01 Мая, 2024 Среда

Одна нога здесь, другая…

  • 13 января 2017 Общество Русский 0

    Современникам Булата Оку­джа­вы, видимо, не приходилось решать дилемму, которая встает иногда перед нынешними пассажирами: догнать транспортное средство с риском для здоровья или подождать следующего. То ли конструкция московских троллейбусов середины прошлого века настолько отличалась от современных минских, то ли имеются другие причины, но сегодня запрыгивать в них на ходу, как, впрочем, и в автобусы, категорически не рекомендуется.

    Последний шанс?

    Стремясь догнать транспортное средство, отъезжающее от остановки, люди обычно воспринимают его как последнюю возможность уехать. В жалобах, которые горожане направляют в «Минсктранс», они объясняют свое поведение нерегулярностью или большими интервалами движения общественного транспорта: мол, следующего пришлось бы ждать 10-15 минут. Отчасти их можно понять, особенно когда на улице мороз, ветер…

    — Но когда на одной чаше весов 10 минут ожидания, а на другой — жизнь и здоровье, стоит остановиться и задуматься, что важнее, — уверен начальник управления безопасности движения ГП «Минсктранс» Константин Гололобов. — Еженедельно к нам поступают жалобы, связанные с тем, что водитель не подождал бегущего пассажира или его зажало дверями во время посадки. После разбора ситуаций чаще всего выясняется, что тот не входил в автобус или троллейбус с посадочной площадки, а бежал сзади или со стороны. При этом обиженные граждане твердят примерно одно и то же: «Я уверен, что водитель меня видел, но из вредности не захотел подождать (зажал дверями)». Хочу пояснить, что в большинстве подобных случаев водитель как раз не видит пассажиров: в боковое зеркало заднего вида остановка просматривается мет­ра на полтора от автобуса. Кроме того, после закрытия дверей водитель переключает внимание, глядя в левое зеркало, чтобы безопасно отъехать.

    В подвижном составе есть системы, предотвращающие движение, если двери не закрыты: когда между створками оказывается препятствие, они открываются. А если двери закрыты, гаснут конт­роль­ные лампочки в кабине, для водителя это сигнал, что можно ехать. После закрытия дверей водитель может их открыть повторно, если есть в запасе время, чтобы уложиться в расписание, и он уверен, что при этом никто из пассажиров не выпадет из салона. Безопасность людей — главный фактор при принятии решения. Ведь по речевому информатору пассажиры уже услышали: «Осторожно, двери закрываются», и некоторые, особенно в переполненном транс­пор­те, оперлись о двери…

    Типичный пример: водитель видит, что кто-то бежит к остановке, и не трогается с места — ждет человека, а тот пробегает мимо. Но даже если это не так, потеряв 20 секунд на одной остановке, на другой, третьей, автобус выбивается из графика. Это чревато для водителя не только депремированием, но и жалобами от граждан — на этот раз в связи с опозданием транспорта.

    Бой с дверью

    — Если остановочный пункт или транспортное средство оборудованы камерами видеонаблюдения, то разбор полетов в подобных ситуациях заканчивается, как правило, миром. Пассажиры, видя со стороны, как все происходило, принимают наши доводы, — продолжает специалист. — Но главная проблема в том, что, пытаясь запрыгнуть в транспорт по завершении посадки, люди рискуют здоровьем. Надо понимать: когда двери закрываются, нельзя этому мешать! В ПДД и правилах перевозки пассажиров не зря сказано, что по окончании высадки-посадки запрещено препятствовать закрытию дверей и пытаться открыть их.

    Константин Гололобов показал нам два видеоролика, запечатлевших бегущих к транспорту пассажиров, и рассказал об одном трагичном случае.

    На первом видео парень выбегает из подземного перехода и пытается заскочить в закрывающиеся двери автобуса. Ему зажимает ногу, дверь открывается, и юноша выпрыгивает из транспортного средства на площадку. Двери закрываются, автобус отъезжает. С жалобой в «Минсктранс» по этому поводу обратилась мать парня, которая, как оказалось, в тот момент была уже в автобусе. Но когда она просмотрела видеозапись, на которой молодой человек заскакивает в машину едва ли не на ходу, женщина отказалась от претензий.

    На втором видео зафиксирована ситуация, которая могла закончиться весьма плачевно. Остановка на проспекте Независимости. Автобус 91-го маршрута завершил посадку пассажиров. На площадке — никого. Вдруг откуда ни возьмись к автобусу буквально подлетел мальчишка лет 10 с мороженым в руке и врезался в поч­ти закрывшиеся двери. Ребенок упал, но тут же поднялся. К счастью, водитель увидел его и открыл двери. Мальчик запрыгнул в автобус и как ни в чем не бывало продолжил доедать лакомство. При пристальном рассмотрении стало понятно, что он выскочил из-за киоска на остановке. Водитель просто не мог его заметить. Еще чуть-чуть — и мальчишка угодил бы под колеса!

    — Бывает, автобус отъезжает от остановки, а пассажир подбегает и в ярости стучит по дверям ногой, рукой, спотыкается, цепляется одеж­дой и падает. В 2015 году на улице Калиновского изрядно выпивший граж­да­нин (в его крови, как выяснилось, содержалось больше 3 промилле алкоголя) полусидел-полулежал на скамейке под навесом на остановке диспетчерской станции. Когда длинный троллейбус начал отъезжать, мужчина вдруг бросился к предпоследней двери, ударился о нее, упал и угодил под задние колеса. Летальный исход…

    Человеческий фактор

    Впрочем, судя по интернет-форумам, обращениям наших читателей и по моим личным наблюдениям, далеко не во всех таких ситуациях водители бывают белыми и пушистыми. Встречаются и среди них равнодушные, уставшие, обозленные на весь белый свет.

    — Не исключаю, что и наши работники допускают нарушения: иной раз закрывают двери еще до окончания посадки, отвернувшись или по неосторожности. Но таких случаев несколько на сотню, — утверждает Константин Гололобов. — В подобных ситуациях привлекаем водителей к дис­цип­ли­нар­ной ответственности, а если нарушения со стороны водителя повторяются, ставим вопрос о расторжении с ним трудовых отношений.

    «Пассажир обязан: не входить в транспортное средство и не выходить из него после объявления о закрытии дверей; ожидать транспортное средство на посадочной площадке, а при ее отсутствии — на тротуаре; не создавать своими действиями, состоянием и поведением неудобств другим пассажирам, водителю… не открывать самостоятельно двери транспортного средства, не мешать открытию и закрытию дверей…». (Из Правил перевозки пассажиров городским электрическим транспортом.)

    Автор: Магда КРЕПАКМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)