29 Марта, 2024 Пятница

Вся жизнь – БОРЬБА?

  • 03 ноября 2016 Общество Русский 0

    На тему регулирования оборота алкогольной продукции писать очень сложно. Один коллега жаловался, что и комментарии отличные собрал, и в ситуацию глубоко вник, но сесть за компьютер так и не может решиться — редактор, увидев одно только слово «алкоголь», отложит материал в сторону. Да и с разрешения редактора подступиться к теме, честно говоря, нелегко — ведь какой же нормальный человек против того, чтобы в обществе снижался уровень пьянства и алкоголизма, приверженность к здоровому образу жизни получала все большую поддержку, а юное поколение выбирало — чуть не написал «пепси»! — конечно же, молоко. Но в том и дело, что абстрактность благих пожеланий вступает в жесткое противоречие с конкретикой реальной жизни, а в этих условиях говорить неприятные вещи приходится. Как бы кому-нибудь не хотелось прекратить обсуждения…

    Инициатива по поручению

    Проект указа «Об отдельных вопросах регулирования розничной торговли алкогольными, слабоалкогольными напитками и пивом», который МВД обязано предоставить в Совмин до 1 ноября, с легкой руки представителей прессы стал называться инициативой этого министерства. Заместитель начальника управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Сергей Красуцкий уточняет: таково было поручение Совмина. На самом деле не совсем Совмина, а Межведомственного совета по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совмине. Можно предположить, что именно межведомственная размытость авторства инициативы позволила регулирование розничной торговли доверить МВД, а не МАРТу. Возможно, если бы документом занимались профессионалы своей сферы деятельности, результат был бы иным, а профилактику пьянства и прочих напастей не свели бы исключительно к запретительным мерам?

    Запреты и наветы

    Прежде чем продолжить, вынужден уточнить: на учете в наркодиспансере не состою, в рабочее время не употребляю, за рулем — ни за что и ни при каких условиях, в общественных местах в нетрезвом состоянии не появляюсь. Владельцем спиртзавода, к сожалению, не являюсь, и ни одна торговая сеть Беларуси мне не принадлежит. Тем не менее, не будучи лоббистом, язвенником и трезвенником, вкус многих напитков знаю, а некоторые — еще и уважаю, и при этом убежден, что «когда, с кем, сколько и по какому поводу» — это мое внутреннее дело, а не одноименного министерства, если мои действия, конечно, не нарушают закон. Но и закон, в свою очередь, не должен вводить нелепых ограничений. К сожалению, проект, предложенный МВД, ничего иного, кроме запретительных мер, не предлагает.

    Первый запрет — на продажу алкогольных напитков на автозаправочных станциях. Крупнейший государственный оператор АЗС мог бы, конечно, рассказать, как непросто ему выживать в условиях падения товарооборота и при жестком регулировании цен на нефтепродукты. Но зачем ему спорить с целым министерством? Гораздо проще закрывать на ночь торговые залы заправок, сокращать персонал, а впредь не строить современных комплексов с кафе и магазинами. Программа развития придорожного сервиса в эту картину, правда, не слишком вписывается, но порядок на дорогах будет железный — залил бензин и катись отсюда!

    Второй запрет — на ночную торговлю алкоголем с 22.00 до 9.00 во всех объектах розницы. Изобретение не новое, но упорно лоббируемое таксистами и вездесущими «бабушками» — как показала обширная практика, только эти категории «продавцов» безмерно счастливы от подобных начинаний. Как, впрочем, и от запретов продавать спиртное по определенным датам, например, во время проведения выпускных вечеров.

    Третий момент — организация во всех магазинах площадью свыше 400 квадратных метров обособленных отделов по продаже спиртного. Первоначально, кстати, планировалось, что это ограничение коснется торговых объектов от 50 «квадратов» — то есть любых магазинов формата «у дома», которые имеют право получить лицензию на торговлю алкоголем. Когда участники рынка объяснили, что такое решение приведет к банкротству и закрытию от 40 до 80% магазинов, разработчики указа пошли на попятную. Тем не менее значительное количество торговых объектов более крупного формата, таких как супермаркеты и гипермаркеты,  по всей стране окажутся, в случае принятия документа, перед дилеммой вкладывать большие финансовые средства и каким-то образом обустраивать обособленный отдел. Либо закрываться.

    «Мы изучали опыт других государств, и иных мер, кроме ограничений, мировой разум не выработал. В Беларуси в сознании граждан алкоголь приравнен к продуктам общественного питания: он продается рядом с хлебом и молоком», — сказал на пресс-конференции Сергей Красуцкий. Наверное, мне не повезло, но признаков «мирового разума» я не заметил ни в одной европейской торговой сети от Испании до Польши и от Италии до Латвии — везде спиртное спокойно продается в торговом зале вместе с хлебом и молоком. Есть исключения в виде Швеции и Финляндии, где граждан в силу определенных причин пока еще ограничивают в праве приобрести спиртное в любое время. Но опыт показывает, что ни отучить горячих парней пить толком не удалось, ни закрыться от общего рынка невозможно — финны со шведами прекрасно закупаются как в интернет-магазинах Германии, так и в портах Польши, Литвы, Латвии и Эстонии. А скандинавские страны все чаще задумываются о том, что запреты пора отменять.

    Так что со ссылкой на мировой разум мы явно погорячились…

    Факты экономики

    «Исследования показали: если мы не продадим ни одной бутылки алкоголя, то получим доход. Если будем его продавать, то понесем только расходы», — в этом убежден представитель правоохранительного ведомства. Умение получать доход, ничего не продавая, — это как минимум Нобелевская премия по экономике, поэтому можно лишь посоветовать быстрее патентовать это ноу-хау.

    Мы же будем говорить о вещах более серьезных.

    Производство алкогольной продукции в стране неумолимо сокращается. Об этом свидетельствуют даже квоты, ежегодно определяемые Советом Министров. Постоянное повышение акцизов, а также запретительные меры, лоббируемые медиками и милицией, в прошлом году привели к обвальному падению спроса на внутреннем рынке. Спохватились, акцизы заморозили, запреты сняли — и ночью разрешили торговать, и на АЗС алкоголь пустили. Спрос кое-как стабилизировался и при этом не вырос! По данным официальной статистики, продажи крепких напитков увеличились в этом году лишь на 0,3%, пива — на 2,5%.

    Еще более интересные цифры назвала директор торговой сети «Рублевский» Наталья Шаблинская. Когда самый известный минский «ночник», универсам «Европейский», в прошлом году вновь получил возможность продавать алкоголь по ночам, рост товарооборота по этой категории товаров составил 0,6%. А в целом магазин прибавил 15%! То есть ночная торговля нужна отнюдь не алкашне, а мобильным и активным современным людям, которые много работают, ценят культурный досуг и в магазин готовы заехать и после 23.00 — освободившись, наконец, из офиса или выйдя из театра, с концерта или со стадиона.

    Подумаешь, 15%! Но для торговых продовольственных сетей, которые сегодня балансируют на грани 1% рентабельности, эти цифры действительно очень важны. Потому и сети, и владельцы отдельных магазинов, и, конечно же, белорусские производители алкоголя едины — не нужно сейчас ограничивать продажи алкогольной продукции. Не время!

    А почему вообще продажи алкоголя так беспокоят торговлю? Да по одной простой причине — это одна из немногих категорий товаров, которая позволяет магазину зарабатывать на торговых наценках. В условиях жесткой конкуренции, в которой сейчас работает достаточно развитая белорусская розница, сети максимально сдерживают рост цен на товары высокого спроса. Бесконечные акции — тому свидетельство. Никто не может себе позволить 50% наценки на кофе, если соседняя сеть выставит такой же кофе с наценкой 10%, — не купят!

    Эксперты утверждают, что вилка средних торговых надбавок в продовольственной рознице Беларуси сегодня составляет 18-22%, в России — около 29%, в Казахстане — 38%. А известные российские сети позволяют себе еще больше — компания, машины которой постоянно курсируют через транспортные коридоры Беларуси, работает с надбавками не менее 45%.

    Что это значит на практике? Эксперты считают, что если ограничить продажу спиртного в нашей рознице, то получим примерно 15% прибавки к ценам в магазинах на все остальные товары, от молока, хлеба и круп до рыбы и мяса. Ведь розничная торговля  не может работать в убыток!

    Отметим, кстати, что в целом за три месяца нынешнего года товарооборот розничной торговли продуктами питания и без инициатив по ограничению продаж спиртного снизился на 3,1%.

    Тем не менее представители МВД уверены, что повлиять на принятие решения торговля не сможет. «Никакие торговые сети на нас повлиять не могут. К нам, например, обращалась Гильдия пивоваров. У них один аргумент: упадут доходы государства. Но ведь упадут доходы торговых сетей, а государство только уменьшит расходы», — так считает Сергей Красуцкий.

    Аргументация откровенно слабая. Бюджет государства как раз и пополняется в том числе за счет акцизов, налогов с оборота и прибыли предприятий и с подоходных налогов граждан, которые платят их до тех пор, пока имеют работу. Рубить сук под торговлей и производителями алкоголя в нашей стране  и потирать руки от удовольствия, что пострадает частник, а не государство, — это даже не смешно.

    С чужого берега

    Но есть и еще один нюанс, который инициаторов нововведений как будто вообще не беспокоит — феномен запретного плода. И речь не о том, что такой плод особо сладок, а о том, что всегда найдется змий, который его предложит.

    «Торговые сети зафиксировали, что официальный товарооборот по алкоголю в регионах страны, граничащих с Российской Федерацией, снизился на 25%», — говорят в Ассоциации розничных торговых сетей. Понятно, что пить там меньше на целую четверть не стали — стали меньше покупать. А это значит, что нашлось предложение по спиртному более привлекательное, чем официальная торговля, — контрафакт!

    По оценке главного управления по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции МВД, в прошлом году общий объем теневого рынка алкоголя в Беларуси оценивался почти в 5 млн декалитров в год на сумму более 300 млн долларов, при этом нелегальный оборот спиртного возрастал. Только в Гродненской области правоохранители изъяли за 2015 год из незаконного оборота более 20 тысяч литров — на треть больше, чем годом ранее.

    И ничего ужасного в этом нет?

    «С контрафактом мы работаем постоянно. Проблема нелегальной торговли есть, и у нас выработаны все механизмы, чтобы с ней бороться. Объем нелегальной торговли сокращается: те репрессивные меры, которые применяются, дают положительный эффект. Ничего нового придумывать нам не нужно. Те, кто торговал, продолжат это делать, а новые желающие появятся вряд ли. Критических вызовов мы не видим: Беларусь не зальется контрафактным алкоголем — мы не позволим», — уверен Сергей Красуцкий.

    За две последние недели на глаза попались как минимум несколько фактов, которые, мягко говоря, противоречат этим словам. Так, 13 октября агентством БЕЛТА сообщалось, что сотрудники правоохранительных органов изъяли у жителя Гродненской области более 1 тыс. литров спиртосодержащей жидкости, 17 октября — о том, что оперативники УБЭП УВД Миноблисполкома и ОБЭП Молодечненского РОВД из незаконного оборота изъяли более 5 т спирта. А 25 октября уже информация с Гомельщины — сотрудники милиции изъяли в доме неработающего жителя Ветки почти 1,2 тыс. литров контрафактных спиртных напитков. Гражданин хранил в своем жилище 800 бутылок водки без акцизных марок емкостью 500 граммов каждая, а также 78 пластиковых емкостей со спиртосодержащей жидкостью по 10 литров. Хранил, понятное дело, не для коллекции — собирался реализовать своим же согражданам. В обход магазинов, налоговых и запретов.

    Кстати, за девять месяцев, с января по сентябрь нынешнего года, правоохранителями Гомельской области изъято уже более 42 т спиртосодержащей контрафактной продукции.

    Хотелось бы понять, эти факты — о тех, кто «торговал и продолжит это делать»? Или о том, что «ничего делать не нужно»?

    Поразительное спокойствие! Ведь любой официальный «ночник», против которого так ополчились в МВД, — это легальное спиртное с уплаченными акцизами и соблюдение элементарных правил торговли, а чтобы не лишиться лицензии: несовершеннолетним и пьяным ничего не продадут. А дельцам с контрафактом плевать и на возраст, и на состояние клиента, и на качество продаваемого «бырла» — были бы деньги. Получается, что четверть населения восточных регионов пьет безакцизный и потенциально опасный алкоголь — и ничего делать не нужно?

    По крайней мере, в проекте документа нет ни единого слова о борьбе с контрафактом. Бороться решено с «официалами». Во благо тех, с другого берега?..

    И еще один аспект темы. Официально самогоноварение  в Беларуси запрещено, но самогонный аппарат купить можно. Из нержавеющей стали, фабричного исполнения, дачный или квартирный вариант. Аппараты привозят из России, где можно гнать самогон для личных нужд, и реализуют через интернет. А что? Не запрещено. Никого подобная правовая коллизия не волнует. Представляете, как воспрянут духом российские производители самогонных аппаратов, если запреты, инициируемые МВД, вступят в силу?

    «Совершенствуйте, но не ломайте»

    Как рассказывал прессе все тот же Сергей Красуцкий, количество зарегистрированных преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, в Беларуси снижается. Главный нарколог Министерства здравоохранения Беларуси Иван Коноразов отметил, что ежегодно на 5-6% снижается взятие под диспансерное наблюдение лиц, страдающих синдромом зависимости от алкоголя. Также происходит снижение количества алкогольных психозов.

    Вопрос из зала: так зачем нужен новый указ, если система работает?

    «Тем не менее тот удельный вес, который дает нам «пьяная» преступность, остается на стабильном уровне — каждое четвертое преступление в общем массиве. Если говорить о более тяжких преступлениях, таких как убийство, тяжкие телесные повреждения, то каждое третье такое преступление совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения», — сообщил Сергей Красуцкий. Так и хочется вспомнить присказку о заполненном наполовину стакане — так что будем делать с трезвой преступностью, которая в три раза выше пьяной?

    Но это, конечно, шутка. А правда в том, что первый заместитель министра здравоохранения Дмитрий Пиневич говорил: неправильное потребление алкоголя — комплексная проблема. И такими же комплексными должны быть подходы к ее решению.

    Создать дискомфорт для каждого из нас на пустом месте легко — достаточно принять предложенный законопроект, и права добропорядочных покупателей будут ущемлены. Это я и такие как я не смогут купить алкоголь в нужное время и в нужном месте. Это я и такие как я не пойдут к барыгам и таксистам. Я буду чертыхаться и злиться, а такие как я будут ворчать про тотальные запреты и про неумение справиться с ситуацией другими методами. А алкашня выход найдет — уже сегодня, по словам директора торговой сети «Постторг» Сергея Смольского, любители пьяной дури чаще ходят в аптеку за боярышником, чем за вином: дешевле выходит! «Думаю, что большинство людей, нормальных людей, будут недовольны этим ограничением, а алкоголики все равно найдут свое. Поэтому совсем не факт, что желаемый инициаторами нововведения эффект будет достигнут», — уверен Сергей Смольский.

    Кстати, в одной только Гродненской области за первые шесть месяцев нынешнего года в аптеках РУП «Фармация» продано больше 212 тысяч флаконов спиртовых настоек «Боярышника», «Пустырника», «Валерианы» и других трав, 82,3 тысячи флаконов сердечных капель на спирту и 96 тысяч флаконов «Корвалола» и ему подобных препаратов, также содержащих спирт. Много это или мало? Провизорам виднее, но, видимо, рост спроса зафиксирован — ведь не случайно отпуск в аптеках нынче ограничен двумя флаконами в одни руки, а гродненские медики и вовсе направили в Минздрав письмо с предложением о реализации спиртосодержащих настоек по рецептам.

    Тем не менее, по логике разработчиков указа, все равно самой виноватой в этой ситуации оказывается розничная торговля!

    Ввести запреты ради запретов, поставив под прямой удар две отрасли — розничную торговлю продовольственными товарами и производство алкогольной продукции, — и при этом считать, что государство в выигрыше, крайне опасно. Даже не про акцизы, пополняющие бюджет, сейчас речь. Проблема в тысячах людей, которые могут потерять рабочие места на ликеро-водочных заводах и в магазинах. Проблема в раскручивании спирали инфляции в стране. Проблема в нарастании неплатежей между торговлей и поставщиками. Проблема в том, что кредиты, взятые в банках торговлей, очень быстро станут «токсичными» — неоплачиваемыми. А еще проблема в том, что свято место пусто не бывает, и вместо официальной торговли спиртным мы получим мощнейший всплеск контрафакта и самогоноварения, как это уже было в недавней истории.

    И нет ответа — ради чего? Борьба ради борьбы?

    Еще одна цитата, последняя на сегодня: «Реформирование — это совершенствование. Видите, что что-то не так, — совершенствуйте, делайте, но ничего не ломайте». Это сказал Президент, буквально на днях повторив свое требование для тех, кто не сразу понимает.

    P. S. Министерство внутренних дел внесло в Совет Министров проект указа по ограничению продажи алкоголя, сообщили в пресс-службе МВД Беларуси.

    «Проект указа предусматривает единое время реализации алкогольных напитков (с 9.00 до 22.00) и запрет торговли в магазинах, которые не имеют обособленных товарных отделов. Запрет будет вводиться только для магазинов, чья площадь составляет 400 кв. м и более», — отметили в МВД.

    Автор: Максим Гилевич7 дней
    Теги: 

Комментарии (0)