20 Апреля, 2024 Суббота

Лес возят – дороги "летят"

  • 14 ноября 2016 Общество Русский 0

    В наиболее пострадавшем от июльской стихии Смолевичском районе до сих пор круглосуточно ведут заготовку древесины там, где до урагана стройными рядами стоял лес. Вывозят ее большегрузным транспортом по дорогам общего пользования. В результате ездить по ним стало почти невозможно. И особенно сильно под тяжелыми лесовозами разрушается гравийное покрытие.

    Попали в колею

    В органы местной власти, дорожные и жилищно-коммунальные службы от жителей окрестных населенных пунктов посыпались жалобы: по разбитым дорогам ни пройти, ни проехать. Гравийка вообще на глазах расползается и не спасают ее даже грейдеры, которые почти ежедневно работают на поврежденных участках. Стоит после такой спецтехники пройти груженому лесовозу – работа дорожников тут же сводится на нет. Вместе с тем еще около трети поваленных в районе деревьев предстоит разработать и вывезти. Но прежде следует решить проблему разбитых дорог.

    IMG 0443

    Разбитая лесовозами гравийная дорога в д. Шабуни

    – Что в наших силах, мы делаем. Арендуем технику для восстановления поврежденных участков дорог. Также своими силами производим частичный ремонт покрытия, – говорит директор ГЛХУ «Смолевичский лесхоз» Иосиф Горощик. – Дороги, которые проходят по лесным массивам, содержим, в принципе, самостоятельно – они у нас на балансе. Также взаимодействуем с ДРСУ и ЖКХ района. Дороги, которые наиболее подвержены повреждению, закрыты для большегрузного транспорта. Что касается нашей непосредственной работы по устранению последствий июльского урагана – она все еще ведется в круглосуточном режиме. Тогда в районе пострадало 1,6 млн кубометров леса. Если бы мы планово вели заготовку, этого объема хватило бы на 20 лет. Ведь задача лесхоза – не рубить лес, а выращивать его. Но природа внесла здесь свои коррективы. И на сегодня уже произведена разработка 1,4 млн «кубов». Оставшаяся древесина должна быть заготовлена до 31 декабря. Привлечены силы лесхозов Минской области и всей республики. Работает около 400 единиц техники, задействованы лесорубочные бригады.

    По словам Иосифа Горощика, до 30% продукции отправляется на экспорт. Значительную часть забирают организации концерна «Беллесбумпром». Отходов практически нет. На лесосеке остаются только порубочные остатки. Параллельно специалисты лесхоза восстанавливают потери – уже появились новые насаждения на 800 га поврежденных площадей.

    Эпицентром стихии оказался участок между населенными пунктами Пекалин и Драчково. Отсюда ведется отгрузка заготовленной древесины, а ее разработка удалена в сторону Национального аэропорта Минск. Еще на этом участке надо убрать около 300 тыс. кубометров на площади 1,5 тыс. га. И вывезти. Последнее для дорожников звучит как приговор.

    Не подсыплешь – не поедешь

    – Лесникам надо вывезти древесину – это мы понимаем, но они лесовозами портят дороги, – рассуждает начальник управления производства работ и содержания дорожной сети РУП «Минск­автодор-Центр» Дмитрий Демидович. – В Смолевичском районе летом до 100 лесовозов в день ходили, и все с превышением нагрузки. Ведь местные дороги рассчитаны под 6 тонн на одну ось; республиканского значения, которые обслуживаем мы, – под 9 тонн. А у лесовозов доходит до 11–13 на ось. Конечно, никакое покрытие не выдержит. Появляются такие дефекты, как сетка трещин, ямочность, просадка дорожного полотна, подламывается край проезжей части. На восстановление понадобятся немалые средства. Например, по нашим подсчетам, чтобы вернуть участок Драчково – Пекалин хотя бы в прежнее состояние, до урагана, потребуется 420 тыс. рублей. Уже составлена дефектная ведомость, но сейчас работы вести невозможно – не сезон. Придется ждать тепла. А пока будем поддерживать дорогу за счет средств, выделенных на текущее содержание.

    Возможно, придется установить дополнительные дорожные знаки, ограничивающие скоростной режим. Хотя на указанном участке максимальная скорость уже снижена с 90 до 70 км/ч. Кстати, здесь только с проезжей части убрали свыше 5 тыс. поваленных деревьев из 7 260, лежавших непосредственно на дорогах во всех пострадавших районах Минщины. На эти работы затратили столько денег, что могли бы за них переложить асфальтобетон на 2,5 км дороги, а одиночную поверхностную обработку выполнить на 20–22 км и продлить срок службы покрытия года на три.

    IMG 0374

    У дорожников области хлопот не меньше. И одна из главных проблем – восстановление гравийных дорог.

    – Если сейчас, с учетом того, что из пострадавших районов еще надо вывезти около полутора миллионов кубометров древесины, каждый день грейдировать гравийки, их скоро вообще просто не будет, – сетует начальник отдела содержания дорожной сети и ­безопасности движения КУП «Минскоблдорстрой» Андрей Шишов. – Дорога превращается в корыто. И ее уже надо прямо сейчас полностью отсыпать, при этом вернуть хотя бы в прежнее состояние – до того как по ней пошли лесовозы. И так на каждом поврежденном участке с гравийным покрытием. С другой стороны, после вывоза оставшихся полутора миллионов «кубов» древесины дорога опять станет такой, как сейчас. Выход один – усиление дороги, чтобы она могла выдерживать нагрузку, то есть подсыпать следует не обычной песчано-гравийной смесью, а другим, более прочным составом.

    В целом по Минщине от урагана пострадали около 80 км дорог с асфальтобетонным покрытием и около 140 км – с гравийным. В каждом пострадавшем районе области были созданы специальные комиссии, которые обследовали поврежденные участки дорог и подсчитали немалый ущерб. Например, только лишь на восстановление местных дорог до прежнего уровня (до урагана), без усиления покрытия, надо около 1,32 млн рублей. Но эти деньги будут выброшены на ветер, потому как после восстановительных работ снова пойдут разрушительные – лесовозы продолжат вывозить древесину.

    – Поднимаем вопрос при содействии органов местной власти: необходимы средства не просто на восстановление, а на усиление пострадавших участков гравийки, – говорит Андрей Шишов. – И еще одна проблема. Хромает текущее содержание около 2 тыс. км таких же дорог в 5 тыс. населенных пунктов, которые у нас на балансе. А мы ведь обязаны все дороги поддерживать в рабочем состоянии, чтобы в любую деревню могли попасть автолавка, школьный автобус, «скорая помощь». Но из-за того, что приходится держать технику на поврежденных участках, грей­дировать их едва ли не каждый день почем зря, физически не можем в полном объеме выполнять необходимые работы на других территориях. А сейчас еще добавилось зимнее содержание дорог, от которого также не уйти. Поэтому уже переводим технику и людей на двухсменный график работы.

    По мнению дорожников области, перестать гонять грейдеры, считай, впустую попеременно с лесовозами можно, если изыскать средства и усилить местные дороги более прочными материалами, нежели смесь песка и гравия.

    Из всего сказанного следует: устранение последствий стихии – дело общее. И, судя по всему, не только взаимопонимание и взаимовыручка в выполнении восстановительных работ спасут положение. Рациональное распределение финансовых средств также немаловажная задача. 

    От июльской стихии в Смолевичском районе пострадало 1,6 млн кубометров леса. А затем буквально пришли в негодность десятки километров дорог республиканского и местного значения, по которым с большим превышением нагрузки лесовозы вывозят обработанную древесину.

    Автор: Наталья ЕРЕМИЧМінская праўда

Комментарии (0)