24 Апреля, 2024 Среда

Болит ли чужая боль?

  • 19 декабря 2016 Общество Русский 0

    Проблема  инвалидов, их адаптация в обществе, взаимодействие и отношение общества к его, так называемому, меньшинству, является сегодня актуальной и очень серьезной темой в любой стране.

    Отношение к инвалидам у нас кардинально изменилось совсем еще недавно. Мы уходим от понимания, что инвалиды — это балласт общества, это никому не нужные люди.  Положение людей с физическими недостатками существенно окрепло, выделяются денежные средства для строительства реабилитационных  центров, выплачиваются пособия, назначаются льготы. Но главной проблемой по-прежнему остаются духовное развитие этих людей, моральная поддержка их.

    Нельзя забывать об их искалеченных судьбах, несбывшихся мечтах, нельзя допускать, чтобы они замыкались  в себе и в четырех стенах своих квартир, комнат…

    Особенно болит эта проблема у людей, воспитывающих детей- инвалидов. Родился долгожданный, любимый, желанный малыш. И вдруг, словно снежный ком на голову, известие о его «особенностях». И вот уже нет возможности радоваться первым «агу» или самостоятельно сделанным шажкам, и вот уже гаснут глаза и души отцов и матерей. А затем приходит осознанное понимание, что «не перерастет», не пройдет с возрастом. И что и их девочку или мальчика никто не излечит. Просто все это нужно преодолевать, нужно с этим научиться жить. А сначала родителям предстоит  проделать огромную и мучительную душевную работу для того, чтобы хотя бы смириться с тем, перед чем  поставила жизнь…  

    Трудно переоценить вклад государства в этот мучительный процесс смирения перед действительностью. 

    Таким образцом государственной заботы о детях- инвалидах стал в Ивье и Ивьевском районе центр коррекционно-развивающего обучении и реабилитации, который был открыт в 2003 году. 13 лет прошло с тех пор, как родители «особенных» деток перестали быть предоставлены сами себе.

    ЦКРОиР — учреждение специального образования, в котором реализуются обязательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с  интеллектуальной недостаточностью; образовательная программа  специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

    Центр обеспечивает создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического  развития и осуществляет образовательную, в том числе в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет, коррекционно-педагогическую, диагностическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность, оказание психологической помощи. 

    Если озвучить конкретно все эти фразы из официальных документов, то можно сказать следующее.  В центре коррекционно-развивающего обучения  и реабилитации города Ивье есть 1-й класс для детей с тяжелыми и множественными физическими и психическими нарушениями. В нем занимаются четверо деток из числа тех детей, которые до открытия центра вообще были оторваны от мира, закрыты в своих домах и квартирах, а обучение их проводилось на дому. Конечно, вместе с ними «уходили» из мира общения с людьми и  их мамы.

    Сегодня, благодаря центру, они могут работать (полностью или частично), потому что дети находятся под присмотром сотрудников центра с 8.00 до 18.00.

    Есть в центре дошкольная группа. В ней четверо деток. У них заболевание полегче. И, возможно, именно нахождение в этом учреждении специального образования не позволит  недугу каждого этого ребенка развиться в тяжелую форму.

    Есть в центре детки до 3 лет, которым оказывается ранняя комплексная помощь: помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, массажиста, инструктора ЛФК. Это дети, которые имеют риск  в развитии, рождаются  с определенными нарушениями.

    Как важно, заметила в нашем разговоре директор центра Ольга Войтеховна Здончик,  чтобы родители нашли в себе мужество признать, что ребенку нужна помощь, чтобы родители вовремя это заметили, обратились к специалистам. Иногда  мамы и папы ждут, что и речь, и реакции появятся сами по себе. И упускают время. Ожидая, что «перерастет», они упускают драгоценное время, которое, увы, никак потом не вернешь.

    А педагоги центра и работают во имя того, чтобы  ослабить последствия отклонений в развитии, предотвратить возможное усугубление заболевания.  Занятия (как и помощь массажиста, инструктора по лечебной физкультуре) с самыми маленькими  посетителями  центра проводятся в присутствии родителей. Заодно обучают здесь родителей опыту работы с детьми, имеющими в своем диагнозе ОПФР (особенности психофизического развития).

    Центр — это еще и координация специального образования во всем районе. Одной из главных задач его является диагностическая деятельность. Постоянно действующая при нем  психолого-медико-педагогическая комиссия выявляет  детей с особенностями психофизического развития по всему району и определяет так называемый необходимый образовательный маршрут, то есть, каким образом помочь ребенку и его родителям.

    Нынче на занятия в центр автобус учреждения специального образования привозит за три рейса детей из Жемыславля, Судрог,  Ивья, Гончаров, Лаздун. Привозит бесплатно для родителей. Здесь все бесплатно: помощь, обучение, трехразовое питание.

    А еще  родители, дети которых не являются воспитанниками центра, могут обратиться сюда за логопедической, психологической и другой специальной помощью, которая тоже оказываяется бесплатно.

    Все это предусмотрело и оплатило государство. Есть в центре еще одна бесплатная, ни с чем не сравнимая услуга, которую не купишь ни за какие деньги — великая сердечная доброта людей, которые работают с обездоленными детьми. То, что весь медико-педагогический коллектив образован, компетентен и знает свои обязанности и задачи, не подлежит никакому сомнению. Здесь люди как будто специально подобранные. Ведь место и дети — особые. 

    Каждый сотрудник центра в начале своей трудовой деятельности здесь должен сам адаптироваться,  смириться, что этих детей, их боль и боль их родителей придется видеть ежедневно, ежечасно и ежеминутно. Это тяжело. Это еще раз убеждает в том, что болит и чужая боль, но сколько же радости и душевного удовлетворения можно испытать даже за самое маленькое отвоевание ребенка у болезни. За то, что девочка, которая никогда не спала даже ночью, начала спать днем в центре, а другая, плачущая постоянно с момента своего рождения, здесь перестала плакать. Она не разговаривает, но строго в установленное время берет воспитателя за руку и ведет в столовую, в игровую, в спальную комнату. Одна из мам водила гулять своего ребенка только ночью (он боялся людей), а здесь  его приучили к общению. Здесь два мальчика (один с ДЦП (не ходит), другой — с болезнью Дауна) стали друзьями, находят уголок, чтобы играть всегда вместе, а не реагирующая ни на что девочка застывает у музыкального центра и днями слушает музыку. Они научились держать ложки, они стали отличать цвета. Они как будто попали в одну семью. Слышат разговоры взрослых, называют их по именам. А замечательного, доброго человека —  водителя, которого коллектив называет Францевичем, одна из девочек, едва завидев,  радостно окликает «Пранец», то есть Францевич… 

    13-летний Женя именно здесь научился рисовать особым методом — солью по абрисам педагога и на стекле зубной пастой и солью. Он создает удивительные вещи, рисует то, что попросишь. Есть даже маленькая выставка работ этого удивительного мальчика. 

    Здесь все работает на этих отмеченных тяжелой судьбою детях.

    Два года назад сделанный ремонт превратил все помещения центра, все комнаты в теплые, солнечные уголки. Просто ошеломляет сенсорная комната. Это как место психологической разгрузки. Здесь все очень ярко, здесь развивающие и голосовые коврики, здесь кривое зеркало, с которым некоторые детки пробуют беседовать, коврики, на которых можно полежать, попробовать их на ощупь и т.д. И совершенно уникальный уголок в углу за дверью. Там можно спрятаться и поплакать. Да, да, поплакать. Это ведь надо порой не только детям…

    Все-все продумано. Директор и ее заместитель Светлана Викторовна Едко рассказали нам, как они  все рисовали, все «проектировали» для ремонтников. Не было «официального» ремонта. Было создание удивительного и особенного мира для «особенных» детей, для их оттаивания, их лечения. И все получилось.

    Иначе, наверное, и не может быть здесь. Надо было слышать, как говорили  эти молодые женщины о своем коллективе!

    Здесь создан удивительный целебный мир благодаря каждому работнику, благодаря тому, что о здоровье деток одинаково рьяно пекутся и педагоги, и технические работники. Здесь как в доброй, настоящей семье. Например, если ребенок не хочет есть, его не оставят голодным до следующего принятия пищи.  Через какое-то время достанут все из холодильника, разогреют и покормят закапризничавшего маленького человека. 

    Эта семья всегда рада показать родителям новые успехи, новые возможности их детей.

    И каждый родитель добрым словом постоянно поминает всех тех, кто создал мир добра и уюта их детям. Вспомним сегодня и мы этих людей. 

    Это директор центра Ольга Войтеховна  Здончик, заместитель директора Светлана Викторовна Едко, учитель класса Людмила Вацлавовна Пищик, воспитатель класса Жанна Михайловна Бурнос, помощник  воспитателя Оксана Александровна Сапоцкая,  воспитатели дошкольной группы Мария Антоновна Дедуль и Елена Фабияновна Тулько, помощник воспитателя Ольга Ивановна Шильвян, медсестра  по массажу, инструктор ЛФК Маргарита Вячеславовна Жебрик, учитель-дефектолог Елена Иосифовна Гагарина, педагог-психолог Светлана Олеговна Якович, врач-психиатр Людмила Владимировна Забенько, библиотекарь Елена Данииловна Трохимчик, уборщица служебных помещений Ирина Никодимовна Мисевич, водитель Александр Францевич Петриман.

    Автор: В. ГулидоваІўеўскі край
    Теги: 

Комментарии (0)