19 Апреля, 2024 Пятница

Рейды показали: без отметки о ТО ездит каждый пятый водитель. Стоит ли повышать штрафы?

  • 24 ноября 2016 Общество Русский 0

    Находчивые граждане давно подсчитали выгоду: дешевле заплатить штраф, чем отдать кровно заработанные на транспортный налог.

    По теории вероятности, добросовестных водителей чаще двух раз в год не останавливают. В таком случае уплата штрафа, как минимум, вдвое выгоднее. Поэтому неудивительно, что в последнее время работники предприятий по выдаче разрешений стали замечать снижение числа клиентов. В эти дни ГАИ совместно с УП «Белтехосмотр» и Транспортной инспекцией проверяют автовладельцев на честность. Присоединилась к ним и корреспондент «Р». Результат двухчасового рейда в Гродно заставляет задуматься: каждая 5-я машина ездит без техосмотра.

    Останавливаемся на выезде из города в сторону белорусско-польской границы. Место выбрано удачное: днем в центре города машин немного, а здесь всегда интенсивный поток легковушек и большегрузов. Чтобы не упустить авто без наклейки на лобовом стекле, инспекторы расположились по обе стороны дороги. И буквально через несколько минут первый автомобиль без отметки.

    Молодой водитель Олег Зуев управляет небольшим грузовичком марки «Мерседес» фирмы-перевозчика, а потому протокол составляется на юрлицо.

    — В последнее время на дорогах области появляется все больше автомобилей, не прошедших ТО, — отмечает инспектор ГАИ УВД Гродненского облисполкома Александр Побудей. — Для нас это прежде всего безопасность дорожного движения. На первый раз выписываем водителю минимальный штраф — 21 рубль, повторно — в два раза больше. За одиннадцать месяцев в области установлено почти 19 тысяч фактов управления автомобилями без техосмотра, 5,5 тысячи водителей допустили такое нарушение повторно в течение года. В то же время, по данным УП «Белтехосмотр», количество автовладельцев, игнорирующих оплату госпошлины и прохождение техосмотра, увеличилось по сравнению с прошлым годом почти на 11%.

    Проверка документов у авто-    владельцев занимает минуты. Для опытного госавтоинспектора это процесс, отработанный до автоматизма. Буквально две-три машины без нареканий — и снова автомобиль без техосмотра. На этот раз старенький «Опель» с семьей в салоне. Водителя приглашают пройти в служебный автомобиль.

    — Почему не прошли техосмотр? — спрашивает инспектор у Алексея Якименко, жителя деревни Коробчицы.

    — Денег нет, — выпалил в ответ водитель.

    — У вас и в прошлом году не было, и другие нарушения имеются, — спокойно ведет беседу инспектор, глядя в планшет с базой данных.

    — Это было больше года назад, — оправдывается глава семейства. — Тогда машина еще на транзитных номерах была. Сейчас временно не работаю. Идет ликвидация фирмы. На пятерых членов семьи — 300 рублей дохода. Еле на страховку насобирал.

    — Минимальный штраф — 21 рубль. Оплатите на месте или в течение пяти дней?

    — В течение пяти дней.

    Штраф, подпись и… удачи на дороге. Быстро и не накладно. Ловлю себя на мысли, что логика в решении автолюбителей не платить так называемый дорожный сбор есть. Ведь надо отстоять очередь в сберкассе, потом оплатить квитанцию за сам техосмотр, а при отсутствии медицинской справки операция под кодовым названием «наклейка за деньги» может растянуться на недели. Каждый заботливый владелец сам слышит, когда начали повизгивать тормозные колодки, и видит, что перегорел задний габаритник.

    С моими рассуждениями категорически не согласен заместитель начальника филиала УП «Белтехосмотр» по Гродненской области Андрей Игнатович:

    — Знать, может, и знают, но некоторые ездят до последнего. ТО автомобиля специалистами занимает буквально 20—30 минут. За это время вы получаете полную картину о его состоянии. В какой-то мере это дисциплинирует автовладельцев и не дает откладывать ремонт или замену износившихся запчастей в долгий ящик.

    Главный вопрос, который задают себе плательщики автомобильного налога: куда идут деньги? И он справедливый. Ведь по-прежнему многочисленные звонки на «прямые линии» в сель-, гор- и облисполкомы делятся на две большие равноценные «папки» — ЖКХ и дороги. Республиканские, дворовые, проселочные — все они подвергаются критике. Главный инженер РУП «Гроднооблдорстрой» Сергей Слинко видит на счетах своего предприятия вполне конкретные поступления от автомобильного сбора: деньги  направлены на капитальный и текущий ремонты сети дорог местного значения по всей Гродненщине.

    Но если средства на местные дороги поступают в виде субвенций и их легко проследить, то у предприятий, занимающихся строительством и ремонтом дорог республиканского значения, вообще нет конкретики. Замдиректора по экономике РУП «Гродноавтодор» Николай Барановский говорит о некой общей цифре, которую они получают из нескольких источников. Сюда входят и налог на допуск, и налог с платных дорог, и налог от тяжелой габаритной техники:

    — В этом году на содержание дорог республиканского значения нам выделено 14,6 миллиона рублей, на капитальный ремонт —    6,7 млн рублей, на текущий — 8,1. Сами видите, что суммы очень скромные. Многие ратуют за то, чтобы каждая область собирала налог со своих автомобилистов. Но это тоже не выход. Денег хватит на ремонт нескольких десятков километров дорог в год, а их у нас тысячи. Многие дорожники высказывают мнение, что «цена дороги» должна быть привязана к акцизам на топливо. Но и это предложение не без подводных камней.

    Понятно, что многие не хотят платить автопошлину, не видя отдачи. Особенно обидно пенсионерам, которые используют автомобиль только во время дачного сезона, а платят, как все остальные. Небольшая машинка весом в 1,5 тонны «тянет» на 135 рублей. Вопросы есть. Совсем недавно депутаты Палаты представителей интересовались у Минфина, по какому принципу делят немалые деньги, поступающие от уплаты налога. Там, в свою очередь, порекомендовали обратиться в местные распорядительные органы с вопросом, почему не увеличились расходы на дорожное хозяйство.

    Как же убедить водителей в необходимости прохождения диагностики автомобиля? Министерство транспорта и коммуникаций недавно выступило с инициативой ужесточения санкций за отсутствие техосмотра: вплоть до запрета участия в движении и эвакуации авто на штрафстоянку. В УП «Белтехосмотр» видят выход в более пристальном надзоре со стороны ГАИ за наличием наклейки на ветровом стекле. А некоторые автомобилисты предлагают «отвязать» дорожный сбор от прохождения техосмотра.

    КСТАТИ

    Пресс-секретарь Минтранса Екатерина Гриб рассказала: в нынешнем году в дорожный фонд за счет уплаты автоналога должно поступить   285 млн рублей. Большая часть средств останется в республиканском дорожном фонде. Почти треть от этой суммы распределят между областями. В будущем году планируют собрать с участников движения 322 миллиона рублей.

    Автор: Татьяна КОНДРАТЬЕВАРэспубліка

Комментарии (0)