23 Мая, 2022 Понедельник

Кодекс белого халата

  • 13 декабря 2016 Общество Русский 0

    Впервые в истории нашей медицины разработан своеобразный морально–этический кодекс медиков и фармацевтов. Проект вывешен на сайте Минздрава. Предложений от общественности ждут до 29 декабря. Казалось бы, какие тут могут быть возражения? Ведь медику предписывается быть терпимым, уважать чужие взгляды и убеждения, следить за речью, жестами и мимикой во время общения, быть принципиальным и требовательным к себе и коллегам, не допускать оценки их деятельности в присутствии пациентов. Почему же в интернете столько визга?

    Смешно и грустно, когда обнаруживаешь зацепку — нормы внешнего вида. Спрашивается, чему возмущаться? Разработчики документа предлагают всего лишь строгий дресс–код: халат — прикрывающий бедро как минимум на две трети, прическа — аккуратная, обувь — не на высоком каблуке, маникюр — сдержанный. Плюс табу на одежду из прозрачных тканей, яркую косметику и парфюмерию с резким запахом. Для старшего и среднего поколения медиков подобный стиль — закон. Хирургических специальностей с их жестким санитарным режимом и многочасовыми операциями проблема вообще не касается. Но, что скрывать, есть проблема порой в амбулаторном звене у молодых специалисток. Им, понятно, хочется себя на первом рабочем месте показать. Но не таким же образом — из этой простой мысли, видимо, и исходили, разрабатывая документ. А глобально — из того, что честь профессии надо беречь. Более половины всех жалоб, по статистике Минздрава, связаны с якобы неэтичным поведением медработников. Да, пациенты все требовательнее, хотят получать медпомощь на все более высоком уровне. И хотя деликатные вопросы прописаны в клятве врача, приказах Минздрава и отдельных статьях Закона «О здравоохранении», единого свода правил до сих пор не было. Но вот он создан, открыт для замечаний и предложений. И что же дельного в ответ пишут на форумах наши требовательные пациенты? «Как будто нет большей беды в здравоохранении, чем короткий халат или шпильки у красивой медсестры!» А дальше — не выбирая выражений про то, как им должны и здесь, и там, не так обслужили, неправильно посмотрели, не дали, не выписали, не назначили...

    Уважаемые, придет ли время, когда и вы не будете приходить к доктору с перепоя, вламываться без талона, сидеть в кабинете по 40 — 50 минут, беря врача измором, скандалить, угрожать, качать права? И видеть в медиках союзников, не врагов? Вы–то всегда поступаете с ними так, как хотели бы, чтобы поступали по отношению к вам? Председатель Белорусской ассоциации врачей, депутат Палаты представителей Дмитрий Шевцов не отрицает: «Построение контакта — важный момент в эффективном лечении. Мы должны прививать культуру уважительного общения, и в первую очередь начинать надо с себя». Каким же будет наш шаг навстречу? Кто пациенту морально–этический свод правил пропишет? Или достаточно объявлений у регистратур, напоминающих, что такое оскорбление с точки зрения административного кодекса? Думается, совсем недостаточно. Иначе бы, к примеру, не сошла на нет резонансная история в одной из минских школ, о которой писала «СБ» («Возьмите себя в руки», номер за 6 сентября). Тогда, напомним, мать первоклассницы набросилась на медсестру, проводившую плановый осмотр на педикулез. Дело в результате закрыто. Как и многие другие, где речь шла о прямой агрессии в адрес медиков. Впрочем, случай имел показательное продолжение. Месяца через полтора та же разъяренная мамаша напала уже на педагогов школы. И все–таки получила штраф...

    Отдел социальных проблем.

    СБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)