01 Мая, 2024 Среда

После войны из Лоева в Минск автобусы ходили. Сейчас нет

  • 08 декабря 2016 Общество Русский 0

    Из Минска до Лоева добраться всегда было непросто. Автобус раз в сутки, около семи часов в пути. Но сейчас ситуация еще хуже: райцентр попросту «отрезали» от «большой земли». Поначалу оставались рейсы по пятницам и выходным, а теперь и вовсе отменили.

    Объяснение, как кажется тем, кто его дает, вполне резонное: маршрут экономически невыгоден. Но… Железнодорожной ветки здесь нет, и попасть в столицу теперь можно только через Гомель. Казалось бы, может, оно и ничего — от областного центра до Лоева меньше сотни километров. Кому-то этот крюк покажется небольшим. Возможно.

    Но вовсе не тем, кто вынужден курсировать между двумя городами регулярно. Конкретный пример. У знакомой семейной пары дочь учится в Минске. Раньше приехать домой на выходные было вполне реально. Теперь это — задача со многими неизвестными. Даже если выезжать из Минска в пятницу после лекций, в Гомеле девушка только поздно вечером. В это время автобусы до Лоева не ходят. В итоге отец приезжает за ней на машине. Туда-обратно без малого двести километров. А ведь личное авто есть не у всех!

    Но юность на то и юность, чтобы задорно и весело преодолевать трудности. А как быть пенсионерке из деревни, что в 20 километрах от райцентра, если на руках направление в один из республиканских медицинских центров? Со здоровьем проблемы, ноги практически не ходят, детей или нет, или живут далеко… Она-то и до райцентра с трудом добирается, а здесь Минск. Расписание транспорта не синхронизировано, и в Гомеле ей придется ожидать несколько часов. Как ни старайся — за один день не обернешься. Да что день! Путь только в одну сторону может растянуться чуть ли не на сутки. А ночевать где? На вокзале? Искать знакомых? Оставить полпенсии в гостинице?

    Между тем местные жители вспоминают, что даже в тяжелое послевоенное время Лоев имел прямое транспортное сообщение с Минском. А автобус, который курсировал еще этим летом, собирал пассажиров не только из жителей города и соседних деревень, а по всему маршруту следования. Чего греха таить – часто такие автобусы только и позволяют выполнять минимальные социальные стандарты по обеспеченности транспортным сообщением между деревнями. Отменяется маршрут – десятки деревень остаются вообще без связи с внешним миром. На работу, в магазин,  ФАП или райисполком – на попутках. Что ненадежно и небезопасно. К тому же благодаря этому автобусу люди могли беспрепятственно добираться еще и до Речицы, Светлогорска, Бобруйска…

    Увы, Лоев не одинок в своих проблемах. Например, в Сенно из Минска можно попасть лишь через Витебск. Раньше можно было сократить путь, выбрав дорогу через Оршу или Толочин. Но сейчас и эти маршруты отменили. В Ушачи люди едут на полоцкой маршрутке, выходят на трассе, а дальше – как повезет. Не лучше и ситуация в Ельске.

    Возможно, лоевчане найдут выход из ситуации. Скорее всего, на смену государственному перевозчику придет частный. Как это было, к примеру, в Житковичах, Чашниках или многих других райцентрах, которые тоже в свое время лишились прямого сообщения с Минском. Теперь маршрутки в этих направлениях курсируют регулярно и, поверьте, недостатка в пассажирах не испытывают.

    Получается, государственному перевозчику невыгодно, а частнику — очень даже?  Как по мне, то все дело в том, что частник умеет считать деньги. Не заполняется большой автобус на 40 мест? Значит, нужно пустить «микро» на 14. Он топлива ест меньше, а скорость развивает большую. Частник мобилен: остановки по требованию в агрогородках и деревнях по маршруту следования сделает, расписание удобное для пассажиров составит. Частник не будет раздувать штат: сам помоет машину, подобьет бухгалтерию и не станет платить заместителям, которые перекладывают бумажки из одной стопки в другую. Потому что зарплата его напрямую зависит от выручки. А у государственного перевозчика – нет. А зря. Тогда бы, возможно, пришло понимание. В общем, будьте гибче, и пассажиры к вам потянутся!

    Автор: Юлия БОЛЬШАКОВАСельская газета
    Теги: 

Комментарии (0)