28 Апреля, 2024 Воскресенье

Сервис в одно касание. Торговля пока не готова к бесконтактным картам

  • 15 декабря 2016 Общество Русский 0

    Импровизированный рейд по торговым точкам Минска показал: не очень–то готовы. Из раза в раз повторялась одна и та же ситуация. Спрашиваю:

    — Я могу приложить карту к терминалу, у меня бесконтактная.

    — Зачем, есть же чип! — удивляется продавец. — К тому же бесконтактные платежи у нас часто не проходят...

    Пока рассуждаем, как платить, за мной собирается очередь. Хотя, по сути, технология одного касания должна выкроить больше времени на обслуживание клиентов. Это может быть критически важно, например, если человек опаздывает на поезд или автобус: приложил карту, через пару секунд получил чек — и бегом... И оптимально для небольших платежей (терминал не требует вводить ПИН–код, если покупка не превышает 20 рублей). Да и продавцу для включения такой возможности на терминале только и нужно, что нажать одну–единственную кнопку. Но пока выходит обратное: драгоценное для всех время часто бессмысленно теряется.

    Лет пять назад о так называемой технологии прикосновения — бесконтактных платежах — у нас знали немного. Да и сегодня в абсолютном большинстве случаев расчет пластиком происходит по старинке: продавец вставляет карту в терминал либо проводит ею по ридеру, который считывает информацию с магнитной полосы, — ты вводишь ПИН–код или расписываешься в выданном чеке. А вот в одно касание расплатиться удастся далеко не в каждом магазине, кинотеатре или парикмахерской даже в столице. Причин на то несколько. Одна из них — отсутствие подходящего оборудования. Эта проблема со временем решится сама собой, ведь старые терминалы рано или поздно выйдут из строя, а новые придется приобрести уже с возможностью проведения бесконтактных платежей.

    — Таких только у нас в компании за этот год продано более 3,5 тысячи, — говорит генеральный директор официального дистрибьютора терминального оборудования Ingenico компании «МВВ–Трейд» Валерий Бойко. — Предприниматели понимают, что за бесконтактными платежами будущее, поэтому приобретают новое оборудование. Но пройдет еще довольно много времени, прежде чем в каждом торговом объекте страны будут установлены именно такие терминалы.

    Первым бесконтактные карты выпустил Беларусбанк: в 2012 году он завершил сертификацию в платежной системе Visa, и с этого момента устанавливал терминалы с возможностью рассчитаться за товар или услугу в одно касание.

    — Сегодня банк выпускает только карты стандарта EMV, — рассказывает заместитель начальника управления разработки и сопровождения продуктов и услуг Беларусбанка Елена Лобач. — По–прежнему выпускаются как контактные карты, так и универсальные, поддерживающие сразу несколько технологий — с магнитной полосой, чипом и «волной» — возможностью проведения бесконтактных платежей. Клиенты пока не выражают каких–то конкретных предпочтений, какой картой они хотели бы пользоваться — эта культура пока не сложилась. Но мы объясняем, чем хороша технология бесконтактных платежей. Кстати, замечу, продавцы еще не акцентируют внимание на том, что можно расплатиться именно в одно касание: по привычке используют чип.

    Впрочем, чему удивляться, если даже статистика Национального банка свидетельствует: при том, что в Беларуси сегодня используется более 137 тысяч платежных терминалов, только 25 тысяч из них поддерживают бесконтактный способ оплаты. А более чем из 12,6 миллиона банковских платежных карточек, которые население имело на руках в октябре, лишь где–то каждая седьмая поддерживала возможность «в одно касание». Впрочем, представители компании Visa считают, что белорусы достаточно восприимчивы к прогрессу и ставят нашу страну на 4–е место по бесконтактным технологиям среди государств Центральной Европы, Ближнего Востока и Африки. Оптимистичен и сопредседатель союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктор Маргелов: продавцы рано или поздно адаптируются к новой технологии. Хотелось бы, конечно, пораньше, чтобы шагать в ногу со временем и с Европой. Но, вообще, тут можно рассуждать философски: новое традиционно на первых порах вызывает отторжение. Достаточно вспомнить, как Беларусбанк начал выдавать детские карточки — не каждый магазин их принимал. Но, с другой стороны, и Австралии понадобилось четыре года, чтобы бесконтактные платежи стали нормой...

    Автор: Инна КАБЫШЕВАСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)