20 Апреля, 2024 Суббота

Гастроном на колесах

  • 24 октября 2016 Общество Русский 0

    Продуктовыми магазинами в двух шагах от дома чериковлян едва ли удивишь. Доступность различных товаров тоже нас избаловала. Как и жителей некоторых областных центров и столицы. Они вообще не понимают — зачем делать лишний шаг, когда продукты питания доставят прямо к порогу? Но на селе ситуация иная. Супермаркеты и даже мизерные торговые киоски тут никогда не откроются — невыгодно. Поэтому для деревенских жителей автолавка порой единственная возможность пополнить запасы. Ее ждут с нетерпением и, можно сказать, уже привыкли к ней, как к часам. О том, как работает в нашем районе такой метод торговли — в репортаже «ВЧ».

    Евгений Кузькин — водитель и по совместительству продавец автомагазина Чериковского райпо. Мы встречаемся с ним в 8 утра и сразу же отправляемся по маршруту. Время тратим только лишь на запуск двигателя, ничего дополнительного. Рабочий день Евгения начался еще в шесть утра, поэтому для работы уже все подготовлено — пройден ежедневный осмотр у механика и врача, в кузов уже загружены молоко, хлеб и другие товары, подписаны необходимые бумаги.

    — Шесть дней в неделю я выезжаю на маршрут в 8 утра. Даже в субботу. До официального выезда справляюсь со всеми необходимыми процедурами, — рассказывает Евгений. — Никаких задержек быть не может. Маршрут в среднем 100 километров, а остановок не меньше 8. Прибытие по времени к определенным остановкам может меняться, так как это зависит от времени проведенного на предыдущих остановках. А покупатели меня могут уже ждать.

    Маршруты автолавки чередуются каждые два дня. В понедельник — «Веремейский» маршрут, во вторник — «Лобчанский», в среду — «Речицкий». И опять по кругу, со среды до субботы. 

    — Сегодня мы едем по самому «большому» маршруту — «Веремейскому». Нам предстоит объехать 12 деревень, общий километраж — 118 километров, — продолжает Евгений. — До того как начал работу, я даже и не знал, что у нас в районе существуют такие населенные пункты. Необязательно даже те, где осталось всего пару жителей — а даже названия относительно больших мне довелось слышать первый раз.

    Работает Евгений на автолавке уже три года. Получив строительное образование, поддался зову сердца, попал туда, куда, оказывается, всегда тянуло — на работу водителем. На сегодня в правах открыты все категории, а стаж вождения исчисляется долгими годами. 

    — До этого много мне где пришлось поработать — начиная «большегрузами», заканчивая «легковушками». Так получилось, что на предыдущей работе в Москве, где я работал личным водителем директора одной из организаций, произошло сокращение. Приехал домой, в Чериков, предложили это место. Сначала немного волновался, это же ко всему и продавцом быть. Но попробовал и вроде уже хорошо справляюсь.

    Справляться, на самом деле, есть с чем. Только в нескольких районах нашей страны грамотно подходят к оптимизации расходов и отправляют автолавки, укомплектованные водителем и продавцом в одном лице. Не многие выдерживают, не многие соглашаются: заполнять накладные, вести бухгалтерию. Да и нужен особенный подход к покупателям. Которые, в основном, не молодежь.

    — Не в плохом смысле скажу, но терпение нужно иметь железное и относиться нужно ко всему с пониманием. Не так давно у нас «поменялись деньги», например. Бабушкам и дедушкам надо старательно рассказывать и показывать все. Сколько денег они дали, сколько денег я им отдаю сдачи. По каждому пункту в чеке рассказать, сколько что стоит. В некоторые дома я сумки с покупками подношу прямо к дому. Килограмм соли, сахара, пакет молока, кефира — уже ноша неподъемная. А некоторым бабушкам тяжело собственную тросточку, без которой они и пройти не могут, поднять. 

    О том, что Евгений работает с заботой, говорят даже самые мелочи. На кузове, возле места из которого осуществляется продажа, приспособлены два крючка, на которые можно повесить сумку или пакет. Казалось бы просто, а покупателям удобство. Вообще, кузовное устройство автомобиля предполагает другую организацию процесса работы. Одна из стен автолавки накрыта специальным щитом. Под ним стекло холодильника и некоторое подобие витрины. По задумке инженеров-производителей — когда машина приезжает на место, щит должен поднимать водитель и осуществлять из окошка продажу товаров и расчет. Как в старых-добрых ларьках. Но, Евгений говорит, что «машина-то высокая, на уровне глаз, получается так, расположено стекло холодильника. Оконный проем находится высоко. Покупателям нужно деньги высоко подавать, а продавцу в окно вылазить, чтобы товар подать. Поэтому мы перестали практиковать это. Я открываю заднюю дверь кузова и напрямую уже покупателям кладу товары в сумку. Да и им виден почти весь ассортимент».

    Когда машина приезжает к месту остановки — водитель начинает сигналить.  На сигнал выходят покупатели.

    «О, Женя наш приехал!» — радушно встречает бабушка водителя в одной из деревень. Покупает то, без чего не обойтись в ближайшие два дня — хлеб, молоко, крупы, мясо, сыр, рыбу, колбасу, конфеты, печенье. Попросту говоря, делает стандартную закупку. 

    — Помнишь, что я заказывала соль в мешках?

    — Помню, но не было. Привезу в понедельник. 

    Евгений говорит, что уже заранее знает, сколько и чего у него купят, поэтому «укопмлектовывается» определенным образом. Но собрать все необходимое для хозяйства невозможно, поэтому и принимает заказы. «Какие-нибудь тортики к новому году, напитков разнообразных газированных летом». Кроме продовольственных товаров, спрашивают и необходимое — лампочки, порошок, мыло, спички.

    Не много покупателей, поэтому быстро выезжаем в следующую деревню. Там тоже стандартные покупки, недолгий диалог, все расходятся скорее выполнять дела по хозяйству. В деревне Загурковичи осталась жить всего лишь одна бабушка. Летом еще была жизнь, а на зиму все поразъехались. Нелегко дается общение со старым человеком.

    — Каго дзеци забрали, кто сам уехал. Мяне сын заве к сабе, а я не паеду. Николи! Памерци хачу у сваёй хаце. Адзин во дед зъехау, так едзе ужо назад — не змог там за-ставацца. Нам старикам цяжка гэта усе, а што рабиць? Во, ёсць ауталаука, так и яе адваёвываць прыходзилася. 

    Немного грустно, но в некоторых случаях приезд машины — возможность высказаться, обсудить новости, увидеть, наконец, «живую душу». «А как это можно исправить?» — задает риторический вопрос водитель автомагазина. В голове, наверное, единственно правильный ответ — пусть дети почаще навещают своих стариков-родителей.

    В деревне Белица автолавку односельчане уже ждут на скамейке рядом с закрывшимся магазином давно. Обсуждают последние новости. «О, напишите про Женю, напишите! Хороший хлопец, наш. Всегда все привозит, никогда не обманывает, всегда чек выдает. На двери всегда ассортиментный перечень обновленный». Людей в этой деревне побольше подошло, поэтому все спешно затариваются, кто берет три буханки хлеба, кто кофе по акции, кто «жидкую валюту».

    «Во, 30 рублей забрал, а я еще и 10 копеек осталась должна» — шутит одна покупательница в одной из деревень, получая на руки сдачу одной бумажкой, а не россыпь монет. 

    В Анютино к автомагазину выходят дедушка с бабушкой. «Дзень добры», закупают товары, «до свидания» и совсем безэмоционально уходят домой.

    — А вы знаете, мы как-то больше любим сетевые магазины. По скидкам много товаров можно найти, да и в товары удачи можно выигрывать, — говорит дочка ветерана Великой Отечественной войны уже в деревне Чернышин. — Но и про автолавку ничего плохого сказать не можем. Вот понадобилось масло подсолнечное, в город же не поедешь, как раз удобно тут купить. И котам колбасы ливерной. Мама пять котов развела! Но знаете, что я скажу плохое? Почему наши старики не заслужили хорошей жизни? Колодец не чищен, газовые баллоны не привозят. Посодействуйте вы, а? Чтобы колодец нам почистили. Я уже два раза в «коммунхоз» звонила. 

    С различными вопросами, почему городские службы не помогают селу, мы за время репортажа сталкивались постоянно. То люди жалуются, что «на халеру нам той грейдэр ездит, кали машины ужо дорогу укатают?», то, что «не прайци не праехаць осенню ци зимой». Кстати, говоря о дорогах, Евгений рассказывает, что на «выселках» и правда бывают случаи, когда не проехать на большой машине. Уже даже в этом году один раз «подзакопался». 

    В некоторые деревни мы заезжаем и даже не выходим из кабины — нету покупателей. Сигналим, стоим минут десять, ожидаем движение. Пусто, то ли все уехали на зиму, то ли покупать что-нибудь нет необходимости. В другой деревне сами жители говорят, что, мол, «Женя, мы в следующий четверг уезжаем, у нас талон к врачу, нас не будет». У кого-то есть номер телефона Евгения, чтобы созвониться и экстренно заказать или сообщить что-нибудь. 

    Так, мы подъезжаем к деревне Ляхи. Еще задолго до остановки, на которой стоят двое встречающих мужчин, выбегает навстречу собака. Евгений предупреждает, что собака дружелюбная, хотя и выглядит она агрессивно. Оказывается, что неподалеку бегает и вторая. Хозяева каждой — два мужика, живут в разных концах деревни. Берут немного продуктов, сигарет по четыре пачки. В небольшом разговоре один из них — Василий, замечает, что «сейчас в деревнях осталось собак намного больше, чем людей». Эмоции, полученные за всю поездку, заставляют немного задуматься над многозначительностью этого высказывания — то ли в прямом смысле имелось в виду про собак, то ли в переносном…

    Мужчины рассчитываются с продавцом, и мы отправляемся дальше по маршруту.  Иногда тратя на дорогу больше времени, чем на продажу, приходит час возвращаться назад, в райцентр. Ехать по гладкой могилевской асфальтированной дороге  — одно удовольствие. После деревенской «трясучки» молча наслаждаемся.

    Подъезжая к городу я интересуюсь планами Евгения после работы:

    — Сейчас обратно на склад, потом подписать путевки, сдать кассу в бухгалтерию. Потом домой, разобраться с накладными. Обычно, часам к 7 я только полностью освобождаюсь, — говорит Евгений. — Домашние дела и опять утром в автолавку.  Такие планы.

    А у автолавки завтра — снова дорога, другой маршрут, снова погружение в «настоящие» жизни деревенских жителей… 

    Автор: А. МайоровВеснік Чэрыкаўшчыны
    Теги: 

Комментарии (0)