20 Апреля, 2024 Суббота

Яд на блюдечке: эксперты-химики проникают в корень зла

  • 26 октября 2016 Общество Русский 0

    Муж заподозрил, что жена пытается отравить его квашеной капустой: настораживали розоватый оттенок продукта и неважное самочувствие. Обратился в милицию. В итоге было назначено проведение судебно-химической экспертизы.

    Это отнюдь не фрагмент из очередного криминального сериала или бульварного детектива. Это реальность, с которой по долгу службы приходится сталкиваться сотрудникам отдела судебно-химических экспертиз управления лабораторных исследований вещественных доказательств биологического характера УГКСЭ РБ по Гродненской области.

    Чем закончилась история? 

    – Было установлено, что в капусте содержится крысиный яд, – говорит начальник отдела Светлана Мизенкова. – Стоит только догадываться, что послужило причиной такой неприязни к супругу.

    Нередко конфликты возникают не только между родственниками, но и малознакомыми людьми. К примеру, один дачник предполагал, что соседи подливают солярку под яблони, чтобы деревья засохли. С заявлением обратился в милицию. Исследование показало наличие топлива в грунте. Собственно, в этом и заключается цель судебно-химических экспертиз – подтвердить или опровергнуть наличие ядовитых, наркотических и сильнодействующих веществ в организме человека, напитках, продуктах питания и других объектах исследования.

    – Конечно, чтобы исключить всё то, что не должно присутствовать в организме, необходимо очень много времени, – продолжает Светлана Мизенкова. – Поэтому в ежедневной работе эксперты-химики используют перечень наиболее токсикологически важных веществ, обязательных для определения. Случаи отравления ими встречаются чаще всего. Среди них лекарственные препараты, наркотические, психотропные вещества, органические растворители, суррогаты алкоголя, угарный газ, аммиак и многое другое. Одна экспертиза длится максимум 30 дней.

    Недавно к специалистам пожаловал покупатель, который приобрел биологически активную добавку к пище (БАД) через интернет-магазин. Насторожился тем, что к ней не прилагалась инструкция. Попросил экспертов установить, из чего состоит БАД. Но они объяснили, что могут только подтвердить или опровергнуть наличие тех или иных веществ. А определить неизвестный состав и пригодность употребления того же БАДа в пищу не входит в их компетенцию.

    Стоит отметить, что судебно-химические экспертизы проводятся по назначению органов дознания и следствия, а также по заявлениям людей. Иногда встречаются довольно курьезные ситуации.

    – Однажды пришел мужчина, который решил узнать, не ядовиты ли огурцы, – вспоминает собеседница. – Он засолил три бочки этих овощей. Сын как-то спросил, где отец брал соль. Оказалась, что в гараже и она не пищевая, а та, которой протравливают древесину, чтобы не гнила. Мы посоветовали ему выбросить огурцы. Мужчина долго стоял, думал, что делать… А потом сказал: «Все-таки считаю, что они хорошие. Я уже два съел вчера и ничего…» В итоге на экспертизу их так и не отдал.

    Порой люди обращаются, чтобы эксперты определили концентрацию этилового спирта в организме. Так, в практике специалистов был случай, когда они установили, что в крови и моче мужчины алкоголь не обнаружен. Хотя до этого на работе он проходил исследование при помощи алкотестера, который показывал превышение. При этом специалисты исключают факт, что алкоголь выветрился, поскольку мужчина после сложившейся ситуации незамедлительно приехал к ним. И даже если бы он по пути немного «протрезвел», всё равно бы наблюдались следовые количества алкоголя в исследованных образцах. Многие могут подумать, что тот просто договорился со специалистами, чтобы с работы не вылететь. Но эксперты в этом вопросе занимают беспристрастную позицию, ведь несут личную ответственность и в случае подделки результатов им грозит уголовное наказание по статье «Служебный подлог».

    В тему:

    С начала года сотрудниками отдела судебно-химических экспертиз было проведено более 1 500 экспертиз, в том числе порядка 1 000 по определению этанола в крови и моче.

    Автор: Артём БурчикПерспектива

Комментарии (0)