19 Марта, 2024 Вторник

Батареи просят огня. Почему так часты жалобы на холодные батареи?

  • 16 декабря 2016 Общество Русский 0

    Жалобы на так и не пришедшее в дом тепло еще можно понять в период включения отопления, когда случаются форс–мажоры: лопаются трубы в подвалах, текут стояки, прорываются магистрали... Но почему из года в год целую зиму некоторые жители многоэтажных домов в разных уголках страны ведут неравный бой с коммунальщиками по поводу не греющих квартиру батарей? Мол, радиаторы еле теплятся, а температура в помещении не дотягивает даже до минимума в 18 градусов по Цельсию. Причем это бесконечный футбол: жильцы жалуются — ЖЭСы парируют, что все в норме, и далее опять по кругу. В редакции «СБ» скопилась уже целая пачка писем на такую тему.

    Скажем, у Анны Ивановны из поселка Энергетиков Дзержинского района из пяти комнат в двух батареи холодные: «В первой нет отопления еще с прошлого отопительного сезона, а в другой появляется только изредка...» Зато в жировке каждый месяц исправно выставлен внушительный счет за обогрев. Хозяйка помыкалась по всевозможным инстанциям, но все же добилась, чтобы к ней пришли проверить ситуацию представители местных коммунальных служб. Они дважды провели замеры и вынесли вердикт: в четырех комнатах — 20 градусов, только в одной из спален 18, словом, «температурный режим внутри жилого помещения соответствует». Жильцы говорят, что сама процедура была быстрая: комиссия пришла, положила градусники, постояла пару минут и ушла. На бумаге все выглядело прекрасно и убедительно, а на деле теплее в комнатах не стало. Больше всего семья переживает, что, видимо, из–за постоянного холода дети по три раза за месяц болеют, а сейчас, едва вернувшись из роддома, с простудой слегла и сама Анна:

    — Я теперь каждое утро звоню сантехникам. Приходят. Не знаю, что они там делают, но толку никакого, все равно батареи как не грели, так и не греют. Самое смешное, еще и у меня сантехники спрашивают, что это может быть. Такая же проблема и у соседей, которые уже даже коллективную жалобу написали...

    Немало подобных историй рассказывают и читатели из Минска, особенно наболел вопрос с холодными батареями у жителей старых микрорайонов. Доктор психологических наук Леонид Левит, живущий в самом центре столицы на верхнем этаже сталинки, уже устал сражаться с ЖЭСом. Самая большая батарея в его квартире лишь слегка теплая, и такое, к сожалению, не впервой:

    — В 2010 — 2012 годах наш дом пережил капитальный ремонт, во время которого отопление в зимний период было поставлено на автоматику. После этого у многих жильцов и начались проблемы. Зимой 2012 — 2013 я еще был наивен и ничего не добился со своими жалобами, зато на следующий год привлек в помощь знакомого юриста и к концу сезона все же добился частичной денежной компенсации. Сумма смехотворная, но, по крайней мере, получил небольшое моральное удовлетворение за то, что три месяца из–за холода в комнате пришлось спать в лыжной шапочке.

    Про лыжную шапочку Леонид Зигфридович, может, и шутит, но вот свою правоту решил доказывать всерьез: купил сразу два термометра, чтобы уж наверняка убедиться, что нет в комнате минимальных 18 градусов. И точно, столбик выше отметки 16 по Цельсию никогда, говорит, не поднимается. Мягко говоря, не жарко. А результат долгой переписки с коммунальщиками Ленинского района уж больно напоминает дзержинскую историю — их замеры тоже показывают: «Норма. Батарея прогрета равномерно». В итоге отчаявшийся доктор наук решил сделать ход конем и пригласил в гости корреспондентов «СБ» с их «независимым» термометром. Наш результат — 16 градусов. Подтверждаем: батарея действительно еле теплая. Предвосхищая версию, что радиатор мог быть завоздушенным, хозяин квартиры прямо при нас продемонстрировал: все исправно.

    Что по этому поводу думают работники местного ЖЭСа? На их взгляд, во всем виноваты... окна, которые Леонид Зигфридович периодически открывает, чтобы проветрить в квартире. В противном случае были бы жалобы и от других жильцов, но их нет. В доказательство была даже сфотографирована форточка, приоткрытая как раз в тот день, когда к Левиту приходила комиссия по жалобе. Мастер ЖЭСа Александр Юбков, который участвовал в составлении акта, так описывает события: «Поступила заявка, но с пометкой, чтобы раньше 16.00 для замера не приходили. В 10.00 смотрю — окно настежь. Открытой форточка оставалась до 14.00. Потом выяснилось, что проветривалась квартира вообще с 22.00 предыдущего дня, и жилец, между прочим, это письменно подтвердил». На что сам Левит метко замечает: мол, хотел бы остудить квартиру, открывал бы как минимум окно или вовсе балкон. В ЖЭСе ему не верят, считая, что жилец просто хочет меньше платить за отопление, поэтому в придачу еще и может закрывать в квартире кран на батарее — вот она и холодная, а нам расхлебывать... В общем, нашла коса на камень.

    Честно говоря, в гипотезу о «потребительском экстремизме» верится с трудом. Как и в то, что тепло каким–то хитрым образом распределяется в пользу нижних этажей. Хаус–мастер из Первомайского района Минска Евгений Пашенко тоже мгновенно отмел эту версию, но предположил, что дело может быть в переходе на автоматический режим:

    — Автоматика рассчитана на двухтрубную систему отопления, а во многих старых домах она однотрубная. Вот и получаем: чем выше этаж, тем холоднее батареи. Такая беда во многих старых домах и у нас в районе. И, к сожалению, пока морозы не будут сильнее 10 градусов, ничего не исправишь. Но когда похолодает, поток горячей воды увеличится, и батареи на верхних этажах прогреются.

    Другие хаус–мастера подтверждают: в советское время строили много и порой экономили на инженерных коммуникациях, в том числе на трубах отопления. В итоге и появилась однотрубная система, которая, с одной стороны, проще в монтаже, но с другой — может стать причиной «квартирного похолодания». Да, такое встречается, не отрицает Александр Юбков, и на обслуживаемой им территории:

    — Датчики не срабатывают при нулевой температуре, даже если на улице холодный ветер. Но как только температура понижается, все работает. Недавно, скажем, был вызов с проспекта Независимости, 12: квартира укутана термошубой, все закрыто, но в помещении холодно. А в семье маленький ребенок, обогреватель не помогает. Померили — действительно 17 градусов, позвонил киповцу (работнику, отвечающему за автоматику. — Прим. авт.), тот посоветовал снять отопление с автоматического режима и перевести на ручное, а он потом все сам отрегулирует. В течение двух часов вопрос был решен.

    Так, значит, из проблемы холодных батарей все–таки можно поискать выход, а не обмениваться упреками? А то получается какой–то парадокс: мы все больше движемся в сторону прогресса, создавая и применяя технологии, которые еще десяток лет назад казались фантастикой, но буксуем в одном — по–прежнему холода застают кого–то врасплох, а вокруг толком не работающих радиаторов разгораются настоящие эпистолярные войны...

    Автор: Ольга ПАСИЯКСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)