В редакцию обратилась гродненка. Женщина сетовала на то, что в школе, где занимается ее дочка, расписание занятий составлено наобум. Якобы из-за этого дети начали «съезжать» в учебе. Читательница интересовалась, есть ли какие-то нормы.
Лишь бы как
В этом году дочка Анны Леонидовны пошла в шестой класс. Вторая смена. Уроки длятся до начала восьмого. Какая может быть работоспособность по вечерам? Хорошо, если сложные уроки стоят первыми. Однако, по словам родительницы, вся беда в том, что расписание составлено лишь бы как.
– До шестого класса у дочки с математикой не было проблем. А сейчас замечаю, что она с трудом усваивает материал. Посмотрела расписание: математика почти всегда – последним уроком. Ну как, скажите, можно в половине седьмого вечера решать задачи и выполнять контрольные работы? – задается вопросом мама. – Даже учительница отмечает, что успеваемость у детей поползла вниз, но ведь не педагог составляет расписание. А страдают все.
Собеседница оговаривается, что речь идет не о переполненной школе. Просто педагоги явно не хотят утруждать себя лишними хлопотами.
По шкале трудности
И.о. заведующего отделением гигиены детей и подростков Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии Наталья Вербицкая сразу уточняет: расписание уроков не должно составляться наобум. Существует шкала, определяющая трудность уроков в баллах – наивысший, средний и наименьший. При составлении расписания педагоги должны это учитывать. Например, к сложным предметам относятся математика, физика, химия, иностранный и белорусский языки. Каждый из них можно ставить первым или последним уроком, но не чаще раза в неделю. И чередовать с более легкими – литературой, географией, трудом, физкультурой. Кстати, физкультуру нельзя включать в расписание два дня подряд.
Учитывая, что работоспособность детей в течение недели неодинакова, имеются определенные требования и к распределению учебной нагрузки. Дни самой высокой продуктивности – вторник, среда и пятница, обращает внимание Наталья Петровна. На эти дни в расписание обычно включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности. Облегченные дни – понедельник и четверг. Санитарная служба на протяжении учебного года следит за организацией образовательного процесса. Нередко выявляются нарушения в составлении расписания. Учреждения образования грешат тем, что сложные уроки ставят первыми или последними чаще одного раза в неделю, а также не всегда «разбавляют» сложные более легкими. К сожалению, наша читательница не захотела называть школу, в которой занимается ее дочь. В санслужбу обращений от родителей по данному поводу тоже не поступало.
– В начале учебного года школы предоставляют нам свое расписание для проведения санитарно-гигиенической экспертизы. Мы его детально изучаем и даем свою оценку. Скажу честно, с первого раза не всем учреждениям образования удается сдать этот экзамен. Часто отправляем расписание на доработку, – рассказывает Наталья Вербицкая.
Что касается контрольных работ, то здесь тоже есть немало нюансов. В частности, в день может быть только одна контрольная. И та – не на последнем уроке и не по пятницам и понедельникам. Все вышеперечисленные нормы распространяются как на первую, так и на вторую смену. К слову, проведение учебных занятий во вторую смену запрещается в гимназиях, суворовских, кадетских училищах, а также в первых, вторых, пятых, девятых, десятых и одиннадцатых классах обычных школ.
От «А» до «С»
Понятное дело, школам, где дышится легко и свободно, проще вписаться с расписанием в санитарные нормы, а как быть тем, которые переполнены? Самодеятельность не пройдет – нормы для всех едины. Сразу на ум пришла новая школа, что на Ольшанке. Один факт для размышления: в учреждении образования первых и вторых классов по шестнадцать, четвертых и пятых – по одиннадцать, шестых и седьмых – по семь, третьих и вовсе семнадцать (от «А» до «С»). Впечатляет? В старших свободнее. Но тем не менее в администрации школы честно признаются: стоит немало потрудиться, чтобы расписание максимально приблизить к санитарным нормам и правилам. На вопрос, удается ли сложить пазлы, отвечают просто: «Стараемся». Жаль, что стараются не все, судя по обращению нашей читательницы.
В тему:
Научными исследованиями установлено, что пик умственной работо-способности у школьников приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизио-логических затратах организма.
Шкала трудности предметов в баллах для 5-11 классов:
Математика – 12
Иностранный язык – 11
Белорусский, русский язык – 10
Физика, химия, информатика – 9
Биология – 8
История Беларуси, всемирная история – 7
География – 6
Русская, белорусская литература – 5
Труд – 4
Физкультура – 3
Музыка – 2
ИЗО – 1
Комментарии (0)