23 Апреля, 2024 Вторник

На чем чаще всего попадаются в соцсетях белорусы?

  • 13 октября 2016 Общество Русский 0

    Благодаря интернету и соцсетям стало куда проще вывести аферистов и мошенников на чистую воду и предупредить других, чтобы не попадались на уловки. Неудивительно, что все больше появляется всевозможных групп, где пострадавшие от очередного обмана рассказывают в подробностях о своей неудаче, делятся данными о мошенниках и даже публикуют их фотографии. Но по законам жанра и жертв в сети меньше не становится, причем избитые, казалось бы, уловки по–прежнему работают безотказно. На чем же чаще всего попадаются в соцсетях белорусы?

    1. Покупки на свой страх и риск

    Тройку лидеров сетевых ловушек, на которых, словно на банановой кожуре, исправно кто–то поскальзывается, возглавляет банальная покупка товаров. Чаще всего схема простая: якобы посредники магазинов просят оплату вперед, при этом у клиента создается полное впечатление, что товар он получит отменный, да еще и с отличной скидкой. Естественно, никто из попавших в такую паутину не задавался целью узнать, есть ли у посредника офис и по какому адресу его искать в случае чего. Более того, обычно у продавца даже не спрашивают номер телефона, считая достаточной переписку в соцсетях. Итак, покупатель переводит деньги и получает заверения, что товар вот–вот привезут. Ждать придется долго, а точнее, пока не иссякнет терпение и сам не начнешь искать концы своего заказа. Опять–таки через интернет–переписку. А в ответ тишина. Чего удивляться, ведь покупатель уже благополучно занесен в «черный список»...

    В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли уточняют: по закону у нас вовсе запрещена реализация товаров, работ и услуг через сайты, не зарегистрированные в национальном сегменте. Что касается, собственно, и соцсетей, где может быть разве что рекламная страничка магазина со ссылкой на его официальный сайт. Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Ирина Барышникова снова напоминает: прежде чем сделать заказ в интернете, нужно посмотреть, кто продавец, есть ли о нем информация. Не помешает также проверить, зарегистрирован ли магазин в торговом реестре МАРТа. А вот если сделка осуществлена между двумя физическими лицами (например, заказали платье у пользователя, который продает его как не подошедшее), то имейте в виду: закон о защите прав потребителей на эти отношения не распространяется. Тут впору вспомнить об одном из самых громких дел этого года, когда пострадали более 100 участников группы в социальных сетях под названием «Маргаритка Маргаритка». История классическая: настраивались на покупки по очень низким ценам, да просчитались.

    2. Кредит не вставая с дивана

    Немало в социальных сетях и «разводов» с оказанием всевозможных услуг, например, по созданию сайтов. Ситуация повторяется. Внес предоплату за работу — ищи исполнителя как ветра в поле. Но среди самых популярных — выдача быстрых кредитов любому желающему без справок о доходах. Обычно предложение сопровождается заманчивыми лозунгами вроде «Займы на любые цели! 8 из 10 одобрений!». Некоторые и вовсе предлагают сразу же заполнить анкету–заявку на кредит. Правда, не все так просто: клиент опять–таки должен оставить предоплату — небольшой процент от предполагаемого кредита. Результат в большинстве случаев одинаковый: «Обещали выдать кредит, но взяли залог и уже месяц кормят завтраками». В особенно колоритных историях доходит до угроз: мол, чего вообще возникаете, в наших силах сделать так, чтобы никогда и ни один банк не дал вам займа. Но все же самый популярный вариант — баснословный процент, на который опять–таки не обращают поначалу внимания. Сами оцените «супервыгодные» условия: «Не успели вовремя погасить микрозайм — штраф 2% в день».

    Каждое такое предложение в соцсетях — отдельная история. В том числе есть и легальные микрофинансовые организации (сведения о зарегистрированных можно найти на сайте www.nbrb.by/finsector/microfinance/Register). Другие либо работают в тени, либо делают ставку на недобросовестную рекламу. Поэтому, не устают повторять специалисты, в первую очередь нужно внимательно читать документ, который подписываете, а не рекламные лозунги. Еще одну популярную схему кредитов в группах социальных сетей объясняет пресс–секретарь Национального банка Александр Тимошенко: «Кредитор» предлагает физическим лицам, желающим взять в долг денежные средства, приобрести в рассрочку в магазинах мобильного оператора определенный мобильный телефон. Причем договор на покупку телефона в рассрочку заключается между физлицом и мобильным оператором. Затем «кредитор» выкупает у своего клиента приобретенный им в рассрочку мобильный по цене существенно ниже рыночной, тем самым выплачивая денежные средства, которые человек хотел взять в долг. На этом отношения между «кредитором» и его клиентом заканчиваются, только вот последний, в свою очередь, выплачивает магазину мобильного оператора, в котором приобретал телефон в рассрочку, его стоимость». Проще говоря, «кредитор» не дает деньги взаймы, а лишь скупает технику у заинтересованных в чересчур быстрых деньгах по заниженным ценам.

    Кстати, в сети немало желающих деньги и просто одолжить. Такую схему от предприимчивого парня рассказал один из пользователей ВКонтакте: «Находится типа в Москве, представляется парнем из Бреста, ссылается на группу «Белорусы в Москве» и просит одолжить денег. При этом легенда у него, что работает на автомойке, паспорт забрал директор, адреса мойки не знает. Деньги нужны сегодня и срочно, поэтому просит скинуть на карту Сбербанка». Вы готовы рискнуть на таких условиях?

    3. Магия одним кликом

    Ну и куда же в соцсетях без магии и эзотерики, интерес к которым подогревают многочисленные тематические телешоу? Здесь и фейковые аккаунты участников телепроектов про магию, и обещания решить любые щекотливые вопросы онлайн. Естественно, не бесплатно. А чтобы не оставалось сомнений в честности продавца услуг, на страничках красуются предупреждения: дескать, опасайтесь шарлатанов. Не обходится и без рекомендаций от «благодарных клиентов», которым именно эта ясновидящая якобы помогла дистанционно за разумную плату: «До того как нашла Веронику, я обошла кучу шарлатанов и мошенников, потратила очень большие деньги и практически потеряла надежду и веру в то, что кто–нибудь сможет мне помочь...» Некоторые и вовсе не скрывают, что речь идет о рекламе, но «даю я ее для того, чтобы вы узнали об этой женщине и не дарили свои деньги псевдомагам, которые только слова на ветер бросают. И к тому же лично я пообещала Веронике, что если она мне поможет, то сделаю хорошую ей рекламу. За добро — добром».

    Дальше технология проста: расстроенный жизненной неурядицей клиент обращается к виртуальному магу, а тот, внимательно изучив профиль своего заказчика, отвечает на волнующие вопросы. Будет ли толк? Вопрос скорее риторический. Но надо отдать должное: чаще всего пользователи сами, опомнившись, пытаются противостоять обману, в итоге большинство страничек псевдоволшебников быстро оказываются заблокированы. Но свято место пусто не бывает, поэтому так же быстро появляются и новые предложения. Говорить здесь можно разве что о нарушении Закона «О рекламе», где в статье 10 среди недопустимых методов значатся услуги гипнотизеров, экстрасенсов, гадалок, спиритов, астрологов, колдунов, прорицателей и прочих. Поэтому позиция МВД: сложно говорить о какой–то правовой защите, когда клиент добровольно и упорно ищет возможность общения с так называемыми целителями и так же добровольно платит, надеясь на чудо.

    Автор: Ольга ПАСИЯКСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)