Нашим вузам уже мало признания в своей стране — они хотят, чтобы их ценили на мировом уровне. А то ведь пока из 30 с лишним белорусских университетов в международных рейтингах засветились считанные единицы. На днях была предпринята первая консолидированная попытка развернуть ситуацию в нужную сторону — в Минске прошел семинар, на котором представители вузов обсуждали, как же продвинуться в мировой «табели о рангах». Зачем это нужно? Только ли потешить самолюбие — мол, видите, нас знают, ценят, наши сотрудники и выпускники присутствуют в международном образовательном пространстве? Или за стремлением к подобному признанию стоят скорее практические интересы?
Если дипломы советского образца далеко не всегда давали возможность самореализоваться за рубежом, то теперь, особенно после того, как в 2015 году решением министров образования стран общеевропейского пространства наша страна была принята в Болонский процесс, есть твердое намерение максимально интегрироваться в мировую систему. С какой точки стартуем? По словам ректора БГУ Сергея Абламейко, существует так называемая высшая лига университетов, в которую входит 600 — 700 вузов. В БГУ ориентируются на три международных рейтинга — британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS), британского издания Times Higher Education (THE) и Шанхайский рейтинг — Academic Ranking of World Universities (ARWU). В двух из них Белгосуниверситет присутствует. До безусловных лидеров — Гарварда, Стэнфорда или Кембриджа — ему далеко, но свои позиции вуз поступательно улучшает, хотя это и очень трудно. К примеру, в сентябре 2016 года БГУ занял 354–е место в рейтинге QS. Для сравнения: в 2015–м он был на 421 — 430–й позиции, а впервые вошел в топ–500 лучших университетов мира лишь в 2014–м. Есть в рейтинге QS и Белорусский национальный технический университет, у него пока по итогам прошлого года позиция 701+. Еще три вуза включены в «табель о рангах» без указания позиции. В общем, результаты достаточно скромны. Но надежда на лучшее есть. Что подтверждает и региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии консалтинговой компании Quacquarelli Symonds Зоя Зайцева:
— Критерии нашего рейтинга достаточно традиционные: академическая репутация, репутация среди работодателей, индекс цитирования научных трудов, соотношение числа преподавателей и студентов, количество иностранных студентов и сотрудников. Белорусским университетам есть над чем поработать. Зона, где я вижу наибольший потенциал для роста, — это узнаваемость в академической среде и среди работодателей.
По мнению эксперта, наши вузы самобытны и узнаваемы, проблема в другом — на постсоветском образовательном пространстве, увы, пока нет привычки себя хвалить. Между тем реклама — двигатель торговли, и британские эксперты настоятельно рекомендуют «торговать лицом», особенно если оно располагает к себе коллег и абитуриентов. Нужно учиться рассказывать о своих достижениях, причем регулярно, чтобы узнавали не только по шлейфу прежних заслуг, но и по тенденции к стабильному росту, развитию.
— Участие вуза в международном рейтинге дает в первую очередь конкурентоспособность, признание диплома на межгосударственном уровне, — напоминает Зоя Зайцева. — Это та добрая услуга, которую университет способен оказать своим выпускникам, которые выйдут на мировой рынок.
Еще один бонус от упоминания университета в международных рейтингах — возможность привлечь продвинутую и мобильную молодежь. Она в поисках лучшего образования ориентируется уже не на пример мамы, папы или соседа, а на потенциал вуза. И сегодня нашим университетам приходится бороться даже за белорусских студентов, подумывающих о получении образования за границей, не говоря уже об иностранных. По данным Белстата, на начало 2016/2017 учебного года в высших учебных заведениях страны грызли гранит науки 15,1 тысячи граждан из ближнего и дальнего зарубежья. Это 4,8% от общей численности студентов — почти втрое больше, чем десять лет назад, но в разы меньше, чем в ведущих вузах Европы.
— В мире примерно 30 тысяч университетов, и, когда образование стало массовым, перед абитуриентами и работодателями встал вопрос: на какой университет равняться? — признает актуальность проблемы проректор по учебной работе БГУ Алексей Толстик. — Наше образование не должно быть оторвано от общемирового, и нам важно видеть, как мы смотримся на международном уровне.
Как видим, понимание, какие выгоды можно извлечь из своего международного статуса, у наших вузов имеется. Но хватит ли сил для создания высокого реноме? Возьмем такой важный аспект, как информатизация. В вузах в один голос говорят, что многое здесь зависит от финансирования, которое, увы, далеко от идеального. Университеты хотели бы, к примеру, иметь более широкий доступ к базам данных мировых научных журналов. В ответ Минобразования призывает искать финансовые источники путем объединения усилий разных вузов...
Кстати
Составители авторитетных международных университетских «хит–парадов» ежегодно обнародуют как общие, так и предметные рейтинги. В последних учитываются особенности отдельных научных или предметных областей. Такой рейтинг может быть полезен в первую очередь тем, кто определился со сферой интересов и хочет подробнее узнать о наиболее авторитетных вузах того или иного профиля.
Факт
В 2015/2016 году более половины иностранных студентов оказались гражданами Туркменистана и России, на третьем месте — китайцы.
Справка «СБ»
На начало учебного года в 51 вузе страны насчитывалось 313,2 тысячи студентов. Выбор специальностей у нынешних первокурсников распределился так:
экономический и юридический профиль — 34%;
технический и строительный — 24%;
педагогический — 10%;
сельскохозяйственный — 9%;
социальной направленности — 6%;
гуманитарный профиль — 7%.
Комментарии (0)