02 Мая, 2024 Четверг

ДТП? Не поддавайтесь панике!

  • 27 декабря 2016 Общество Русский 0

    Что чувствует водитель, с участием которого произошло дорожно-транспортное происшествие? Испуг – обязательно! И тем он сильнее, чем серьезнее ситуация. Часто, желая избежать ответственности или просто находясь  в состоянии сильного потрясения, сидевший за рулем допускает ошибки, которые лишь усугубляют проблему. Иногда они стоят самого ценного — человеческой жизни. Вот почему так важно знать правильный алгоритм действий при ДТП, который для наших читателей разъяснила начальник пресс-службы управления ГАИ Наталья Сахарчук.

    Если пострадавший… убежал

    Случаи бывают разные. Вот, например, 16 ноября на ул. Пушкинской в Бресте водитель автомобиля «Хундай Туссон» наехал на 14-летнюю школьницу, шедшую по нерегулируемому пешеходному переходу. Водитель остановился «на аварийке» и поспешил к девочке, но та, боясь опоздать на уроки, от него убежала, заверив, что с ней все хорошо. Казалось бы, никаких проблем. Водитель так и решил, поэтому уехал, но через несколько часов у пострадавшей начала болеть нога — школьница попала в больницу с гематомой бедра и голени. Виновника объявили в розыск. Естественно, установили. Теперь он обвиняется в оставлении места ДТП, за что предусмотрено лишение водительских прав. Искренне жаль обоих, ведь у водителя не было умысла скрыться с места происшествия, дабы избежать наказания. Он поступил по незнанию обязательного алгоритма действий, который неизменен даже если пострадавший убежал и, кажется, в полном порядке.

    Так в чем же ошибка водителя? Во-первых, он должен был остаться на месте с включенной аварийной сигнализацией и выставленным на расстоянии 15 метров знаком аварийной остановки (напомним, за городом расстояние составляет не менее 40 метров). Во-вторых, следовало вызвать для разбирательства сотрудников ГАИ.

    Кстати, дорожная авария может случиться исключительно по вине пешехода. Понимая, что он сам спровоцировал ДТП и водитель не имел возможности избежать наезда, пострадавший иногда отпускает сидевшего за рулем «с миром». Но разве есть гарантия, что через несколько часов сбитому не станет плохо и в ходе оказания медицинской помощи не выяснится причина? К слову, если пострадавший действительно в полном порядке, водитель, который действует по правилам, только платит штраф за наезд.

    Не оставлять в опасности!

    Что же делать, если очевидна угроза жизни пострадавшему? Согласно ПДД, нужно оказать первую помощь и вызвать «скорую». Если последнее невозможно, виновник ДТП должен отправить потерпевшего в ближайшее медучреждение на попутном автомобиле. Попутки нет? Тогда немедленно везти на своей машине, не забыв зафиксировать при очевидцах положение транспортного средства, следы и предметы, которые имеют отношение к дорожно-транспортному происшествию! Кстати, фото, сделанное мобильником, — не вариант. Оно может служить лишь дополнением. На дороге следует хотя бы обозначить, где располагались колеса и лежал пешеход. Можно оставить пометки, например, с помощью камня. Ну и, конечно, записать фамилии и адреса очевидцев. Все это важно, ведь тогда сотрудникам ГАИ будет легче определить степень (или отсутствие!) вины водителя.

    В больнице виновник аварии обязан сообщить свою фамилию, регистрационный знак автомобиля и предъявить водительское удостоверение (или паспорт), а также свидетельство о регистрации транспортного средства. После этого необходимо вернуться на место ДТП и ожидать сотрудников ГАИ.

    Итак, оставить место ДТП можно лишь по одной причине: есть реальная необходимость доставить пострадавшего в медучреждение. Но что бы ни было,  важно не поддаваться панике, которая только усугубляет проблему.

    Люди могли бы выжить!

    Увы, известны случаи, когда водители скрывались с места происшествия, оставляя пострадавшего умирать. Окажи они первую медицинскую помощь и вызови «скорую», сбитые ими люди могли бы выжить! Не нужно забывать, что за оставление лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии, статьей 159 УК Республики Беларусь предусмотрена уголовная ответственность, а максимальный срок наказания за данное преступление — три года лишения свободы!  

    На Брестчине в 2016 году ГАИ зарегистрировала шесть таких случаев, из которых по трем фактам в настоящее время уголовные дела направлены для рассмотрения в суд. Вот реальный пример. 22 июня текущего года суд Малоритского района приговорил гражданина Н. к трем годам лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами на пять лет. Вина осужденного в том, что он в состоянии алкогольного опьянения совершил ДТП в деревне Пожежин Малоритского района и умышленно скрылся, оставив без помощи потерпевшего.    

    Бывает, пострадавший лежит без признаков жизни, но его еще можно спасти. Иногда погибает мгновенно. В любом случае водитель должен первым делом вызвать реанимацию и, оставаясь на месте, зафиксировать в присутствии очевидцев положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к аварии. В его же интересах переписать данные свидетелей ДТП.

    Да, чаще всего в темное время суток происшествия на дорогах случаются именно по вине пешеходов, но это не изменяет алгоритм действий водителя. Если кто-то сбил человека и уехал, то по отношению к нему могут действовать сразу две статьи Уголовного кодекса: ст. 317 ч. 2 и ст. 159 ч. 3, а значит, тюрьмы не избежать.

    Как ни ужасно, но в этом году в Брестской области некоторые виновники смертельных ДТП пытались избавиться от тел своих жертв, закапывая их или перенося подальше от дороги.

    Третьего не дано: европротокол или ГАИ

    Смоделируем более простую ситуацию, когда дорожно-транспортное происшествие обошлось без человеческих жертв. Допустим, один водитель автомобиля остановился пропустить пешехода, а водитель второго не притормозил и въехал в заднюю часть кузова. Что делать? Да все то же: сразу же остановиться, включить аварийку, выставить «треугольник» и покинуть проезжую часть (перейти на обочину, тротуар). Если все живы-здоровы, а материальный ущерб не превышает 400 евро, сотрудников ГАИ можно не вызывать. Достаточно заполнить европротоколы, которые в течение пяти дней следует сдать в страховые компании. Третьего варианта действий не дано!

    Разъезжаться без оформления документов – дело рискованное. Бывает и такое: водители решают отъехать в сторонку, чтобы не создавать затор, и там мирно договориться о компенсации. Пострадавший, оценив на месте ущерб, допустим, в 100 долларов, отпускает виновного, заверяя, что ремонт не составит ему больших проблем. Казалось бы, инцидент исчерпан, но в автосервисе потерпевший узнает, что авария вызвала не внешние, а внутренние дефекты, а значит, ремонт потянет гораздо больше той суммы, которую он получил. Платить из своего кармана не хочется. И что тогда?.. Реальны случаи, когда потерпевшая сторона возвращалась на место ДТП и вызывала ГАИ, заявляя о том, что виновник… скрылся! Тогда последнему приходилось отвечать еще и по ч. 4 ст. 18.17 КоАП (оставление места ДТП), а это уже лишение водительских прав сроком от трех месяцев до 2-х лет. Он даже не мог доказать факт передачи денег на ремонт другого автомобиля, поскольку свидетелей этого не было. 

    Случалось, после устного договора о материальной компенсации виновник сам возвращался на место ДТП и вызывал ГАИ, заявляя, что его автомобиль врезался в другой, но потерпевшая сторона уехала. Делал так, как говорится, из вредности, не желая отвечать одному.

    Права останутся, если...

    Все знают, как непросто бывает развернуть автомобиль на дворовой территории, плотно заставленной транспортными средствами. Всегда есть риск хотя бы слегка кого-то зацепить. И если вдруг такое случилось, отчего осталась едва заметная царапина, лучше оставаться на месте и дождаться владельца пострадавшей машины или (да-да!) вызвать ГАИ. Водитель не должен делать вид, что ничего не заметил, потому что всегда найдется свидетель, который укажет на него, а тогда – привет, ч. 4 ст. 18.17 КоАП!

    Автор: Елена СОКОЛОВСКАЯЗаря

Комментарии (0)