снове», тот очень дорожит своим местом. Зарплаты у нас по сельским меркам приличные – по 350–380 долларов, – рассказывает председатель СПК. – Кадры подбираю лично. Очень помогает то, что я сам родом из Снова, знаю тут всех с их детства, понимаю, кто на что способен. У нас почти все кадры – здешние. И, надо сказать, золотые кадры! Мы с ними достигли европейских показателей в хозяйстве! Наше предприятие – на пике производства. Почти 9 800 литров молока на корову – это показатель западных стран. По среднесуточному привесу на свинью, на корову – уровень Дании. Расти можем только за счет расширения.

    – А может, расширить профиль производства? Например, мраморную говядину производить? Говорят, выгодно, – решились дать совет российские журналисты.

    – Пока не планируем такого. Думаю, в Беларуси мало желающих найдется купить 150-граммовый стейк за 50 долларов. А именно столько и стоит мраморная говядина. Я, кстати, специально пешком из Канады в Америку границу перешел, чтобы попробовать такой стейк. Тогда я учиться по линии сельского хозяйства поехал в Канаду, – вспоминает Николай Радоман. – Пришел в ресторан, заказал стейк из мраморной говядины

    – 50 долларов за 150 граммов. Попросил хорошо прожарить – не люблю с кровью. Принесли, попробовал – от обычной говядины высшего сорта не отличить.

    К слову, Николай Радоман не исключает возможность, что расшириться СПК сможет за счет… российской земли. Группа компаний «Адепт», включающая в себя крупнейшие предприятия в области сельского хозяйства, мясоперерабатывающей промышленности и розничной торговли в Новгородской области, предложила СПК «Агрокомбинат Снов» обрабатывать несколько тысяч га их земли. К слову, руководителей белорусского агрокомбината и ЗАО «Адепт» связывают давние отношения. Представители группы российских компаний приезжали в Снов, чтобы перенимать опыт ведения хозяйства. 

    Есть мнение

    oleg

    Олег Дзюба, 

    обозреватель журнала «Российская федерация сегодня»:

    – Мы в Минской области второй день, и я понимаю, что у России с Беларусью много общего в развитии сельского хозяйства. Невероятно впечатлила ваша мясная продукция – и качество, и разнообразие. Вообще, я знаю возле Москвы только одно место, где есть мясные деликатесы из Беларуси. Их раскупают там мгновенно. Так же, как и масло, и другие молочные изделия. В качестве белорусской продукции у россиян никогда не было сомнений. Единственное, что после роста курса доллара у нас ваши товары стали для нас дороговаты.

    krasivin

    Юрий Красавин, 

    специальный корреспондент газеты «Новая Новгородская газета»:

    – Я уже бывал в пресс-туре в Беларусь. В тот раз ваш Президент рассказывал нам по большей части о социальной сфере. Этот пресс-тур дает возможность более глубоко изучить сельскохозяйственный вопрос. И для россиян это важно. Ведь наша страна сейчас активно развивает именно сельское хозяйство. Эта сфера наконец начинает у нас подниматься с колен. Наши страны, конечно, в некоторой степени конкурируют в этом вопросе. Но такая конкуренция прекрасная, честная, она выгодна потребителю. Во время пресс-тура мы увидели, что россиянам есть чему поучиться у белорусов в сельском хозяйстве. Вы находите какие-

    то нестандартные решения. Например, меня очень удивило во время посещения одного предприятия то, что там выпускают смесь овощей для борща. Впервые вижу такое! И качество вашей продукции, конечно, выше всяких похвал! Нам дали попробовать молоко из Снова – невероятный вкус. Было бы неплохо в рамках Союзного государства разработать доступную по цене для белорусов логистику готовой продукции из вашей страны в нашу.

    Автор: Алена КОРЕНЕВСКАЯ, Елена КРЫЛОВАМінская праўда

Комментарии (0)