04 Декабря, 2022 Воскресенье

Трезвый взгляд на шоссе. В кафе и барах на трассе М1 спиртное льется рекой

  • 16 декабря 2016 Общество Русский 0

    Кто будет спорить: трасса М–1 Брест — Минск — граница России — лучшая дорога страны. Здесь все в угоду путешественникам. Можно без проблем выпить кофе, перекусить, принять душ, отдохнуть, заправить автомобиль. И еще круглосуточно, в любое время дня и ночи, в барах, кафе и кафетериях при АЗС — водка. Бутылками и в розлив. Жители близлежащих деревень после закрытия сельмагов спешат за добавкой в придорожные «ночники». А в выходные там отдыхает молодежь. Драки, кражи, аварии рядом с ночными заведениями общепита, увы, не редкость. Министерство внутренних дел готовит законопроект о запрете продажи алкоголя в ночное время, в том числе в придорожных точках и на АЗС. Несложно догадаться, что широкой поддержки эта идея не находит ни у хозяев бизнеса, ни у водителей, ни уж тем более у постоянных клиентов. Корреспондент «СБ» попыталась замерить «градус» нашей главной трассы.

    На 250 километрах «олимпийки» в Брестской области 38 кафе и кафетериев с учетом АЗС. В Кобринском районе 5 таких объектов, в Ивацевичском и Барановичском — 11 и 10 соответственно. Общепит рвется к клиенту, дыша друг другу в затылок. 116–й километр, 120–й, 124–й, 137–й, 149–й, 150–й и так далее. Вывод очевиден: торговать на дороге выгодно.

    ...Скромное на вид кафе «Етвязь» в Березовском районе выходными вечерами собирает городскую молодежь. Ночного клуба нет, парни и девчонки отправляются после двух ночи, когда закрывается кафе «Алые паруса», догуливать на трассу М–1.

    Безработный Антон Макаревич занимается извозом:

    — Бывал там пару раз. Есть шест, караоке. А сервис — на троечку. Пластиковая посуда, мало места — кафе рассчитано на 24 человека. Зато спиртное в неограниченных количествах. Я быстро понял, что в выходные можно неплохо заработать. В одну сторону ставка 12 рублей.

    В 2016 году в отдел внутренних дел Березовского райисполкома поступило 38 сигналов о противоправных действиях на территории «Етвязи» и расположенного неподалеку кафе «Ампир». Выявлено 19 административных правонарушений, совершенных ночью и утром в заведениях и рядом с ними. Мелкие хулиганства, распитие спиртного и появление в состоянии опьянения в общественном месте, кража.

    Едем дальше. В кафе «Валентина» и «Вiтаем Вас» в Ивацевичском районе тоже круглосуточно льется спиртное. Под воздействием градусов 17 административных правонарушений в первом кафе, во втором 4. После «заправки» один водитель стал фигурантом уголовного дела за нарушение правил дорожного движения.

    Участки дороги с наибольшей концентрацией ДТП находятся в Барановичском районе. В милицейских сводках в нынешнем году отметились кафе «Старый друг», «М–1», «Замок у зубра» и «Встреча». Именно окрестности кафе «Встреча» РУП «Белдорцентр» характеризует как особо опасный участок. Поблизости — перекресток, дорога на Новогрудок. По информации ГАИ УВД Брестского облисполкома, между 222–м и 225–м километрами дороги с 2010 года произошло 8 дорожно–транспортных происшествий. Двое погибших, шестеро раненых.

    Недавно Барановичский райисполком принял решение о закрытии «Встречи». Но официальная причина — не алкоголь круглосуточно, а отсутствие должного освещения. Соглашусь, кафе выделяется среди остальных на трассе своей тусклостью. Три декоративных фонаря освещают только прилегающую к зданию территорию. Однако на днях на окне приютившегося на обочине домика увидела яркую надпись: «Открыто 24 часа». Владельцы кафе, супруги Валентина и Олег Никонович, ездили на прием к председателю Брестского облисполкома Анатолию Лису с просьбой разобраться. Запятая в предложении «закрыть нельзя работать» пока не поставлена.

    Олег Никонович эмоционален:

    — ГАИ требует установить освещение на подъезде к кафе и на выезде. За какие деньги? Мы 900 рублей ежемесячно платим за электричество. Прибыли особой кафе не приносит. Установка 15 фонарей на полосе торможения и разгона — это 20 — 30 тысяч рублей.

    Поэтому УВД Брестского облисполкома предложило хозяевам действовать поэтапно: 2017 год — проектирование, 2018–й и дальше — по 2 — 3 опоры освещения ежегодно.

    С 2010 года поблизости от кафе, напомню, было 8 аварий. Алкоголь, темнота, трасса...

    Валентина Никонович считает, что эти происшествия не имеют к ним отношения:

    — Мы не можем отвечать за полосы разгона и торможения и твердо говорим, что на нашей территории ни одного смертельного ДТП не было.

    — Нам выделили 0,6 сотки, есть официальные документы на эту землю. Тогда все было нормально, а в 2014 году начали прижимать, чтобы поставили свет. Возле кафе «Старый друг» все сделали дорожники — и освещение, и переход, и ограничение скорости. А нам — все самим, — дополняет супругу Олег Никонович.

    Правда, по информации Барановичского райисполкома, разрешение на строительство кафе Никоновичам никто не выдавал. Потому в приемке объекта в эксплуатацию представители ГАИ, дорожных служб, Госстройнадзора не участвовали. Решением райисполкома от 30 декабря 2009 года «О приемке в эксплуатацию здания, принадлежащего ЧТУП «Ник Транс», объект введен как самовольное строительство. Возможно, по этим причинам изначально и не соблюдены технические условия, обеспечивающие безопасность участников дорожного движения.

    Едем дальше в сторону Минска. Корчма «Замок у зубра» на 230–м километре — не просто кафе, а многофункциональный объект. За такими — будущее. Ну и, наконец, граница Брестской и Минской областей. Композиция «Зубр». За 5 лет здесь 5 происшествий с пешеходами. В зоне риска жители деревень Ишкольдь и Петковичи. Когда–то с «олимпийки» был гравийный съезд в Петковичи. Поставили ограждение. Если соблюдать правила, от Петковичей до АЗС 30 километров, если напрямик через трассу — всего два. Вот и думайте, каким путем за «горючим» поедет сельский Петя или Вася. Вспомнилась жуткая авария ноября 2013 года. Напротив Петковичей «Пежо» сбил велосипедиста, который ехал по «олимпийке» около десяти вечера. Молодой водитель выскочил. Тут же остановился «Опель». На помощь поспешили водитель и его беременная жена — пятикурсница медвуза. В это время их сбивает «Фольксваген». Девушка погибла, водитель «Пежо» в больнице. По звонку из Барановичей приехали родители студентки. Они оставили свой «Ауди» с включенным зажиганием. Автомобиль сгорел...

    Вывод простой: вечером, ночью и утром на трассе М–1 водителю нужно быть максимально бдительным. Особенно возле объектов придорожного сервиса и АЗС. Но возникает резонная мысль: дорога скоростная, платная. Так почему не обеспечена безопасность движения?

    Допустим, хозяева «Встречи» поставят фонари, чтобы нетрезвый пешеход был виден издалека. А Парламент примет закон о запрете торговли спиртным ночью. Сделает ли это дорогу безаварийной? Есть на этот счет сомнения. В идеале трасса М–1 должна иметь инфраструктуру современного автобана. В том числе вместо наземных пешеходных переходов нужны многоуровневые. Преградой для посторонних на дороге могли бы стать высокие защитные экраны. Но пока реальны варианты подешевле: необходимое освещение, барьерные ограждения вдоль дороги и на разделительной полосе и ограничение торговли спиртным. Я бы добавила сюда еще немного уважения друг к другу со стороны участников движения. Но это уже совсем другая история.

    Кстати

    Сегодня на республиканских автомобильных дорогах страны действуют 378 автозаправочных станций, 159 газозаправочных пунктов, 70 гостиниц, 40 моек, 88 охраняемых стоянок, 402 предприятия торговли, 533 пункта питания и 77 пунктов технического обслуживания. Разработана генеральная схема развития придорожного сервиса в стране до 2020 года. Инвесторам будет предложено более 470 площадок.

    Компетентно

    Олег Каразей, начальник управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД:

    — В 85% случаев убийства и другие тяжкие преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения. В основном ночью — после 22 часов. Изначально предполагалось единое время торговли спиртными напитками установить с 9 до 22 часов, торговля просит отодвинуть планку до 23. Сегодня АЗС и другие объекты придорожного сервиса алкоголем торгуют круглосуточно. Ночью туда тянутся не за бензином, а за другим горючим. Были случаи, когда людей грабили, случались драки, нередки и дорожные происшествия.

    Автор: Валентина КОЗЛОВИЧСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)