20 Апреля, 2024 Суббота

Какая помощь нужна скорой помощи в Барановичах?

  • 08 февраля 2017 Общество Русский 0

    Больше пяти минут тишины в диспетчерской станции скорой и неотложной медицинской помощи не бывает. То и дело раздается очередной звонок: помогите, приезжайте поскорее! И вот уже бригада «скорой» отправляется спасать пациента. Даже если его здоровью и жизни ничего особенно и не угрожает…

    Цифры и факты

    – Всегда напряженными выдаются выходные и праздничные дни, – говорит руководитель смены станции скорой и неотложной медицинской помощи Татьяна Фомина. – В период с вечера пятницы и до обеда понедельника количество вызовов существенно увеличивается. И чаще всего причиной обращения за неотложной помощью становится нарушение режима пациентами с хроническими заболеваниями (нарушения в питании, приеме алкоголя, отказ от медицинских препаратов).

    Отметим, что всего за прошлый год в неотложку поступило 59 500 вызовов.

    – Причем около 70 позвонивших вполне могли сами обратиться за медицинской помощью в поликлиники, поскольку непосредственной угрозы жизни людей не было, – подчеркивает Василий Бацкалевич, заведующий станцией скорой и неотложной медицинской помощи. – Из этого количества 19 процентов и вовсе позвонили в часы работы городских поликлиник.

    В результате вызовов «скорой» по поводу и без Барановичи едва-едва вложились в показатель, предусмотренный территориальной программой, – 290 вызовов на 1 000 человек населения.

    В «скорую» звонят с жалобами на повышенную температуру («Уже 38 градусов, срочно приезжайте!»), на кашель («Не проходит целых пять дней»), на головную боль («Немедленно дайте мне обезболивающее»).

    – Конечно, мы не отказываем в помощи, но задумывался ли кто-нибудь из пациентов, насколько неэффективно расходуются ресурсы? – задается вопросом Татьяна Фомина. – Один выезд «скорой» обходится бюджету в 47 рублей 20 копеек. Десятки и сотни необдуманных вызовов делают городской бюджет и республику в целом беднее. Значит, у государства не хватит денег, чтобы повысить пенсию пожилому человеку, заработную плату тому самому работнику бюджетной сферы, который поленился идти в поликлинику с кашлем или температурой. Если бы люди понимали это, то много раз подумали бы, прежде чем набрать номер 103.

    А пока что Барановичи устанавливают свои «рекорды». Так, один из пациентов за 20 дней января вызвал «скорую» 21 раз. Еще у нас есть больной, вызывающий помощь по три раза на день.

    О пользе вопросов и честных ответов

    – Что у вас случилось? – с такого вопроса обычно начинает разговор с позвонившим фельдшер по приему и распределению вызовов.

    В ответ же может услышать все что угодно — от подробного перечисления симптомов болезни за последние 30 лет до нервных выкриков «Какая разница, быстрее выезжайте, тут человеку плохо!».

    – Люди зачастую не понимают, что диспетчер задает вопросы не из праздного любопытства, а для того, чтобы как можно точнее установить, какая именно помощь требуется, – рассказывает Василий Бацкалевич.

    Разумеется, если позвонивший скажет, что кто-то потерял сознание, попал в аварию или уведомит о другой экстренной ситуации, диспетчер ограничится минимумом вопросов, выяснит лишь адрес пострадавшего и телефон, по которому можно связаться с человеком, вызывавшим помощь. Когда же речь идет о менее тяжелых ситуациях, без вопросов не обойтись.

    Однако у общения с диспетчером есть и обратная сторона – излишняя разговорчивость пациента. Фельдшер не нуждается в информации о том, с кем проживает позвонивший, когда к нему приезжали дети или внуки, и о чем-то другом.

    В зависимости от того, какая помощь требуется, на вызов выедет одна из бригад: интенсивной терапии, врачебная, фельдшерская либо одна из специализированных бригад – интенсивной терапии, педиатрическая или психиатрическая. Все они отличаются как по составу медицинских работников, так и по их количеству.

    – Неверная квалификация вызова влечет за собой ошибку в направлении бригады медиков, – подчеркивает Татьяна Фомина. – Если позвонивший преувеличит проблему – а такое в нашей практике встречается нередко, – диспетчер направит на вызов бригаду интенсивной терапии, которая призвана оказывать пациентам экстренную помощь. В итоге врачи будут, к примеру, оказывать помощь человеку с небольшим порезом (который во время вызова «скорой» позвонивший может представить как сильно кровоточащую рану), а где-то помощи может не дождаться человек, серьезно пострадавший в ДТП.

    Права и обязанности

    Звонки в «скорую» поступают не только от самих пациентов или их родственников, но и от случайных очевидцев. К примеру, едет человек в автобусе, увидел, что на остановке на лавочке кто-то лежит. И, не задумываясь, набирает 103, продолжая ехать по своим делам.

    – Прежде чем позвонить в «скорую», следует подойти к человеку и спросить у него, требуется ли помощь, – говорит Василий Бацкалевич. – А если необходимо вмешательство медиков, нужно не просто вызвать скорую помощь, но и дождаться приезда бригады.

    В практике «скорой» немало примеров того, как сердобольные граждане вызывали помощь перепившему человеку, лежащему на газоне. И уходили. Когда же спустя время на указанное место приезжала скорая помощь, «пострадавшего» уже не было.

    – Через полчаса мог поступить еще один вызов с соседней, например, улицы, куда успел перебраться тот самый перепивший гражданин, – говорит Татьяна Фомина.

    Чтобы не заставлять врачей гоняться по городу за призраками, после вызова необходимо дождаться приезда бригады медиков. И в случае, если «больной» переместился или отказался от помощи, сообщить об этом по телефону.

    Работники «скорой» подчеркивают: хорошо, что людям не все равно, когда кто-то лежит на земле. Однако помощь прохожих должна заключаться не только в вызове неотложки, но и в личном участии.

    А статья 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает даже уголовную ответственность за оставление человека в опасности.

    Так что, помня о своих правах на медицинскую помощь, нельзя забывать и об обязанностях.

    Кому нести носилки?

    Немало спорных моментов связано в практике неотложки и с транспортировкой больных. Казалось бы, если близкий нуждается в срочной госпитализации, сделаешь все возможное, чтобы помочь ему побыстрее попасть в больницу. На деле выходит совсем не так.

    – Помогать медицинским работникам нести носилки родственники больных зачастую отказываются, говорят, что это наша работа, – говорит Татьяна Фомина. – Но смогут ли, к примеру, две худенькие женщины вынести на руках с пятого этажа грузного мужчину? Без сомнения, если речь идет о пожилых родственниках, женщинах, они тоже не смогут вынести на носилках тяжелого мужчину. Однако в такой ситуации всегда можно найти выход: если дома нет никого физически выносливого, всегда можно обратиться за помощью к соседям, просто прохожим.

    На практике и это делать родные больных не хотят.

    Врач бригады интенсивной терапии Нина Войтик вспоминает недавний случай:

    – Нужно было срочно госпитализировать мужчину с инфарктом. Мы попросили жену позвать кого-то из соседей, чтобы помогли нам. Она в ответ: «Никого нет дома, некого звать. Несите сами». Пришлось мне самой идти по соседям. Спустилась на один этаж – и сразу нашла четырех крепких мужчин. И ни один из них не отказался помочь спустить носилки.

    – Чем меньше будет споров и пререканий с медицинским работником, тем быстрее ваш близкий получит помощь, – подчеркивает Василий Бацкалевич. – Споря о том, кому нести носилки, вы на самом деле вредите больному человеку.

    Почему не снимают трубку

    «Вот вы там чай пьете, ходите неведомо где, а тут человек умирает!» – и такие обвинения приходится выслушивать диспетчерам неотложки.

    – На самом деле в диспетчерской всегда работает два человека, – рассказывает Василий Бацкалевич. –Один фельдшер принимает звонки, второй – распределяет вызовы между бригадами. А если в трубке позвонивший слышит длинные гудки, это означает, что сейчас диспетчер принимает другой вызов. Просто так работает наша телефонная станция.

    Случается, что позвонившие разговаривают и с автоответчиком, не дождавшись, пока диспетчер снимет трубку. А после жалуются: «Я же вызывал «скорую», почему никто не едет?».

    – В нашем обслуживании, кроме прочего, находится и участок трассы М-1 Брест-Минск-граница Российской Федерации, по которому проезжает много иностранцев, – объясняет Татьяна Фомина. – Чтобы они смогли вызывать помощь в случае необходимости, автоответчик записан на английском языке. Не пугайтесь, если слышите иностранную речь, а просто дождитесь ответа диспетчера.

    Как все устроено

    Чтобы своими глазами увидеть, как работает «скорая», корреспондент «Нашего края» несколько часов провела на станции.

    … Едва заходим в диспетчерскую, как тут же раздается звонок. Пожилая женщина требует врача, жалуется на боль в суставах. В ходе подробного расспроса, который ведет фельдшер по приему и распределению вызовов Лариса Ефимик, выясняется, что пенсионерка болеет уже несколько месяцев. За это время прошла обследование у ревматолога, сдала необходимые анализы, получила назначение врача. Однако прописанные таблетки боль не снимают.

    Лариса Васильевна советует пенсионерке обратиться к участковому врачу, чтобы назначили другие препараты. Бабушка настаивает на приезде " скорой". Мол, что ж теперь, страдать от боли?

    – Поймите, что выпить обезболивающее вы можете и самостоятельно, у вас же дома есть нужные лекарства? – продолжает уговаривать позвонившую пенсионерку Лариса Ефимик. Получив утвердительный ответ, продолжает разговор: – Вот видите, зачем же гнать к вам бригаду врачей, если вы и сами можете принять таблетку.

    Бабушку удалось уговорить. Тут же раздается следующий звонок. Женщина просит помощи для ребенка, который сильно простыл, ему тяжело дышать, начинает задыхаться.

    Второй дежурный фельдшер, Ольга Докучиц, немедленно адресует вызов педиатрической бригаде скорой помощи.

    Все вызовы отображаются на мониторе компьютера. Они высвечиваются разным цветом: красным – те, на которые еще не отправлена бригада, желтым – бригада уже направлена, белые – помощь оказана, но документы пока не оформлены, а зеленый означает, что работа с этим вызовом уже закончена.

    – Все сведения хранятся у нас в компьютере, в том числе и сведения по прошлым вызовам, – рассказывает Лариса Ефимик. – Когда человек звонит, мы видим, с чем он обращался в прошлый раз и когда это было.

    А еще эти сведения тщательно анализируются. Если выявляются пациенты, которые часто вызывают врача по поводу какого-либо симптома, сведения передаются в поликлиники по месту жительства человека. Чтобы участковый врач мог принять необходимые меры и пациент получил необходимое лечение.

    На вызов

    Тем временем поступает следующий вызов: женщина жалуется на сбои в работе ритма сердца. На этот вызов направляется бригада интенсивной терапии. Напрашиваюсь поехать вместе с медиками, чтобы посмотреть «полевую работу».

    На вызов отправляются уже знакомый врач Нина Войтик и два фельдшера – Алексей Груца и Евгений Филипчик. Не прошло и тех самых положенных нормативом пятнадцати минут, как мы уже мчимся в сторону Южного микрорайона. По дороге фельдшеры показывают «начинку» автомобиля, особый упор делая на чудо-прибор – дефибриллятор «Zoll», с набором функций для проведения расширенной реанимации.

    На «скорой» таких приборов два. Они позволяют оказать необходимую помощь больному с острыми заболеваниями сердца, например при внезапной смерти, вызванной тяжелыми нарушениями ритма; при редком сердцебиении.

    Оказывается, это не единственное чудо техники, работающее на медиков. Алексей Груца демонстрирует экран смартфона, на котором видна распечатка кардиограммы.

    – Мы все подключены к «Вайберу» и можем сбрасывать в мессенджер информацию для консультации с врачами из городской больницы, – объясняет Алексей. – Вот эту кардиограмму в отделение кардиологии несколько минут назад сбросили наши коллеги из другой бригады. Кардиологи подтвердили подозрение: инфаркт. Больного уже везут в приемное отделение. А там ждет бригада рентгенэндоваскулярных хирургов. Минут через пять такой пациент будет уже на операционном столе — и проходимость в сосудах будет восстановлена.

    Признаться, даже не подозревала, что работа организована столь оперативно. Увиденное действительно впечатлило.

    Мы же подъезжаем к дому вызвавшей врачей женщины.

    – За несколько дней это уже не первый вызов, – говорит Нина Николаевна по пути к дому. – Опять, видимо, сорвался сердечный ритм. Ничего, сейчас восстановим.

    Женщина здоровается с врачом и фельдшерами как со старыми знакомыми. Тут же надевает маску: «Простыла я, чтоб вас хоть не заразить». Рассказывает, какие принимает препараты и что самостоятельно восстановить ритм сердца не удалось.

    Сняв кардиограмму, фельдшеры готовят инъекцию. И медленно, буквально по десятой доле миллиметра, вводят лекарство.

    Женщина внимательно прислушивается к своему сердцу. Минут через 10 говорит, что все нормализовалось. Однако одним словам верить врачи не привыкли. Снимают кардиограмму снова. И лишь убедившись, что все в порядке, начинают собираться.

    – Обязательно напишите, какие замечательные врачи у нас работают на скорой помощи, – говорит женщина журналисту. – Такие вежливые, внимательные. Спасибо им большое!

    – Конечно, такое отношение встречается не всегда, – говорит Нина Войтик после того, как вышли от пациентки. – Бывает, и обругают. Но добрые слова очень приятны. Они подтверждают, что мы делаем хорошее и нужное дело.

    Когда для скорой нет дороги

    Вернувшись в машину, Нина Войтик по рации связывается с диспетчерской. Оттуда поступает новое задание: по дороге отвезти пациента в больницу.

    Забрать мужчину с нарушением сердечного ритма нужно из филиала центральной поликлиники, расположенного на улице Коммунистической. Если ехать через дворы, добраться до места назначения можно за пару минут. Однако машина направляется в объезд.

    – Кто-то из местных жителей во дворе жилых домов положил поперек дороги бетонный блок, – говорит Нина Николаевна. – Теперь ни одна машина экстренных служб проехать там не может.

    Вот так, думая только о своем комфорте, люди ставят под угрозу чужую жизнь. Ведь случись в этих дворах что-то серьезное, например пожар, быстро добраться до места происшествия будет весьма проблематично.

    Мы тем временем подъезжаем к филиалу поликлиники. И… останавливаемся от нее в десятках метров: подъехать ближе карета скорой помощи не может.

    – Это единственная поликлиника в городе, к которой нет подъезда, – говорит Нина Николаевна. –А между тем сделать это можно было бы достаточно просто: стоит всего лишь расширить немного имеющуюся здесь пешеходную дорожку, и мы могли бы подъехать к самому входу. А так в случае необходимости больного на носилках придется нести достаточно далеко.

    К счастью, мужчина, которого нужно везти в больницу, передвигается сам. Забрав необходимые документы, направляемся в приемный покой городской больницы.

    – Еще 12 часов, а наш пациент стал уже 21-м человеком, доставленным в больницу, – говорит Алексей Груца.

    Бригада скорой помощи тем временем возвращается на базу. Впереди – короткий перерыв на обед, если не случится ничего непредвиденного…

    К сведению

    В день в диспетчерской скорой помощи раздается в среднем около 170 звонков. В зависимости от сезона и времени суток это число меняется. Так, зимой количество вызовов может доходить и до 250, а летом в спокойные дни снижаться до 130.

    Будьте в курсе

    Все вызовы, поступающие на станцию скорой и неотложной медицинской помощи, подразделяются на три категории.

    Экстренные: сообщения о ДТП, людях, находящихся без сознания, острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт), инфаркт, кровотечение с угрозой для жизни, электротравма и другие подобные состояния, когда имеется реальная угроза жизни.

    Бригада медиков выедет не позже чем через 4 минуты после поступления вызова.

    Срочные: сердечный приступ, нарушения ритма, приступ астмы, травма средней тяжести и другие заболевания, которые в момент обращения не представляют опасности для жизни и здоровья пациентов.

    «Скорая» выедет на вызов в течение 15 минут.

    Неотложные: боль в груди, повышенное давление, аллергия, рвота и другие состояния, которые могут привести к ухудшению здоровья пациента в течение суток.

    На них врачи должны выехать в течение часа.

    Рассчитывая время прибытия медиков, не забудьте учесть время, которое потребуется на дорогу. В городе на дорогу планируется 15 минут, в районе – 30 минут.

    Помните!

    Содействие медицинским работникам, оказание первой помощи пострадавшему – прямая обязанность каждого человека. Она прописана в законе «О здравоохранении».

    В статье 63 указано, что физические и юридические лица обязаны содействовать медицинским работникам при оказании медицинской помощи.

    Кстати

    Вызвать «скорую» можно не только по номеру 103, но и набрав городской номер 42-42-80.

    Если случилась авария или другая трагедия и помощь требуется незамедлительно, можно позвонить по номерам 101 и 112, – специалисты службы МЧС переадресуют вызов на станцию скорой и неотложной медицинской помощи.

    Автор: Ирина СОСНИНАНаш край

Комментарии (0)